В работе круглого стола приняли участие Массимилиано Милани, исполнительный директор департамента маркетинга на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки компании Tenneco; Энди Гамильтон, коммерческий директор LKQ Europe, Стефан Антильо, глава Parts Holding Europe; Кристоф Мюзи, старший вице-президент по услугам и автокомпонентам PSA; Сильван Шарбонье, руководитель подразделения по послепродажному маркетингу и продажам Volkswagen Group.
GiPA Group на протяжении уже нескольких десятков лет проводит исследования на рынках стран Европы и на основании своего огромного опыта говорит о тенденциях в развитии отрасли послепродажного обслуживания автомобилей. Один из наиболее четких трендов современного рынка послепродажного обслуживания автомобилей — рост сетевых объединений. Доля автосервисов, включенных в ту или иную сеть в той или иной стране, — критерий, важный для оценки развития сферы послегарантийного обслуживания автомобилей.
Исследователи GiPA распределяют европейские страны по степени вклю-ченности автосервисов в те или иные сетевые структуры. Так, к категории наиболее структурированных рынков относятся Германия, Франция, Италия. К числу менее структурированных стран относятся Нидерланды, Испания и Польша. А Португалия, Россия, Бельгия и даже Великобритания относятся к числу стран, где автосервисные станции мало структурированы и менее «вхожи» в различные сетевые объединения.
Процесс структурирования авторемонтных станций в Европе идет давно и охватывает все страны, в том числе и Россию. Одновременно с этим осу-ществляется и процесс укрупнения и консолидации СТО: небольшие сервисы оптимизируют свой бизнес, присоединяются к крупным станциям или вступают в сеть.
И хотя эти процессы протекают повсеместно в Европе, в разных странах они идут различными темпами и имеют специфические особенности. Так, в России к тем или иным сетевым объединениям (а в этом случае мы имеем в виду даже сети, которые представляют собой даже три точки обслуживания, принадлежащие одному владельцу), можно отнести около 12% от всех независимых сервисов, исключая станции шиномонтажа и гаражные мастерские. И по этому показателю российский рынок близок к Великобритании, где около 10% автосервисов относятся к сетевым формациям. Анализируя ситуацию с сетями в разных странах Европы, можно наблюдать любопытные явления. Так, рынок Франции относится к числу высокоорганизованных в плане развития сервисных сетей. Здесь большой процент сервисов (больше 50%) работают в составе сетей. А соседняя Бельгия отличается низкой степенью структурированности. Там в сети входят только 10% от всех независимых автосервисов. В Германии около 51% независимых автосервисов (то есть свыше 10 тысяч точек обслуживания) состоят в сетях. Для сравнения: в России насчитывается вообще всего 12,5 тыс. независимых СТО. И это при том, что парк автомобилей в России приближается по своей емкости к автопаркам Германии и Франции. То есть, если бы не российская особенность выполнять ремонт самостоятельно, то в стране наблюдалась бы жесткая нехватка сервисных центров. Однако в нашей стране это компенсируется солидным, по сравнению с Европой, количеством магазинов автозапчастей.
Российский рынок относительно недавно вступил на путь структурирова-ния, и сети независимых СТО у нас в стране только начали формировать. Этот процесс идет весьма активно и вероятно, вскоре и российский рынок послепродажного обслуживания выйдет на высокий уровень организованности. Для этого в России имеется весьма большой потенциал.
По оценкам «GiPA Россия», на территории страны вполне могут сосуще-ствовать, успешно конкурировать и продуктивно работать 5-7 крупных федеральных сетей, которые могут объединять в себе по 300-500 или даже по 1000 точек обслуживания автомобилей. Российский рынок в среднесрочной перспективе – в горизонте 3-5 лет — мог бы выйти на уровень 30-40-процентной включенности СТО в разнообразные сетевые структуры. При этом, как считают в «GiPA Россия», в стране будет сохраняться весьма значительная доля крупных независимых автосервисов.
«В России, где большие расстояния вносят специфику в развитие автомобильного бизнеса, сетевые сервисы предоставляют своим участникам огромные преимущества в логистике запчастей, оптимизации склада, а также в плане маркетинга и продаж, — комментирует Александр Груздев генеральный директор «GiPA Россия». — По нашей оценке, в России пределы количества точек обслуживания, относящихся к сетям, будет приближаться к цифрам Германии и Франции. Но этому сначала будет предшествовать активный рост рынка – до 25%. По этому прогнозу, на все сети будет приходиться порядка 3000 сервисов, после чего рост замедлится в силу очень многих причин. В перспективе 35 лет доля может дойти до 30% и даже до 40%, в особенности если появятся другие, солидные участники. В России развитие сетей сервисов уже происходит и будет происходить дальше. И уже в ближайшее время такие сети будут играть очень большую роль в дистрибуции запчастей, а также в сфере обслуживания автомобилей, что может значительно изменить независимый рынок автокомпонентов в целом».
В январе этого года на международной конференции GiPA Day состоялся круглый стол с участием представителей производителей автомобилей, автокомпонентов и поставщиков, а также крупнейших дистрибьюторов автокомпонентов. Темой обсуждения стала консолидация участников рынка послепродажного обслуживания на всех его уровнях – начиная с производителей и поставщиков до уровня розничных продаж и сервисного обслуживания.