Volkswagen Cross Coupé расходует всего 1,8 л на 100 км
Концептуальный SUV с гибридным приводом TDI-Plug-In-Hybrid с объёмом выброса CO2 всего 46 г/км
Общая мощность силовой установки Cross Coupé составляет 225 кВт; ведущими колесами в режиме электротяги являются задние
Вольфсбург/Женева, март 2012 г. Любые исследования, независимо от того, в какой области они проводятся, всегда нацелены на поиск решений, открывающих пути в будущее. В декабре 2011 года таким проводником в будущее был Cross Coupé — концептуальный SUV марки Volkswagen — который, благодаря расходу всего в 2,7 л топлива на 100 км пути (что аналогично уровню выброса CO2 62 г/км), продемонстрировал путь технического развития, при котором SUV, несмотря на высокую динамику и полный привод, может быть исключительно экономичным автомобилем. В движение этот концептуальный гибрид Plug-In-Hybrid приводился двумя электродвигателями и одним бензиновым двигателем с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива (TSI). Однако исследования означают также и постоянное расширение пределов возможного. И именно здесь марка Volkswagen сумела продвинуться ещё на один шаг вперёд. В результате был создан ещё более экономичный автомобиль Cross Coupé с турбодизельным двигателем с системой непосредственного впрыска (TDI) и двумя электромоторами, имеющий сенсационно низкий средний расход топлива: 1,8 л/100 км, определённый по новому европейскому ездовому циклу (NEFZ). Такой расход соответствует уровню выброса CO2 всего 46 г/км. Поясним: Cross Coupé — это развивающий скорость 220 км/ч и обладающий мощностью 225 кВт/306 л. с. (суммарная мощность) SUV со снаряженной массой 1858 кг. Volkswagen представляет концептуальный TDI-Plug-In-Hybrid в качестве мировой премьеры на Женевском международном автосалоне.
Сплав эффективности и удовольствия от вождения
Симбиоз высоких технологий. Технически SUV базируется на новой модульной платформе с поперечным расположением силового агрегата (MQB) концерна Volkswagen AG. В рамках платформы MQB разработаны определённые конструктивные параметры, которые (для всех построенных на ней конструктивных рядов и марок) унифицированы, например, расстояние между педалью акселератора и центром передних колёс, а также присоединительные размеры всех двигателей. Равным образом есть параметры, которые можно изменять. К ним относятся, к примеру, колёсная база, ширина колеи передних и задних колёс и размерность колёс. В новом Cross Coupé, созданном на платформе MQB, слиты воедино элементы SUV будущего поколения (передний и задний мосты, двигатель TDI мощностью 140 кВт/190 л. с. нового поколения (EA288), 7-ступенчатая КП DSG и компоненты, разработанные научно-исследовательским подразделением Volkswagen Konzernforschung (литий-ионная батарея в центральном тоннеле, электродвигатель привода передних колёс мощностью 40 кВт, и электродвигатель привода задних колёс мощностью 85 кВт, электрическая трансмиссия).
Разнообразие вариантов. Cross Coupé эффектно демонстрирует, насколько большое количество вариантов может быть реализовано на технической платформе MQB. Речь идет о том, что благодаря модульной системе концепт может быть выполнен не только с приводом Plug-In-Hybrid (тяговая аккумуляторная батарея с разъёмом для зарядки от внешнего источника), но и как полный гибрид (без интерфейса для подключения внешнего источника для зарядки батареи), а также просто с двигателем внутреннего сгорания или электроприводом.
Эффективность и динамика. Эффективные технологии привода могут обеспечить исключительные динамические характеристики. Новый Cross Coupé и эту возможность демонстрирует в высшей степени эффективно. Благодаря сочетанию образцовой топливной экономичности и динамики, способной удовлетворить самые высокие запросы, появляется полноприводный спортивный автомобиль, никогда ранее не создававшийся с такой последовательностью. Представленный в Женеве Cross Coupé ускоряется с 0 до 100 км/ч всего за 6,5 с. Двигатель TDI уже на режиме низких оборотов (в диапазоне до 1600 об/мин) развивает максимальный крутящий момент 400 Нм. При одном нажатии кнопки оба тяговых электродвигателя добавляют к ним ещё 180 Нм (передний) и 270 Нм (задний). При резком ускорении, когда все двигатели работают на режиме полной мощности, в системе привода реализуется суммарный крутящий момент 700 Нм. С таким показателем крутящего момента концепт вторгается в сферу спорткаров и при этом расходует топлива меньше, чем типичный компактный автомобиль!
Интеллектуальный симбиоз систем привода
Нулевые выбросы вредных веществ благодаря электродвигателям. В режиме движения на электрическом приводе при скорости ограниченной в этом случае до 120 км/ч концепт способен преодолеть расстояние до 45 км. Таким образом, большинство людей во всём мире, регулярно пользующихся автомобилем для поездок на работу и с работы, могут делать это, не нанося ущерба окружающей среде. При движении исключительно на электрической тяге привод осуществляется только на задние колёса. Для этого турбодизель и электромотор привода передней оси с помощью сцепления отсоединяются от трансмиссии и отключаются. Сцепление со стороны коробки передач остаётся при этом замкнутым, 7-ступенчатая КП DSG соответствующим образом интегрирована в трансмиссию. Кроме того, водитель может самостоятельно принимать решение, двигаться ли на максимально возможное расстояние на электрическом приводе (пока хватает заряда аккумуляторной батареи) или нет. Для этого ему достаточно просто нажать клавишу выбора режима привода, расположенную рядом с рычагом селектора. Как только степень зарядки аккумуляторной батареи или другой параметр потребует подключения турбодизеля, он снова за доли секунды и без каких-либо заметных рывков подсоединяется к трансмиссии.
Высоковольтная аккумуляторная батарея в центральном тоннеле. При движении только на электрической тяге электродвигатель привода задних колес получает энергию от литий-ионной батареи, состоящей из восьми модулей. Батарея, способная отдавать до 9,8 кВт ч, расположена в центральном тоннеле концепт-кара Cross Coupé. Рассчитанный на напряжение 370 В и установленный в переднем моторном отсеке силовой электронный модуль управляет высоким напряжением, идущим к батарее и от батареи, а также к электродвигателям. Бортовая сеть, в свою очередь, получает необходимое напряжение питания (12 В) от преобразователя, в котором постоянный ток высокого напряжения преобразуется в постоянный ток с напряжением 12 В. Наличие компонентов электропривода никак не уменьшает размеры полезного пространства. Зарядка батареи осуществляется либо от внешнего источника (через разъём 230 В), либо во время движения автомобиля.
Зарядка одним нажатием кнопки. Водитель может принудительно (с помощью ещё одной кнопки, расположенной рядом с рычагом селектора) активировать режим зарядки тяговой батареи от двигателя TDI во время движения автомобиля, например для того, чтобы, добравшись до места назначения, иметь достаточный запас электроэнергии для движения в экологических зонах, въезд в которые для автомобилей с нулевым уровнем вредных выбросов может быть бесплатным. Величина текущего запаса хода на электрической тяге, а также общего запаса хода концепта Cross Coupé постоянно отображается на комбинации приборов. Распределение потоков энергии и управление приводом контролируется модулем управления силовой установкой с учётом соответствующей нагрузки, задаваемой водителем. Водитель может выбрать один пяти режимов движения: City (экологичный режим с минимальным расходом энергии), Sport (высокая динамика), Offroad (постоянный полный привод), режим «E» (электрический привод) и режим «Зарядка» (с помощью двигателя TDI). Кроме того, Cross Coupé может использоваться в комбинированных режимах тяги, при которых двигатели и оси подключаются или отключаются по мере необходимости.
Нулевой уровень вредных выбросов. Как уже упоминалось, при движении исключительно на электрической тяге привод осуществляется только на задние колёса. Для этого турбодизельный двигатель и электродвигатель привода передней оси отсоединяются от трансмиссии и отключаются.
Нулевой уровень вредных выбросов в режиме движения накатом. Как только водитель убирает ногу с педали акселератора, (при высоком уровне зарядки высоковольтной аккумуляторной батареи), все двигатели отключаются и отсоединяются от трансмиссии. В этом случае речь идёт о движении накатом. Вредные вещества в атмосферу не выбрасываются.
Нулевой уровень вредных выбросов в режиме рекуперации энергии. Когда водитель перестаёт нажимать педаль акселератора и переносит ногу на педаль тормоза, а степень заряженности высоковольтной батареи недостаточная, оба электродвигателя работают в режиме генераторов, и энергией, получаемой при торможении, заряжают литий-ионную аккумуляторную батарею. Двигатель TDI и в этом случае не работает и отсоединён от трансмиссии.
Интенсивный разгон. Когда требуется резкий рывок вперёд, мощность электродвигателей используется совместно с мощностью двигателя внутреннего сгорания. На языке мира гибридного привода это слияние мощности называют режимом «Boost», или режимом поддержки ускорения. В этом случае Cross Coupé становится полноприводным.
Режим Offroad. Когда водитель целенаправленно выбирает режим Offroad, в работу тоже включаются все четыре колеса. В этом случае передний электродвигатель, получающий электроэнергию с помощью двигателя TDI, играет роль источника питания для своего двойника, расположенного на задней оси. Поскольку энергия для привода задней оси подаётся по проводам, а не с помощью механической передачи, речь идёт о трансмиссии электрического типа. Из-за того что двигатель TDI в режиме Offroad приводит в движение электродвигатель привода задних колёс отчасти с помощью переднего электродвигателя, полный привод доступен и в том случае, когда литий-ионная батарея заряжена не полностью.
Движение только с использованием двигателя TDI. Всегда, когда движение осуществляется только за счёт двигателя TDI (в этом случае Cross Coupé представляет собой обычный переднеприводный автомобиль), с помощью переднего электродвигателя осуществляется подзарядка высоковольтной аккумуляторной батареи. Когда используются все доступные автомобилю источники энергии, при среднем расходе в 1,8 л/100 км и ёмкости топливного бака 55 л запас хода может достигать 1287 км.
Новый двигатель TDI для Cross Coupé
Двигатели для платформы MQB. Как уже упоминалось, двигатель TDI, установленный на Cross Coupé, представляет собой один из тех двигателей, которые были специально разработаны для применения в модульной платформе с поперечным расположением силового агрегата (MQB). Важной особенностью платформы MQB являются единые присоединительные размеры всех двигателей. Поэтому Volkswagen разработал два новых модельных ряда двигателей. При этом, как уже упоминалось, EA288 относится к модельному ряду дизелей. Бензиновые двигатели представлены модельным рядом EA211. В рамках платформы MQB с помощью этих двух семейств двигателей и соответствующих электромоторов могут быть реализованы все классические, альтернативные и гибридные системы привода.
Линейка турбодизельных двигателей. Новый двигатель TDI для платформы MQB будет существовать в вариантах с рабочим объёмом 1,6 и 2,0 л, а также мощностью от 66 кВт/90 л. с., до 140 кВт/190 л. с. — такой же мощностью, как у двигателя, установленного на концепте, который представлен в Женеве. Дизельный двигатель не только отличается высокими экологическими показателями, очень экономичен и обладает большим крутящим моментом, но и отличается высоким техническим совершенством и плавностью работы. Пример двигателя 2,0 л TDI для Cross Coupé: здесь используются два уравновешивающих вала, установленных на подшипниках качения. Они гасят обусловленные конструкцией поршневого двигателя силы инерции. На акустический комфорт положительное влияние оказывают также зубчатая цепь привода масляного и вакуумного насосов, работающая в поддоне масляного картера, и инкапсулированные топливные форсунки.
SUV c динамикой купе
Приземистей других внедорожников. Длина модели Cross Coupé равна 4357 мм — она длиннее, чем Golf, и короче, чем Tiguan. По ширине (1868 мм) и высоте (1523 мм) модель тоже занимает промежуточное место между этими бестселлерами марки. Кроме того, нельзя не заметить, что концепт-кар по отношению к габаритной длине автомобиля имеет очень большую колёсную базу — 2630 мм (на 52 мм больше, чем у модели Golf и на 26 мм больше, чем у модели Tiguan). Поэтому свесы кузова (передний: 855 мм, задний: 860 мм) — короткие, а общие пропорции всех элементов в совокупности исключительно выразительные и динамичные. Энергичный облик подчёркивает широкая колея передних (1585 мм) и задних (1613 мм) колёс. За пределами асфальтированных дорог, в свою очередь, большую важность приобретают такие параметры, как углы въезда/съезда и угол рампы. Угол въезда равен внушительным 24,2 градусам, а угол съезда имеет исключительно большое, с точки зрения внедорожных возможностей, значение: 32,5 градуса. Угол рампы, значение которого важно для преодоления поперечных гребней, равен 15 градусам.
Выразительный силуэт Coupé. Характерные особенности дизайна Cross Coupé — это очень длинный капот, новый дизайн передней части, смещённый далеко назад салон и очень низкая по сравнению с обычными SUV поясная линия. В целом дизайнерам удалось сделать облик автомобиля атлетичным, сохранив чёткость линий. К общему выразительному облику Cross Coupés как нельзя лучше подходят 20-дюймовые легкосплавные диски с шинами размерности 265/45. В задней части над колёсными арками находятся имеющие характерную для купе форму мощные задние стойки.
Выразительный дизайн передней части. Характерные горизонтальные линии «лица» Volkswagen в случае Cross Coupé символизируют связь между настоящим и будущим. Дизайнеры отступили от используемых в настоящий момент решений и физически соединили двойные ксеноновые фары с помощью хромированных планок решётки радиатора. Внешне они выглядят как две расположенные друг напротив друга хромированные полосы, соединяющие фары. Выходящие наружу подобно крыльям концы хромированных планок подчёркивают ширину и при этом являются элементом новой концепции системы наружного освещения. В нижнюю планку интегрированы дневные ходовые огни, в верхнюю — указатели поворота. В самом низу, в бампере, установлены светодиодные противотуманные фары.
Задняя часть SUV-купе. Низкая линия бокового остекления в определённой степени определяет дизайн задней части концепт-кара. Характерным отличительным признаком купе является большой наклон заднего стекла. В верхней части дверь багажного отсека завершается спойлером, который визуально удлиняет панель крыши, а технически представляет собой элемент, оптимизирующий аэродинамику автомобиля. Необычны по форме узкие задние фонари. Ещё одним характерным для SUV элементом является мощный задний бампер, по краям которого слева и справа интегрированы сдвоенные наконечники выхлопных труб.
Спортивный интерьер, рассчитанный на четверых
Лучшее из двух миров. В Cross Coupé превосходно сочетаются два мира — мир SUV и купе. Благодаря этому сочетанию все детали салона этого четырёхместного концепт-кара отличаются более спортивным дизайном, чем у традиционных автомобилей SUV. Например, в дизайне панели приборов сочетаются характерные для купе динамичные линии и высокое расположение, как у SUV. Обивка панели приборов отличается высоким качеством и в то же время высокой прочностью. Прочность и надёжность также свойственны органам управления, поручням и элементам отделки салона в целом. Ещё один пример — центральная консоль: для быстрого и простого управления функциями системы привода и климатической установки предусмотрены два поворотных регулятора, изготовленных из алюминия. Между двумя регуляторами расположена клавиша электромеханического стояночного тормоза, а перед клавишей — также выполненный из алюминия — рычаг селектора 7-ступенчатой КП DSG. Перед рычагом селектора расположена кнопка пуска двигателей, а слева и справа от рычага установлены два массивных и в то же время элегантных поручня. Кроме того, справа расположены кнопки выбора режима электропривода и зарядки аккумуляторной батареи. Уровнем выше находится сенсорный дисплей, на который выводятся навигационные данные для движения по дорогам и за их пределами, а также вся сопутствующая информация по функциям автомобиля вплоть до настроек аудиосистемы.
Программируемая комбинация приборов. За трёхспицевым рулевым колесом установлен программируемый дисплей комбинации приборов. С помощью поворотного регулятора, расположенного слева от рычага селектора, можно выбрать один из динамических режимов отображения информации: «Sport», «City» и «Offroad». Набор отображаемых на дисплее параметров зависит от выбранного режима — например, гироскоп, компас и топографическая карта в режиме «Offroad». Каждый из трёх режимов имеет индивидуальную компоновку и цветовую схему комбинации приборов. По центру, между круглыми приборами, расположен ещё один многофункциональный цветной дисплей, на который выводятся данные о системах автомобиля, меню телефона, информация, связанная с аудиосистемой, а также, параллельно, другие навигационные данные, такие как трёхмерное изображение внедорожных участков, по которым осуществляется движение.
Комфорт в дальних поездках. Cross Coupé оснащён четырьмя отдельными ковшеобразными сиденьями с интегральными подголовниками. Эти сиденья отличаются особенно сбалансированными эргономическими качествами. Для четырёх пассажиров достаточно свободного пространства по ширине, спереди и сверху. Спинки задних сидений, а также спинку сиденья переднего пассажира можно полностью сложить вперёд, что даёт возможность перевозить в Cross Coupé доски для сёрфинга, парапланы и другие крупногабаритные предметы. Спинки задних сидений снаружи облицованы пластиком, что очень практично. При их складывании образуется прочная грузовая площадка. Объём багажного отсека за спинками задних сидений (от пола до нижнего края стекол) составляет 380 литров. Если салон длиной 1724 мм загружать до потолка и спинок передних сидений, объём составит 1230 литров — это большой показатель для автомобиля, расход у которого составляет всего 1,8 л/100 км!