+79139857900

Самый кризисный год

8 октября 2022 в 06:40

Такого мощного спада никогда не наблюдалось в новейшей истории российского автомобильного рынка за последние более чем 20 лет. Впрочем, этот спад был вызван внеэкономическими причинами, в отличие от прошлых кризисов. Сегодня, по сути, мы анализируем итоги промежуточного этапа, поскольку тенденции имеют инерционный характер, и их проявление растянуто на определенный период времени.    

 В течение первой половины текущего года на российском автомобильном рынке произошел сильнейший обвал. Как известно, он был вызван не теми традиционными факторами, которые влияли на отечественный рынок в течение двух последних десятилетий, а совсем иными причинами. Однако можно отметить, что это был хронологически первый по счету шок в этом году. 21 сентября с.г. произошло еще одно событие, которое также окажет свое влияние на автомобильный рынок. Пока неизвестно, насколько оно окажется деструктивным, и сможет ли приблизить рынок к реализации пессимистического сценария. Об этом пока судить рано.   

Оживление на автомобильном рынке Российской Федерации, наблюдавшееся в 2021 году, когда рынок вырос на 21,3%, настроило игроков отечественного автобизнеса на позитивный лад в самом начале года. Однако уже в первом квартале в деловую жизнь вмешался фактор непреодолимой силы – была объявлена специальная военная операция. Поэтому результаты текущего года оказались различными для начала года и его продолжения.

В нашем анализе проанализированы ключевые показатели, а также выявлены новые тренды. Чтобы дать оценку текущего положения дел на авторынке, были собраны статистические данные за более чем 12–летний период новейшей истории российского авторынка с 2011 по 2022 год по итогам 8 месяцев  (диаграмма 1).

голограмм

Диаграмма 1. Объем продаж новых автомобилей в РФ за 8 месяцев 2011-2022 гг. По данным АЕБ

 

Анализ статистических данных свидетельствуют, что это третий крупный по счету спад в  период с 2011 года. Мы в расчет не брали кризис 2009 года, который оказался весьма глубоким. Но в период 2010-2011 гг российский авторынок быстро восстановился. Впрочем, наш анализ показывает, что текущий спад самый глубокий и превосходит все предыдущие.

Превышен рекорд падения по итогам 8 мес. 2015 года (минус 33,5%, в сравнении с аналогичным периодом 2014 года). За 8 мес. 2022 года падение составило минус 60,7% к аналогичному периоду прошлого 2021 года.

Продажи новых автомобилей, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за восемь месяцев составили всего 410,5 тыс. автомобилей. 

Если емкость российского рынка в кризисном  2016 году, по сравнению с самым благополучным  2012 годом, снизилась более чем в два раза, то сжатие по итогам 8 мес. текущего 2022 года к тучному 2012-му, составило рекордные 4,7 раз (!). Наверняка, в мировой практике вряд ли найдется такой прецедент многократного сжатия авторынка. Даже в сравнении в ковидным 2020 годом рынок обвалился в два раза.  

 В результате сегодня российский рынок соскочил с пятого на шестое место в списке европейских стран, лишь немногим опережая Польшу, но не достигнув показателей Испании. Теперь даже ни о каком сравнении с лидерами европейского рынка, такими странами как ФРГ, Франция, Великобритания и Италия, речи не идет.

Несбывшиеся факторы оптимизма

Третий по счету кризис показал, что развитие российского рынка это непрерывная череда кризисов. Если в течение первых двух кризисов, пришедшихся на период 2015-2016 гг и ковидный 2020 год, определяющими факторами были падение мировых цен на нефть, ослабление рубля, а также противоковидные ограничения позапрошлого года, то сегодняшний кризис на авторынке вызван совершенно другим. Сегодня падение спроса и сокращение выпуска автомобилей объясняют не только таким фактором как дефицит электронных компонентов или рост стоимости материалов. Главными факторами, повлиявшими на ситуацию на автомобильном рынке Российской Федерации, стали разрывы транспортно-логистических цепочек поставок автокомпонентов и проблемы с логистикой. Эти причины, в свою очередь, были вызваны санкционными ограничениями в отношении Российской Федерации, введенными так называемыми «недружественными странами». 

 Сегодня сложно оценить, формируется ли на российском рынке отложенный спрос. Дело в том, что в ковидном 2020 году ситуация на рынке ухудшалась, и это сказалось на экономном поведении автомобилистов. Потенциальные покупатели новых автомобилей либо уходили на рынок подержанных машин, либо откладывали до лучших времен приобретение автомобиля из автосалона. Поэтому в первую половину 2021 года наблюдались высокие показатели роста продаж новых машин. Сформированный отложенный спрос «выстрелил».

И хотя этот отложенный спрос натолкнулся на рост цен на авторынке, цены на автомобили в 2021 г. выросли не так стремительно, как в текущем году. Напомним, в прошлом году цены на автомобили российского производства выросли на 5-8%, на импортные – в пределах 20%. Сегодня ситуация с ценами на новые автомобили просто аховая. Такого развития событий никто не ожидал, поскольку ситуация начала развиваться по негативному сценарию.

В самом начале текущего года комитет автопроизводителей АЕБ озвучил очень осторожный прогноз на 2022 год. Напомним его: «Исходя из того, что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года, Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3% при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц».

Плавное течение событий на авторынке кардинально изменилось 24 февраля 2022 года. Ранее сделанные прогнозы можно смело выбрасывать в корзину. В марте произошла остановка выпуска автомобилей на большинстве сборочных площадок зарубежных автопроизводителей в России. Остановился даже АвтоВАЗ. И самый негативный момент – ряд автомобильных компаний объявили об уходе с российского рынка. Как же в таких чрезвычайных условиях показали себя продажи на рынке?

Диаграмма 2. Объем регистраций новых автомобилей в РФ за 2022 год.

голограмм2

Составлено по данным Автостат

 

 Будет ли отскок от дна?

 

 В начале года (январь–февраль) месячные продажи автомобилей составили чуть менее 100 тыс. шт. Рынок уже тогда показывал на некоторое неблагополучие, поскольку результаты начала года были несколько ниже прошлогодних. Начало обвала хронологически отнесено к марту. Но поскольку процесс продажи автомобиля и его регистрации растянут во времени, поэтому итоги марта оказались не такими провальными. Но вот самое дно рынок достиг в следующих месяцах - апреле и мае. Объем продаж был чуть более 27 тыс. Падение относительно апреля прошлого года оказалось катастрофическим (минус 83,7%), в мае (минус 78,4%) 

Такого обвала на российском автомобильном рынке в новейший его этап никогда не наблюдалось. Впрочем, сегодня уже важно сравнивать не столько с прошлогодними показателями, а с показателями прошлого месяца. Это более надежный индикатор поведения автомобильного рынка в сложившихся условиях. Он показывает, происходит ли восстановление рынка?

Уже становится очевидным, что после жесткой посадки (в апреле–мае), началось медленное восстановление рынка, темпы которого пока очень низкие. В абсолютных значениях в июне спрос вырос на 5 273 автомобиля, в июле – на 2 852, в августе - на 7 010 автомобилей. Казалось бы, начался поступательный, хотя и очень медленный  рост авторынка, который по идее мог продлиться и далее, как минимум, до конца текущего года.

Но после 21 сентября российский авторынок вновь оказался в ситуации неопределенности. Как отреагируют покупатели на те события, которые развертываются сегодня? Не будем прогнозировать, пока не получены статические данные.  

Изменчивая структура  

Тем не менее, фундаментальные изменения на российском авторынке, который характеризуется такими своеобразными факторами воздействия, происходят. Можно выделить как продолжение долгосрочных тенденций, так и появление краткосрочных, которые также  отражаются на структурных характеристиках.

Сегодня отечественный  авторынок, который прошел «ковидный» кризис, кризис с полупроводниками, а теперь и попал в кризис периода СВО, продолжает структурно и качественно изменяться.

Во-первых, это можно проиллюстрировать на примере представленных в РФ модельных рядов автопроизводителей. Если еще семь лет назад на авторынке РФ работали свыше 60 автопроизводителей, то сегодня в списке АЕБ официально проданных автомобилей их всего 46.

Но это несколько натянутые цифры, поскольку дилеры распродают стоковые остатки автомобилей, поступивших со сборочных площадок автопроизводителей еще зимой, либо ввезенных по импорту ранее.

Впрочем, что касается импорта, то по заявлению недавно назначенного курировать  автомобильный рынок зам.руководителя  Минпромторга РФ Альберта Каримова, общее количество ввезенных в страну новых автомобилей за 8 месяцев текущего года составило 100 тыс.штук.

Ранее правительство разрешило параллельный импорт, который позволяет ввозить в Россию товары из составленного Минпромторгом списка, в котором есть несколько автомобильных брендов. Одновременно правительство упростило правила регистрации ввозимых из-за границы автомобилей для юридических лиц, временно отменив требование по установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и получения ОТТС. В список попали такие бренды как Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Lexus, Tesla, Skoda, Toyota, Jaguar, Jeep, Land Rover, Chrysler, Bentley и др.

Однако, по мнению экспертов, параллельный импорт в новых условиях без ОТТС полностью не заместит централизованный с точки зрения объемов поставок, которые ранее осуществлялись официальными импортерами. Доля параллельного импорта составит не более 20-30%.

В то же самое время производство автомобилей на заводах, расположенных на территории Российской Федерации, за 8 месяцев текущего года снизилось на 64,6%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и составило 325 тыс. легковых автомобилей. В августе было произведено 25 тыс. машин – это на 69% меньше, чем годом ранее.

Стоит отметить, что АвтоВАЗ после небольшого простоя запустил производство автомобиля Lada Granta, оказавшегося самой локализованной моделью в семействе. В августе возобновилось производство внедорожника Lada Niva Travel в упрощенной комплектации. Крупнейший автопроизводитель страны вернулся к полной рабочей неделе после «четырехдневки», которая действовала на предприятии с июня. 

Кроме того, продолжали работать УАЗ, попавший под санкции Евросоюза, и завод «Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус», расположенный в Тульской области и выпускающий кроссоверы марки Haval. Также работает калининградский завод «Автотор», но, как было заявлено его руководством, производство корейских автомобилей марок KIA, Hyundai и Genesis вскоре будет прекращено. На днях завершился выпуск компактного кроссовера KIA Seltos.

 В то же самое  время конвейеры остальных предприятий, расположенных в России, не работали. В большинстве из них остановка случилась еще в марте. Простой объясняют санкционными ограничениями или нехваткой комплектующих вследствие разрыва логистических цепочек из-за ситуации вокруг Украины.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >