За последние годы доля продаж расходных материалов в Интернете заметно увеличилась. Появилось несколько очень крупных проектов, объемы продаж которых сопоставимы с продажами розничных сетей. В то же время интернет-магазины не сосредоточены в каком-то одном регионе, что позволяет получить срез по всему российском рынку.
Когда мы разговаривали с экспертами о перспективах рынка щеток стеклоочистителя два года назад, они отметили, что в количественном выражении этот сегмент в последнее время сокращается. Это было связано с двумя факторами:
• Первое: бескаркасные всепогодные щетки практически полностью вытеснили с рынка каркасные, которые необходимо было менять в зависимости от сезона.
• Второе: ресурс щеток стеклоочистителя с каждым годом растет, поскольку технологии производства развиваются.
Однако в денежном выражении этот сегмент рынка расходных материалов по-прежнему увеличивается, поскольку новые виды щеток стеклоочистителя стоят дороже. Кроме того, в последние годы практически сведена к нулю практика одиночной замены щеток стеклоочистителя. «Дворники» как правило меняются парами, хотя изнашиваются они не всегда равномерно. Это удобнее. К тому же многие производители пошли на оправданную хитрость – они предлагают на aftermarket экономичные упаковки. В каждой из таких упаковок находится по две щетки. Данные комплекты представлены в основном в сегменте премиум класса, поскольку в отличие от щеток, которые продаются поодиночке, их применяемость ограничивается 3-4 моделями в рамках одного автоконцерна.
В сегменте эконом-класса, наоборот, наблюдается тенденция к максимальному расширению применяемости одного отдельно взятого артикула товара. С этой целью они снабжают свои упаковки максимальным количеством адаптеров и коннекторов. Это делается для того, чтобы минимизировать затраты продавца на поддержание складского запаса. Если с помощью нескольких десятков типоразмеров можно закрыть потребности 90% всего рынка, у такого ассортимента гораздо больше шансов пробиться на российский рынок. Впрочем, всё зависит от качества. Требования к качеству данных расходников сегодня также довольно высоки. Потребитель не готов мириться даже с намеками на шум при работе «дворников», не говоря уже об оставлении огрехов при работе в зимнее время года.
Как мы исследовали рынок?
Мы выбрали две популярные модели автомобилей на российском рынке:
отечественную (Lada Priora) и иномарку (Volkswagen Polo Sedan).
После этого, наши специалисты проанализировали наличие (реальное наличие) каркасных и бескаркасных щеток стеклоочистителя по каждой из моделей в 20 крупных онлайн-магазинах, с российской локацией. Также были проанализированы средние цены на данную продукцию в каждом из сегментов. Стоит заметить, что в некоторых случаях в одном сегменте, нам встречались несколько моделей «дворников» одного бренда. В этом случае в диаграмме такой производитель обозначается просто названием торговой марки. Если же в каком-то из сегментов была представлена только одна модель щетки для выбранного автомобиля, то в диаграммах мы указали конкретное название представленной модели.
Отечественный сегмент
Итак, в сегменте отечественных автомобилей рынок онлайн-торговли предлагает не самый широкий выбор каркасных щеток стеклоочистителя. Лишь 8 брендов хорошо представлены в данном сегменте. Причем подавляющее большинство торговых марок находится в среднем ценовом сегменте. Это и лидер по представленности - Alca Winter, и ещё два популярных бренда - Finwhale и Lynx. В сегменте премиум-класса лучше всего представлены щётки Trico, которые в этом сегменте представлены двумя моделями Trico WB50U и Trice T500. Примечательно, что в этом сегменте практически полностью отсутствуют азиатские торговые бренды и недорогие отечественные щетки стеклоочистителя.
В бескаркасном сегменте мы видим совсем другую картинку. Количество представленных торговых марок примерно такое же. А вот игроки уже совсем другие и демонстрируют другой уровень представленности. Во-первых, полностью отсутствует торговая марка Alca, несмотря на то, что Heyner Germany производит бескаркасные щетки под брендом Alca. Компания Heyner представлена в сегменте бескаркасных щеток стеклоочистителя для Lada Priora с другим брендом Heyner (модели Hybrid и All Seasons). Но доля присутствия немецкого концерна в этом сегменте заметно ниже. Зато безоговорочно лидирует Trico, на этот раз двумя другими моделями - Hybrid и Neoform. Щетки этого бренда представлены практически в каждом втором интернет-магазине. В целом – доля щеток премиум-класса в бескаркасном сегменте более высока. Есть из чего выбирать. Наряду с уже вышеназванными, широко представлены щетки Bosch Aerotwin, SWF Visio Next. Из брендов среднего ценового сегмента, помимо Heyner, в этом сегменте хорошо представлены торговые марки Finwhale, Bremax, Lynx.
В ценовых диаграммах больше всего удивило то, что средние цены на бескаркасные щетки стеклоочистителя оказались боле высокими, чем на каркасные зимние. Даже если мы будем сравнивать стоимость каркасных и бескаркасных щеток стеклоочистителя одного бренда, то увидим, что последние значительно дешевле. Это дает повод предположить, что в обозримом будущем зимние щетки с каркасом и защитным чехлом могут в скором времени пропасть с рынка. Хотя производители отмечают, что у данной продукции есть своя категория пользователей, которая остается стабильной на протяжении последних нескольких лет, даже несмотря на удешевление бескаркасных щеток. Ценовое лидерство в сегменте каркасных щеток удерживают «дворники» AD. Самые доступные каркасные щетки для Lada Priora предлагает компания Trico. В сегменте бескаркасных щеток, ценовое лидерство – за щётками Bosch Aerotwin (ВАЖНО: в каждой упаковке данных щеток находится по две штуки). Самые доступные бескаркасные щетки предлагает компания Bremax.
Щётки на иномарки
Несколько новых имён мы видим в сегменте каркасных дворников для иномарок: Denso, Trust Auto, Avantech, Masuma. Сохранили свои позиции Alca Winter, Lynx. Выделить какого-либо лидера по представленности в этом сегменте очень сложно. Все шесть игроков представлены на рынке примерно одинаково. Совсем другую картину мы видим в сегменте бескаркасных щеток для Volkswagen Polo Sedan. Тут есть три явных лидера по представленности: Trico (с моделями Neoform и Ice), Valeo (с моделями Silencio и First Pyramid), SWF (с моделями, Visoflex и Visinext). Все прочие участники этого рынка сильно уступают данной тройке по доле представленности. Стоит заметить присутствие в этом сегменте и новых брендов – немецкого Stellox и британского Goodwill.
Что касается средних цен на щетки стеклоочистителя для VW Polo, то картина довольно интересна. В сегменте каркасных щёток наиболее дорогими оказались «дворники» Masuma, несмотря на то, что продукция этого бренда всегда позиционировалась как недорогая. С чем связана такая ценовая политика в сегменте щеток стеклоочистителя – сказать сложно. Наиболее доступные по цене – каркасные щетки Alca Winter. В сегменте бескаркасных щеток лидирующие бренды по представленности находятся в верхнем ценовом сегменте. К ним же можно отнести и щётки Bosch Aerotwin. Все остальные участники рынка находятся в нижнем ценовом сегменте. Их продукция стоит почти в два раза дешевле.
Берри Лёйгьес, менеджер по продукту DENSO:
- Компания Denso выпустила новые «гибридные» щетки под крючок 9 x 4 мм. Это крепление позволяет расширить применяемость гибридных щеток Denso, поскольку крючок 9х4 мм. является вторым по популярности. Гибридные щетки стеклоочистителя DENSO для рынка автозапчастей были впервые представлены в 2005 году. С 2012 года потребителям доступны гибридные щетки DENSO с креплением под «крючок» 9 x 3 мм — самым распространенным в мире типоразмером рычага стеклоочистителя.Теперь и для второго по популярности типоразмера «крючка» — 9 x 4 мм — появились гибридные щетки DENSO. Линейка гибридных щеток теперь включает 21 артикул. По нашим подсчетам, появление в ассортименте DENSO гибридных щеток с креплением под «крючок» 9 x 4 мм расширит возможности применения наших щеток на 50 %. Это значит, что еще большее количество водителей при замене щеток могут выбрать более надежную и эффективную систему очистки ветрового стекла.
В конструкции крепления новых щеток компания DENSO использовала дополнительный зажим: он обеспечивает простоту установки и надежность фиксации щеток на рычагах стеклоочистителя с типоразмером 9 x 4 мм. Все варианты применения новых щеток проходят тщательную проверку на соответствие высочайшим требованиям по качеству очистки стекла и сроку службы щеток, а также простоте их установки.
Valeo First Pyramid:
Французская компания Valeo разработала новый ассортимент стеклоочистителей бескаркасной конструкции, которая включает современную технологию производства плоской щетки - Pyramid™. Это запатентованная Valeo конструкция корпуса плоской щетки имеет близкое к треугольному сечение, которое напоминает пирамиду с уступами. Такая форма выбрана неслучайно: наклонные под тщательно подобранным углом поверхности корпуса оптимизируют движение воздуха, а полка на уступе обеспечивает прижимную силу – тем большую, чем выше скорость автомобиля. Это играет существенную роль в качественной очистке стекла: обычно с ростом скорости поток воздуха на стекле может отрывать щетку, и ухудшать качество работы стеклоочистителей. Не случайно раньше на поводках стеклоочистителей или самих щетках ставили аэродинамические элементы, обеспечивающие прижим. С плоской щеткой Valeo First, произведенной по технологии Pyramid™, в этом нет необходимости – щетка прижимается к стеклу по всей длине. Полностью реализовать достоинства Pyramid™ помогает специальный материал щетки, изготовленный по технологии Tec2. Это гарантирует хороший контакт со стеклом и наилучшую очистку его даже от тонкого слоя воды. Цифра «2» в обозначении указывает на то, что здесь использовано два материала: щетка имеет износостойкое покрытие, что позволяет сочетать эластичность с долговечностью. Стеклоочиститель бескаркасной конструкции Valeo First будет чистить стекла эффективно и не утратит своих качеств в течение всего срока службы. Материал щетки готов работать в широком диапазоне температур и воздействия ультрафиолета от солнца, и уверенно противостоит износу от частиц пыли и грязи, попадающих на стекло. Щетки выпускаются десяти типоразмеров, длиной от 350 до 700 мм. Все они оснащены специальным креплением на U-образный крючок, с которым для присоединения щетки к поводку достаточно двух движений. Щелчок подтвердит, что щетка установлена правильно и надежно зафиксирована. Конструкторы продумали даже форму узла крепления: его размеры уменьшены, а форма проработана так, чтобы обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление.