Сообщение о том, что российский автопроизводитель Sollers начинает экспансию в сегмент тягачей, почему-то не вызывает ни большого интереса, ни бурной реакции, ни даже удивления. Точнее сказать, встречено с каким-то безразличием в широкой автомобильной аудитории. В этом можно убедиться, если посмотреть на количество комментариев под сообщением в различных автомобильных СМИ и интернет ресурсах.
Недавно, во время проведения Восточного экономического форума, во Владивостоке было открыто производство междугородних автобусов под маркой Sollers. Наш канал осветил это событие и выявил немецкие корни пассажирской техники.
Но вернемся к новости о тягачах. Как сообщается, российский Sollers на профильной выставке «Транспорт и логистика» в сентябре с.г. выставил новый тягач под своей маркой. Модель большегрузного седельного тягача получила наименование Sollers TR180. О новом транспортном средстве сообщили минимум информации. Во-первых, у него есть китайская исходная модель марки Tri-Ring, о которой у нас известно немногое. Это предприятие производитель второго, если даже не третьего ряда, несопоставимое с гигантами типа Shaanxi, Dongfeng, FAW и т.п. То есть компания регионального уровня из провинции Хубэй. Она занимается производством и эксплуатацией транспортных средств, автомобильных компонентов и металлообрабатывающего оборудования.
О новинке Sollers предпочел на выставке не распространяться. О проекте тягача неизвестно практически ничего. Когда начнут выпуск тягача, на каких мощностях его будут выпускать, каков объем инвестиций и какой объем производства планируется и т.д. Но подробности о грузовике вскроются позже, и мы все равно узнаем о проекте.
Недавно наш канал рассказывал о проекте Valdai от компании «Нижегородские грузовые автомобили», за спиной которого стоит Группа ГАЗ Олега Дерипаски. Заявлен выпуск нескольких моделей, заявлены мощности в 10 000 автомобилей в год, объявлены три этапа локализации. Проект хотя и по масштабам меньше, чем К5, реализуемый на КАМАЗе, но можно сказать, что происходит выращивание конкурента на российском рынке грузовиков. В случае Sollers ничего подобного нет. Нет заявления, насколько масштабен проект, сколько инвестиций под него будет выделено. По нашему мнению, в целом, пока не стоит ждать появления игрока даже масштаба нижегородского конкурента.
Получается, что Sollers, запуская свои проекты выбрал особый путь. Если, по крайней мере, в основном направлении специализации компания медленно идет по пути углубления локализации, то автобусное и грузовое будут, скорее, вспомогательным, не основным.
Любой незаинтересованный наблюдатель спросит, а зачем так распыляется эта компания? Ведь ее главная специализация – выпуск автомобилей-внедорожников УАЗ и автомобилей класса LCV, то есть легкой коммерческой техники. А тут автобусы и тягачи.
Компания небольшая, судя по объемам выпуска, с ограниченным инвестиционным потенциалом, в сравнении с такими гигантами как Группа ГАЗ, КАМАЗ и даже АвтоВАЗ. Поэтому тянуть полную локализацию грузовиков и автобусов не получится, придется идти на кооперацию с партнером.
Тут все достаточно просто. В тесном партнерском взаимодействии с автокомпанией из КНР (в случае тягачей с Tri-Ring, в случае с автобусами - Ankai) начинается производство техники в РФ. Самое главное, в это новое производство не нужны огромные инвестиции. Сначала, получение машинокомплектов из Китая, отверточная или мелкоузловая сборка. А далее - как пойдет. Будет высокий спрос отечественных потребителей, можно начать заниматься углублением локализации.
Пример в этом показывает собственно сам Sollers на примере направления выпуска фургонов Atlant и малотоннажных грузовичков Argo. Партнером этого проекта выступает китайский JAC. Также этот китайский автопроизводитель выступает партнером по выпуску пикапов ST6 и вскоре ST8.Два года назад профильный Минпромторг по указанию президента обнародовал Стратегию развития автопрома до 2035 года. Одной из самых актуальных проблем в российском автопроме назывались четыре направления, среди которых малообъемный дизельный двигатель для коммерческого транспорта.
И тут произошло следующее. Два российских автопроизводителя вместо объединения усилий решили по отдельности сделать каждый свой дизель. Откуда идут подходы к этому сепаратному подходу наш канал рассказал в одном давнем материале по ссылке.
Иными словами – Группа ГАЗ для линейки своих коммерческих автомобилей Газель, Соболь и т.д. сделал свой 2,5-литровый дизель на базе силового агрегата Foton, а Sollers на мощностях бывшего моторного производства Ford в Елабуге запустил свой дизельный проект. Точнее два агрегата объемом 2л мощностью 130 л.с. и 288 Нм, и 2,7-литрового мощностью 150 л.с. и 355 Нм на базе силовых агрегатов JAC. Эти дизели устанавливают на Argo и Atlant и др. Объем инвестиций в двигательный проект составил 2,2 млрд руб. Причем проект реализовывался на заемные средства Фонда развития промышленности в размере 1,7 млрд руб. При этом заявлялось, что на мощностях в Елабуге можно выпускать до 50 тысяч агрегатов в год. Напомним, в прошлые годы Группа ГАЗ импортировала порядка 20-30 тысяч дизелей Cummins ISB 2.8.
Сегодня компания Sollers интенсивно инвестирует в производство компонентов для своей коммерческой линейки Atlant и Argo. Например, недавно запущено производство штампованных кузовных деталей для коммерческой линейки по выпуску до 40 тысяч комплектов. Для чего был получен льготный заем от Фонда развития промышленности в размере 3,4 млрд руб.
Но вернемся к автобусам и тягачам. Такая стратегия как с коммерческой линейкой вряд ли приемлема для сегодняшней ситуации. У Sollers нет масштабных ресурсов, чтобы вкладываться и инвестировать в глубокую локализацию. Например, в производство силовых агрегатов для автобусов и тягачей – их проще закупить в Китае. Можно пойти по пути выпуска каких-нибудь простых деталей и узлов и элементов оснащения салона. Но до выпуска кабин тягачей, как у нижегородцев, дело вряд ли дойдет. По крайней мере на начальном этапе. Дальше, в зависимости от успеха проекта.
Впрочем, время все расставит по своим местам, а правильность стратегического выбора определит потребитель. Но сегодня появление еще одного отечественного игрока на российском автомобильном рынке в сегменте тягачей и автобусов, наверное, можно только приветствовать.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz