+79139857900

Смертельный дефолт для нового российского автомобиля из Таганрога

17 августа 2023 в 14:28

В этот день 25 лет назад 17 августа 1998 года в стране был объявлен дефолт. Такое событие произошло в истории России впервые. Для многих наших сограждан, не слишком преуспевших в финансовом образовании, это слово было непонятным, а явление неизведанным. Но пройдет совсем немного времени и они на себе испытают последствия этого шага.

Премьером правительства страны тогда был Сергей Кириенко, ныне заместитель руководителя президентской администрации. Его отправили в отставку, а на его место был назначен патриарх отечественной политики Евгений Примаков, который себе в замы выбрал бывшего председателя Госплана СССР Маслюкова. И началась постдефолтная жизнь.

Но учитывая наш профиль канала Дзен, мы расскажем об одном автомобильном проекте, на судьбу которого оказал сильнейшее влияние этот дефолт. Вторая половина 90-ых годов прошлого века ознаменовалась началом активной зарубежной экспансии корейских автопроизводителей. Вдобавок на юге полуострова появился новый игрок – Samsung Motors, который также строил планы по мировому лидерству в автомобилестроении.

ТАГАЗ_Espero

Но наибольшей активностью из четверки корейских автопроизводителей (Hyndai, KIA, Daewoo, Ssangyong) отличался Daewoo Motors. А планы были грандиозными. Была поставлена цель захватить рынки постсовеских и постсоциалистических стран, которые в 90-ые фактически были свободными. Но более амбициозным разделом этой плановой стратегии стал активный выход в Старый Свет, то есть в Европу.

Тогда руководитель корейской компании Ким Ву Чжун в цитадели германского автостроения основал в Мюнхене центр, куда пригласил на высокие зарплаты немецких специалистов. В частности, руководителем этой команды стал Ульрих Бец, выходец из BMW. Перед ними была поставлена задача сконструировать модельный ряд автомобилей, с которыми бы Daewoo смогла не только проникнуть, но и серьезно обосноваться на рынках развитых стран. Разработку дизайна же поручали ведущим итальянским автомобильным ателье.

Сегодня такая схема работы уже никого не удивляет. И корейские, а теперь и китайские автопроизводители широко практикуют такой подход. Но продолжим далее.

ТАГАЗ_Nubira

К 1996 году появилась линейка автомобилей – Daewoo Lanos, Daewoo Nubira, Daewoo Leganza. Именно на эти машины и была возложена евроэкспансия. Позднее появились и малютка Matiz. С таким ассортиментом не стыдно влезать в старосветский рынок.

Одновременно в постсоциалистических странах приобретаются активы – польский завод в Варшаве FSO переходит под контроль корейцев, в Румынии завод Oltcit также вливается в семью Daewoo. Строится первый автозавод в Узбекистане (UzDaewoo). Собственно в Южной Корее берется под контроль производитель Ssangyong.

ТАГАЗ_Leganza

Чешский завод в Праге выпускающий фургоны Avia также был «взят» корейцами. А в России Daewoo положил глаз немного ни мало на АвтоВАЗ. Только кто ж отдаст нашу автомобильную жемчужину. В общем для такой обширной автомобильной экспансии нужны были средства, и корпоративный долг компании рос как на дрожжах. И тут в конце 1997 года прозвучали раскаты азиатского кризиса. И Daewoo оказалась банкротом с огромным миллиардным долгом.

Именно отголоски азиатского кризиса и докатились до России в виде того самого дефолта августа 1998 года четверть века назад.

Но причем тут «Таганрогский автомобиль»? В Ростове-на-Дону был начат выпуск автомобиля Daewoo Espero – по тем временам очень красивый автомобиль. Выпускала его финансово-промышленная группа «Донинвест» Михаила Парамонова. У этой группы был контроль над Таганрогским комбайновым заводом. Мощности его простаивали, и было решено приспособить их под автомобильное производство. Но для этого нужен был партнер, которым и стал Daewoo Motors.

Тагаз_тагаз

12 сентября 1998 года происходит торжественное открытие завода ТагАЗ. Модельная линейка состояла из трех корейских автомобилей Daewoo Leganza, Nubira и Lanos. Это как сегодня в случае с Москвичем. Корейские автомобили получили русские названия: «Кондор», «Орион», «Ассоль». А шильдик на них был «донивестовский».

Впрочем, открытие завода пришлось на период после дефолта 17 августа 1998 года. Завод перевели в режим консервации, и следующие два года всё оборудование поддерживалось в режиме холостого прогона с целью сохранения его работоспособности. Производство автомобилей осуществлялось мелкими партиями по отвёрточной технологии.

Банкротство Daewoo и переходе компании под контроль General Motors разрушило партнерство с «Донинвестом». Тогда ростовчане начали искать другого партнера. Сначала здесь выпускали Citroen Berlingo, а позже освоили и первую народную иномарку Hyundai Accent, Hyundai Sonata, грузовичок Hyundai Porter. Последовала попытка начать выпуск автомобилей под брендом Tagaz. Но это уже была совсем другая история.

В 2020 году наш канал тогда только встававший на ноги опубликовал материал «Прощай, Тагаз». От бывших работников завода этот грустный материал получил много комментариев.       

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему АвтоВАЗу необходима "народная иномарка"

Как АвтоВАЗ попадет в класс "народных иномарок" 

17 май 2024 в 09:13

Подробнее >
Photo

Почему не прижились «монстры» на городских маршрутах

Почему в России нет трехсекционного пассажирского транспорта

17 май 2024 в 08:57

Подробнее >
Photo

Как вырастают автомобильные гиганты, или как заработать на автопроме

Как вырос крупный автопроизводитель на север Африки

17 май 2024 в 08:43

Подробнее >