+79139857900

Шаровые опоры. Новое в технологиях

28 сентября 2011 в 14:07

До тех пор, пока в России не изменится ситуация с дорогами, рынок деталей подвески останется очень привлекательным для любых производителей автокомпонентов и в частности шаровых опор. По оценке специалистов, ёмкость рынка одних только шаровых опор сегодня превышает 20 млн. штук в год. При этом более 70% приходится на шаровые для российских автомобилей и лишь около 25% - на автомобили зарубежного производства. Столь серьёзный объём рынка привлекает очень многих производителей. За последние годы число торговых марок шаровых опор на российском рынке выросло до нескольких десятков. Но не смотря на это, лидирующие позиции по объему производства сегодня, как и много лет назад, удерживают традиционные лидеры этого рынка.        

Сильнейшие отечественные торговые марки довольно спокойно смотрят на попытки новых игроков рынка занять «место под солнцем». Рынок шаровых опор высокотехнологичен. Он не прощает дилетантства. Поэтому подавляющее большинство упаковщиков, которые в 2005 -2007 годах предприняли попытки занять свою долю в этом сегменте рынка, потерпели неудачу. Оказалось, что технологический уровень российских предприятий довольно высок и конкурировать с ведущими российскими производителями шаровых опор на их поле не так уж и просто. Спустя буквально 2-3 года из новичков на рынке осталось несколько наиболее сильных брендов, которые предложили потребителям наиболее выгодное соотношение по цене и качеству. Но даже они по объему продаж сильно отстают от отечественных компаний, которые на протяжении нескольких лет поставляют свою продукцию на автомобильные конвейеры.

Вектор развития 

На рынке шаровых опор для российских машин, а именно этот сегмент рынка мы выбрали для анализа, российские торговые марки исторически доминируют – им сейчас принадлежит около 80% рынка. В сегменте иномарок – всё с точностью до наоборо: 100% продаж приходится на продукцию зарубежных брендов. В этом нет ничего удивительного, поскольку российские компании начали осваивать сегмент иномарок совсем недавно и пока ещё не успели заявить о себе на нем в полной мере. Но это стремление в последние годы стало весьма настойчивым. Дальновидные менеджеры российских компаний прекрасно понимают, что российский автопром в его нынешнем виде рано или поздно сдаст свои позиции и будет вынужден уступить более современным и качественным автомобилям. Сам бренд Lada или «Волга», возможно, останется, но его техническое наполнение может очень сильно измениться уже в скором времени (появление автомобиля Volga Siber – яркое тому подтверждение). Следовательно, на стабильное развитие завтра могут рассчитывать только те компании, которые сегодня осваивают сегмент зарубежных автомобилей. Стремление многих российских брендов освоить «иномарочный» сегмент объясняется желанием заблаговременно застолбить себе место на этом рынке. Расчет верен. Основными покупателями новых российских иномарок, таких как Volga Siber и будущая новая модель от Renault – АвтоВАЗ, останутся те же самые автомобилисты, которые сегодня ездят на обычных «Волгах» и «Жигулях». Да и нынешние наиболее доступные модели иномарок российской сборки покупают представители той же самой социальной категории автомобилистов, которая весьма лояльно относится к таким маркам автодеталей как «Белмаг», «БЗАК», «Начало», «Автодеталь-Сервис», «Лига групп» и так далее. Качество этих комплектующих им хорошо известно, а по ценовому уровню они дадут фору любому зарубежному производителю.

 

Работа над качеством

Очевидно, что безболезненный переход в новый сегмент для российских производителей возможен только в том случае, если российские предприятия смогут обеспечить такой же уровень качества и столь же современные технологии производства, что и зарубежные торговые марки. Именно на эту тему мы и решили поговорить с ведущими экспертами в этой отрасли. Мы попросили их рассказать о том, каков сегодня, по их оценке, уровень конкурентной борьбы в этом сегменте рынка и в каком направлении идет технологическое развитие производства. Стоит отметить, что все наши эксперты в оценке данных вопросов оказались единодушны. Они признали, что усиление конкуренции вынуждает их расширять ассортимент и предлагать рынку более крепкие и более качественные шаровые опоры. Однако каждый из производителей решает эту задачу по-своему. Один закупает новое оборудование и производственные линии, чтобы освоить новые модели шаровых опор. Другой делает ставку на усиление контроля качества, снижение себестоимости производства. Тем не менее, есть общая линия развития, которой стараются придерживаться все производители. В частности, за последние два года все российские предприятия перешли на производства шаровых опор в цельнокованых корпусах. Многие компании значительно повысили качество полимерного вкладыша. Это позволило им значительно повысить ходимость шаровых опор. Значительно уменьшилось количество аварийных случаев, когда палец шаровой опоры попросту вываливается из корпуса и автомобиль с вывороченным колесом летит в ближайшую обочину.  Сильная конкуренция на рынке позволила удержать стоимость российской продукции на приемлемом для широкой категории россиян уровне. Таким образом, даже в кризисные времена объемы продаж шаровых опор снизились незначительно. Более подробно о последних событиях на рынке и о том, каким образом развивается производство шаровых опор в России, расскажут непосредственные участники рынка.

 

 

  Пономарев Владимир Александрович, технический директор ОАО «Автодеталь-Сервис»: ОАО «Автодеталь-Сервис» производит шаровые опоры на весь ряд автомобилей ГАЗ и ВАЗ. Предприятие постоянно совершенствует технологию производства. Конструктивно все изделии имеют цельнокованый корпус и оригинальный антифрикционный вкладыш (изготовлен по японской технологии), который улучшает смазывание рабочих поверхностей шаровой опоры, обеспечивает увеличенные по сравнению с аналогами углы качания шарового пальца, исключает возможность его проскальзывания в корпусе. Усилие вырыва шарового пальца составляет более 3000 кг для шаровых опор автомобилей ВАЗ и более 3500 кг для шаровых опор автомобилей ГАЗ.

 

Однако эти показатели далеко не предел. Если творчески подходить к вопросам совершенствования продукции, то резервы для повышения её технических характеристик найдутся всегда. В частности, практически неисчерпаемые возможности для повышения эксплуатационных показателей дает повышение квалификации технического и управленческого персонала, а также работа по повышению качества. Впрочем, результаты этой работы проявляются постепенно. Быстрые же изменения возможны только при изменении конструкции шаровой опоры или в результате применения более совершенного оборудования. Например, термическая обработка производится на новом современном оборудовании линии фирмы CODERE SA тип 251-90/100 (Швейцария). Оборудование позволяет производить термическую обработку: светлую закалку, цементацию и нитроцементацию деталей, изготовленных из конструкционных углеродистых и легированных марок стали, а также деталей, полученных методом порошковой металлургии. За счет внедрения этой линии значительно повысилось качество термообработки комплектующих, поскольку весь процесс теперь происходит в автоматическом режиме и под контролем электроники.

 

Естественно, далеко не все производители автокомпонентов развиваются в этом направлении. Многие предпочитают эксплуатировать низкую информированность автомобилистов. Внешние отличия качественных изделий от деталей, производимых по технологиям вчерашнего и позавчерашнего дня, незначительны. Это и позволяет компаниям, которые не дорожат собственным имиджем, довольно успешно продавать свою менее качественную и более дешевую продукцию. Впрочем, присутствие таких компаний на рынке – это вопрос времени.

 

 

 Ян Ваславский, заместитель коммерческого директора по связям с общественностью ПО «Начало»: В производственной программе ПО «Начало» доля шаровых опор не очень велика – около 1,6%. Основной упор наша компания делает на производство кузовных деталей, элементов сцепления и тормозных колодок. Однако в будущем возможно расширение линейки шаровых опор, поскольку наши специалисты работают над усовершенствованием конструкции опор. В 2008 году ПО «Начало» приступило к производсту усиленных опор с цельнокованым корпусом. Это позволило значительно увеличить усилие вырыва и выдавления шарового пальца. Кроме того, за счет понижения моментов качения повысилась курсовая устойчивость автомобилей, укомплектованных усиленными шаровыми опорами «Начало». Потребители отметили улучшение управляемости автомобилей, оборудованных усиленными шаровыми опорами. В процессе производства шаровых опор контролируются все основные технологические процессы. В частности, прочность сварки контролируется испытанием на отрыв с разрушением, при этом  вырыв должен быть не менее 30% от толщины свариваемого металла. Кроме того, осуществляется контроль крутящего момента поворота пальца качания 1 : 4 кгм (без смазки) динамометрическим ключом и контроль бесшумности работы шаровых пальцев (скрипы, заедания при качании и вращении не допускаются). Все шаровые опоры ПО «Начало» сертифицированы в территориальном центре стандартизации.

   Илья Алексеёнок, начальник технического отдела компании «Лига-групп»:    В этом году у нас произошли серьезные изменения в ассортименте шаровых опор. В частности, под брендом LGR стартовало производство шаровых опор для автомобилей «Шевроле-Нива» и ГАЗ, появились обновленные шаровые опоры для новейших автомобилей российского производства. Наиболее значимым событием для нашей компании стало создание серии шаровых опор для популярных иномарок российской сборки и производства стран СНГ: Ford Foсus, Renault Logan, Hyundai Accent, Daewoo Nexia, Daewoo Matiz. Несмотря на то, что новое направление было открыто в нашей компании только в прошлом году, динамика продаж шаровых опор на иномарки ВЫСОКАЯ. Работа ведется не только в области расширения ассортимента, но и в сфере модернизации технологий производства. Не секрет, что для российского рынка главным требованием к шаровым опорам является их способность выдерживать постоянные повышенные вибрационные нагрузки, поскольку дорожное покрытие в нашей стране не соответствует общепринятым в мире нормам. Даже иномарки, на которых стоит ещё оригинальный комплект шаровых опор, довольно быстро попадают в ремонт по причине износа подвески. Именно поэтому мы производим шаровые опоры усиленного качества как для иномарок, так и для отечественных автомобилей. Это опоры с цельнокованым корпусом и специальным полимерным вкладышем, на поверхность которого нанесены специальные канавки, удерживающие смазочный материал. Сам вкладыш имеет антифрикционное покрытие, которое довольно долго защищает его от износа. Корпус имеет покрытие «цинк9-хром», что предотвращает коррозию.  Шаровые опоры такой конструкции надежны. Гарантийный срок эксплуатации для шаровых опор составляет 50 000 километров. При правильной эксплуатации, конечно же, они «ходят» намного дольше.

 

Производственные мощности нашей компании расположены за рубежом. Однако контроль за качеством изготовления ведется постоянный и довольно жёсткий. Еще на стадии выбора поставщика сырья производится проверка металла и РТИ. Технологический уровень предприятий отвечает мировым стандартам менеджмента качества ISO. Наши инспекторы по качеству постоянно находятся на предприятиях и участвуют в проверке каждой партии товара, которая отправляется в Россию. Хотим отметить, что объем изделий низкого качества и поддельных шаровых опор, по нашим наблюдениям, в последнее время снизился. Рынок постепенно сам отсеивает «однодневок». Авторынки сокращаются. На их место приходят цивилизованные торговые точки, владельцы которых уже не хотят торговать низкокачественным товаром. В свою очередь производители автодеталей так же стали более внимательно подходить к формированию своей сбытовой сети. В партнеры выбираются только надежные компании, которые не запятнали свою репутацию продажей «серых» запчастей. Наша компания при работе с дилерами постоянно отслеживает, что за продукцию они представляют.

 

 

Работа над усовершенствованием продукции на нашем предприятии ведется постоянно. Торговая марка БЗАК известна уже около 13 лет, и наша компания давно зарекомендовала себя как производитель надежных и относительно недорогих шаровых опор и рулевых наконечников для автомобилей ВАЗ, Шевроле-Нива и ГАЗ-31105. Тем не менее, компания не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует технологию и модернизирует оборудование. Так, в этом году на заводе расширен парк ковочного оборудования. В самое ближайшее время будет запущено новое оборудование токарной и фрезерной группы для механической обработки корпусов шаровых опор и рулевых наконечников. Это позволяет повысить качество и снизить себестоимость производства. Дело в том, что повысить ресурс шарового соединения можно только двумя способами. Либо использовать более дорогие и более износостойкие материалы и принципиально другую конструкцию шаровой опоры, либо улучшать существующие технологии и доводить до идеального состояния систему контроля качества. Если использовать первый метод, то неизбежно придется очень сильно поднимать стоимость конечных изделий. Наша компания предпочитает работать над улучшением технологии и повышением качества, удерживая приемлемые для своих потребителей цены на свою продукцию. Об изменениях в технологии производства я уже рассказал, что же касается системы контроля качества, то могу отметить следующее. На предприятии сегодня внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001:2008 и ISO/TS 16949:2002. Это означает, что контроль за качеством продукции осуществляется на всех этапах производства. Система управления качеством на нашем предприятии включает в себя:

 

• входной контроль комплектующих и материалов;

• операционный контроль на всех технологических операциях;

•  инспекционный контроль;

•  приемочный контроль и испытания готовой продукции.

 

При обработке особо важных размеров деталей применяется методика SPC (Statistical Process Control – статистическое управление процессами), что позволяет гарантированно обеспечить выполнение требований конструкторской документации. Благодаря этому мы добились результата 1:1 000 000 (на один миллион выпускаемых деталей приходится всего лишь одна деталь несоответствующего качества). Однако мы понимаем, что все эти меры могут оказаться неэффективными, если наша продукция будет постоянно подвергаться атакам со стороны производителей контрафакта. К сожалению, проблема недобросовестной конкуренции стоит сегодня довольно остро. Причем наибольший вред наносят именно производители контрафакта, выявить который с первого взгляда обычному покупателю невозможно.

 

Что касается новинок этого года, то мы намерены предложить нашим потребителям, наряду с отдельными деталями, комплекты шаровых опор для конкретных марок автомобиля. Это очень удобно и для конечного потребителя, и торгующего предприятия. Уверен, что это нововведение будет воспринято рынком хорошо.

 

 

Ресурс повышения долговечности работы шаровых соединений, даже при существующих сегодня технологиях, еще далеко не исчерпан. Приведу простой пример. При испытаниях в 2006−2007 году на АВТОВАЗе наших шаровых опор новой конструкции для ВАЗ 2110, которые на сегодняшний день поставляются на конвейер ОАО «АВТОВАЗ», наши опоры успешно прошли более 80 000 км. И сегодня мы гарантируем ресурс этого изделия более 60 000 км, хотя реальный пробег может составить 120 000− 130 000 км. Это говорит о том, что уже сегодня на российских предприятиях возможно выпускать шаровые шарниры, которые отвечают мировым стандартам. Столь серьезные успехи были достигнуты за довольно короткий промежуток времени.

 

Наше предприятие на протяжении последних 13-ти лет ведет научную работу и постоянно совершенствует технологию производства и конструкцию шаровых опор. Все нововведения основаны на собственных разработках компании. В прошлом году нашим предприятием была сконструирована, запатентована и запущена в серию шаровая опора для модернизированной Нивы — ВАЗ 21214М, которую с августа 2009 года мы стали поставлять на конвейер ОАО «АВТОВАЗ». Это абсолютно новое слово в технологии и производстве шаровых опор. Инновационные решения, использованные в конструкции данной шаровой опоры, позволяют достичь увеличения угла качания шарового пальца относительно оси до 64°, в то время как в обычной шаровой опоре этот показатель не превышает 58°. Благодаря этому подвеска внедорожника Нива−21214М способна надежно и безударно работать в режиме экстремальной эксплуатации. Такие показатели были достигнуты благодаря новым конструкторским решениям, которые были одобрены АВТОВАЗом. А в целом на счету нашего завода более 20 патентов на изобретения и полезные модели, которые разработаны нашими специалистами в области производства и проектирования деталей подвески и шасси.

 

На предприятии отлажена система контроля качества. Наше предприятие сертифицировано по стандарту ISO 9001:2008 года, и на сегодняшний день идет подготовка и внедряются элементы системы менеджменты качества международного стандарта TS 16949. Эта система полностью обеспечивает контроль качества - при входе на предприятие сырья и комплектующих, затрагивает все элементы и участки существующего производственного процесса и осуществляет соответствующий контроль выходной продукции. Кроме стандартных операций контроля у нас применяется уникальная проверка шаровых пальцев на наличие внутренних дефектов и трещин методом вихретокового контроля на специальном приборе. Использование этого уникального метода проверки было требованием одного из зарубежных заказчиков при поставке шаровых пальцев на конвейер в Северную Америку. И сейчас данная технология и метод контроля на нашем предприятии используются для всех шаровых пальцев. Все шаровые пальцы, которые выходят как на конвейер, так и на вторичный рынок, проходят 100% проверку. Кроме того, проводятся периодические испытания шаровых пальцев с разрушением, такие как вырыв, выдавливание, 100% -ю контроль момента качания и другие операции (методы) контроля, которые позволяют нам уверенно выпускать качественную продукцию.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Амортизаторы CTR: «оригинал» на рынке запчастей

Множество брендов предлагает амортизаторы, так называемого, «оригинального...

4 июл 2022 в 11:47

Подробнее >
Photo

Импортозамещение в автопроме. Основные условия и направления развития.

Как российскому автопрому не повторить ошибок. Основные условия и  направления...

31 май 2022 в 08:10

Подробнее >
Photo

БАЗАЛЬТ производит российские гидроцилиндры на замену западным! Эксклюзив для владельцев отечественной «классики».

ООО "Кедр-Автомотив" производит российские гидроцилиндры на замену импортным для...

5 май 2022 в 17:29

Подробнее >