Автомобильный рынок, как никакой другой находится под пристальным изучением различных мировых аналитических агентств, исследователей, а также чиновников профильных ведомств. Этим часто можно объяснить некоторые несовпадения их оценок и конкретных цифр. Но, в принципе, в самом главном они сходятся.
Прошедший 2024 год особо не выделялся в череде последних нескольких лет, если бы не одно обстоятельство. Но о нем мы скажем ниже. А расклад достаточно интересный и показывает расстановку сил в современном автомобильном мире. Сразу отметим, что российского авторынка и российского автопрома в этих раскладах, к сожалению, нет.
Начнем с того, что автомобилестроение, как никакая другая отрасль мировой экономики последние три десятилетия была подвержена тренду глобализации. Результатом которой стало формирование огромных автомобильных групп и концернов, которые включили в себя большое число различных автопроизводителей и их брендов. Вот в этом было бы неплохо подразобраться.
Например, образованный совсем недавно в 2021 году концерн Stellantis включает 14 автопроизводителей французских, итальянских, американских, в свою очередь, ранее входивших в два объединения PSA (Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall) и FCA (FIAT и его итальянские дочки, а также американские Chrysler, RAM, Dodge и др). Но отметим, что ни один из его брендов не попал в топ-лист мировых брендов.
Групповой расклад по итогам 2024 года представлен в таблице ниже.
Табл. 1
ТОП-10 мировых автопроизводителей, млн шт.
Консолидированные в группы различные автопроизводители из разных стран показывают общий групповой результат, формируя суммарный вес на мировом автомобильном рынке. Недавно произошел забавный случай. В нашем материале о том, как чешский автопроизводитель Skoda ищет новые рынки сбыта после ухода из России, наш канал столкнулся с комментариями, где ряд читателей начали нас обвинять в незнании того, что чешская автокомпания является частью Volkswagen. Пришлось им объяснять, что, хотя группа немецкая, но марка все равно осталась чешской.
Поэтому следом посмотрим на расклад ведущих мировых марок на авторынке планеты.
Табл.2
ТОП-10 автомобильных брендов мира в 2024 году
Мощь автомобильных концернов подпитывается силой входящих в них брендов. И тут наблюдается очень интересная картина. Автокомпании можно подразделить на несколько типов. Например, такие диверсифицированные как Volkswagen Group. В состав которого входит немецкий Audi и чешская Skoda, испанские SEAT и Cupra, английский Bentley. В такой компании на главный бренд группы немецкий Volkswagen приходится более половины продаж. Или вышеупомянутый Stellantis.
Ряд автоконцернов не имеют такого диверсифицированного состава и одному бренду приходится вытягивать рейтинг. К их числу относится китайский BYD, у которой пока не сформирована своя группа. Также не такие сильные дочки у Toyota Motors, где локомотивом является собственно Toyota, а его дочки Daihatsu и даже Lexus не являются столь мощными автопроизводителями в абсолютном исчислении продаж. Мощь корейского гиганта подпитывается из двух источников – Hyundai и KIA. Третий корейский производитель Genesis пока еще небольшой игрок.
И, наконец, а какие модели являются "ударным отрядом" каждого автобренда. Кто возглавляет рейтинг автомобильных симпатий большинства населения планеты. Примечательно, что Илон Маск и тут попал в точку. Его кроссовер Tesla Model Y по итогам прошлого года оказался самой популярной моделью в мире. Toyota Corolla оказалась «номер 2», а кроссовер Toyota RAV4 – третьим в мировом зачете. Недавно наш канал рассказ о 30-летней истории этой модели.
Большие американские пикапы Ford F-Series и Chevrolet Silverado также удерживают свои позиции, как и популярные кроссоверы Honda CR-V, Hyundai Tucson и VW Tiguan. Но в первую десятку стремительно ворвался первая китайская модель – BYD Song
Табл. 3
ТОП-10 самых популярных моделей мира в 2024 г.
И в заключении, напомним, что аналитическая группа focus2move собрала данные по 159 рынкам стран, расположенных на всех континентах планеты. Поэтому ее данные считаются репрезентативными. За бортом остались такие рынки как Вануату и Сан-Томе и Принсипи, продажи на которых мизерны и сравнимы разве что со статистической погрешностью.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz