+79139857900

СПИК не догма, а руководство к действию

14 марта 2021 в 08:02

В Российской Федерации в течение последних полутора десятков лет формировался новый автопром. Для развития такой важной отрасли экономики как автомобильная промышленность необходимо создать ряд механизмов и прочную законодательно-нормативную базу, регламентирующих динамичное развитие и поступательное движение к намеченной цели.

Государственная поддержка отрасли по идее должна быть направлена на локализацию производства автомобилей и автокомпонентов, реализации инвестиционных и инновационных проектов и развитию национальной базы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также стимулировать спрос на подвижной состав, например, газомоторный.

После того, как в период 2018-2020 гг закончилось действие инвестрежимов «промсборка-1» и «промсборка-2», основным стал инструмент СПИК (специнвестконтракт). Он определяет обязательства автопроизводителей и производителей автокомпонентов по выполнению технологических операций, а также обязательства по использованию российской компонентной базы. Напомним, что условия этого контракта обговариваются индивидуально с каждым автопроизводителем.

Специальные инвестиционные контракты имеют срок действия 10 лет. Это не случайно, поскольку разворачивая и реализуя свою инвестиционную программу автопроизводитель должен быть уверен в стабильности условий работы в стране, мерах господдержки и т.п.

Такие соглашения в автопроме были заключены с 14 ведущими автопроизводителями. Подводя первые итоги развития российского автопрома в условиях действия механизма специальных инвестиционных контрактов отметим, что автопроизводители намерены выполнять заявленные  планы по выпуску моделей и мероприятий по углублению локализации производства в РФ. Между тем, сегодня уже наметились некоторые отклонения и отказы от выпуска заявленных моделей, что будет несколько обеднять выбор автомобилей на российском рынке. Увы, таковы экономические реалии российского авторынка

Так за прошедшее время с начала действия СПИКов произошло довольно-таки неординарное событие. Совместное предприятие СП GM-АвтоВАЗ прекратило свое существование. Имущественный комплекс предприятия в конце 2019 года был куплен тольяттинским АвтоВАЗом. Теперь предприятие называется «Лада Запад Тольятти» и продолжает выпуск автомобиля Lada Niva Travel, который является не слишком глубокой модернизацией внедорожника Chevrolet Niva. В реестре СПИКов на сайте Минпромторга РФ указано, что объем инвестиций СП GM-АвтоВАЗ за 10 лет должен составить 984,6 млн руб.

Lada Niva travel

Но сегодня, когда прошла презентация Renaulution и глава французской компании Renault Лука де Мео обрисовал будущее марки Lada, стало ясно, что устаревший внедорожник через несколько лет закончит свой жизненный цикл. Это была его последняя модернизация. И, по всей видимости, основанием для закрытия проекта станут не только рыночные позиции этого автомобиля. До тех пор пока будут позволять российские требования к экологии и безопасности Lada Niva Travel будут продолжать выпускать. Но со временем РФ перейдет на экологические стандарты Евро-6, а модернизировать старый двигатель 1,7 л под них себе дороже. 

Впрочем, в перспективе уже в 2024 году внедорожная линейка марки Lada должна переехать на модульную платформу франко-японского альянса CMF-B. На ней будет построена новая модель внедорожника Niva-3, а также и более крупный внедорожник, который на презентации Renaulution был обозначен как Dacia Bigster, но который обязательно будет выпускаться под шильдиками трех брендов – Renault, Dacia и Lada.

Цели, указанные в Renaulution, не во всем совпадают с заявленными в инвестконтракте с крупнейшим отечественным автопроизводителем. АвтоВАЗ от имени франко-японского альянса два года назад в январе 2019 года подписал СПИК, по которому обещался за десять лет вложить более 70 млрд рублей в расширение производства, локализации двигателя (в том числе газомоторного), развитие местного инжиниринга, повышение локализации и в создание новых рабочих мест. В новом стратегическом плане Renault указаны несколько иные цели и ориентиры, отличные от заявленных в СПИК. Синергия с румынским автопроизводителем Dacia, интеграция и единая общая платформа. Это вряд ли будет способствовать достижению ранее объявленных целей.

motor_largus

Вдобавок на недавней пресс-конференции исполнительного вице-президента по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Оливье Морне было объявлено, что в линейке коммерческих автомобилей Lada никаких новых моделей не предвидится. Иными словами, российскому авторынку достаточно только что вышедшего обновленного автомобиля Lada Largus. Соответственно, под шильдиком Lada не будет аналога «каблучка» Dacia Dokker. Он точно не встанет на конвейер в Тольятти. Хотя ещё год назад в начале 2020 года источники говорили о том, что проект не считался совсем уж бесперспективным и фигурировал в Реестре СПИКов, опубликованном на сайте Минпромторга РФ как Lada Van.

.

haval_zavod22

Но есть и такой прецедент, произошедший осенью прошлого года. В конце сентября 2020 года после длительной задержки все же был подписан СПИК с китайским автопроизводителем Haval. Заявка этой компании была подана еще летом 2019-го. С чем была связана такая волокита, мы вряд ли узнаем.

Важно, что Haval стал первым китайским автопроизводителем, подписавшим в России специальный инвестиционный контракт, и наверняка, единственным. Правда, есть еще новый механизм СПИК 2.0 и возможности заключения существуют у других автопроизводителей из Поднебесной. Но пока под этим инвестиционным механизмом не поставлены подписи ни одной компании из автопрома.

В свою очередь, Haval взял на себя обязательства по локализации ключевых агрегатов и комплектующих, включая двигатели, коробки передач, электронные блоки и системы управления автомобилем. Заявленный объем инвестиций составляет 42 млрд руб. Сразу же после заключения СПИК в ноябре прошлого года под Тулой началось строительство моторного завода мощностью 80 тысяч двигателей в год. По сути, этот автопроизводитель из Поднебесной «вскочил на подножку уходящего поезда».

haval_plan11

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >