+79139857900

СПИК удваивает автопром

31 октября 2021 в 14:59

Специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые зарубежные автопроизводители заключили в России, существенно диверсифицируют автомобильное производство и изменяют «лицо» российского автопрома. Наш материал о том, как заключенные автокомпаниями СПИКи уже усилили их позиции на авторынке РФ, существенно увеличив локализацию в отрасли. А ведь впереди нас ждут новые контракты - СПИК 2.0 Что принесут они?

 Углубление трансмиссией

У корейского автопроизводителя Hyundai имеются планы по строительству завода по производству трансмиссий для легковых автомобилей. Поставлять вы пускаемые трансмиссии планируется на расположенный в Санкт-Петербурге автомобильный завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР), который сегодня производит еданы Hyundai Solaris, кроссоверы Hyundai Creta, а также седаны Kia Rio и кросс-хэтчбеки Rio-Х. На данный момент на эти автомобили устанавливаются 6-ступенчатые  автоматические и механические коробки передач.

Новое производство планируется разместить в Приморском районе, недалеко от предприятия по выпуску двигателей Hyundai Wia Rus. Стоимость нового инвестиционного проекта составит порядка 10 млрд руб. Строительные работы могут начаться в 2022 году. Площадь нового производственного комплекса составит около 40 тыс. кв.м.

Производство трансмиссий такое же дорогостоящее, как и завод по выпуску двигателей. Фактически на нем будет производиться механическая обработка деталей на станках с ЧПУ, затем установка автоматики переключения и последующая сборка. Вероятно, в этом процессе будет использоваться российский металл.

Фактически новый завод корейского автопроизводителя Hyundai - это продолжение процесса по  повышению уровня локализации производства в России корейской компании. Как известно, в 2018 году «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» заключил специальный инвестиционный контракт с федеральными и региональными властями Санкт-Петербурга. Согласно этому контракту объем предполагаемых инвестиций составит 35 млрд руб. в течение 10 лет. Из них 16,679 млрд руб. планировал вложить, собственно, сам автопроизводитель Hyundai, а оставшаяся часть должна поступить от поставщиков, входящих в Hyundai Motor Group.

9 сентября текущего года также состоялся пуск завода по выпуску двигателей, строительство которого началось в 2020 году. Это пятый по счету моторный завод Hyundai Wia в мире: два находятся в Южной Корее, и по одному в Мексике и Китае. С последнего, в частности, силовые агрегаты поступают на  сборочное предприятие ХММР в Санкт-Петербурге. Инвестиции в первый российский моторный завод Hyundai составили 15,8 млрд руб., создано более 500 рабочих мест. В сентябре завод ещё работал в тестовом режиме, но вскоре здесь начнется серийное производство двигателей. Сначала здесь освоят выпуск бензиновых атмосферников объемом 1.6 л серии Gamma (123 л.с. 150 Н.м). Они будут устанавливаться на производимые на ХММР автомобили Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio. А в конце 2022 года также начнется выпуск двухлитровых моторов семейства Nu (объем 2 л, мощность 150 л.с. 191 Н.м).

План на первый год работы — 240 тысяч двигателей, а впоследствии компания намерена выпускать по 330 тысяч моторов ежегодно в трехсменном режиме.

hyundai_motor1

Примечательно, что выпускаемые заводом Hyundai Wia Rus двигатели будут также устанавливать на автомобили, которые производятся на калининградском предприятии «Автотор». Сегодня ведется проработка вопроса по поставкам двигателей из Санкт-Петербурга в Калининград. Данная работа ведется в рамках реализации программы по углублению локализации производства автопроизводителя из Калининграда, который также имеет обязательства по СПИК.

Процесс углубления локализации важен для всех автопроизводителей, подписавших соглашения о СПИК, поскольку позволяет рассчитывать на получение господдержки и возмещение установленной Минпромторгом РФ методике оценки, с 1 января 2022 года, для получения господдержки локализация выпускаемых автомобилей должна составить 1200 баллов, а с 1 января 2025 года – 1 400 баллов.

Напомним, что уровень локализации кроссовера Hyundai Creta второго поколения, массовое  производство которого стартовало в июле на заводе «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге, уже на начальном этапе составило, по оценкам специалистов предприятия, 1700 баллов по методике Минпромторга РФ. Для сравнения, у моделей Hyundai Solaris и KIA Rio, выпускающихся на том же предприятии, данный показатель составляет сейчас 1500 баллов. А поскольку вскоре новое поколение кроссовера Hyundai Creta начнет оснащаться двигателями российского производства от компании Hyundai WIA, уровень локализации этой модели достигнет 2100 баллов.

hyundai solaris_GIBDD_22

Для сравнения, локализация отечественной модели Lada Vesta, выпускаемой в Ижевске на заводе «Лада Ижевск», достигла 3 300 баллов. Впрочем, и АвтоВАЗу с его флагманской моделью есть куда стремиться. Согласно постановлению правительства №719, максимальный уровень шкалы локализации определен в 8 800 баллов. Для его достижения необходимо, чтобы у автопроизводителя все компоненты и сырье были российскими, вдобавок компания должна направлять до  5% своей выручки в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Примечательно также, что корейский автопроизводитель Hyundai заметно увеличил производственные мощности за счет приобретения бывшего сборочного комплекса завода GM. Напомним, завод General Motors в Шушарах был построен как инвестиционный проект «green field» в 2008 году, объем инвестиций в него составил $300 млн. В 2015-м GM остановил выпуск автомобилей и выставил производственный комплекс на продажу. И, наконец, в 2020 году был найден покупатель, которым выступил Hyundai Motor. Производственные мощности предприятия составляют 98 тыс. автомобилей в год. Правда, до сих пор Hyundai Motor Rus не объявил какие модели будет выпускать данный завод. Немаловажно, что моторы российского производства Hyundai будут выпускаться с использованием существующей компоненты базы. Так, поставки блоков цилиндров и головок блоков для двигателей серии Gamma начнутся с ульяновского завода компании Nemak. Начиная с 2022 года поставки должны составить 230 тыс. машинокомплектов в год. Дополнительные инвестиции в организацию производства на ульяновском предприятии составили 1,7 млрд руб., создано более 120 новых рабочих мест.

Hyundai_блок цилиндров2

Также в ближайшей перспективе для выпуска двигателей Hyundai серии Nu  будут осуществлены поставки деталей c завода «РосАЛит», расположенного в Нижегородской области и специализирующегося на выпуске литья из алюминия. Предприятие входит в автомобильный холдинг Sollers/Соллерс. Недавно ООО «Литейный завод «РосАЛит» получило из Фонда развития промышленности кредит в размере 323 млн руб. для инвестиционного проекта организации выпуска деталей для двигателей. В частности, завод наладит выпуск нижних частей блока цилиндра для двигателя Nu 2.0 к Hyundai i40, Hyundai Tuсson, Kia Cerato, Kia Soul, Kia Sportage.

 

 MAZDA+SOLLERS: курсом на экспорт

Другой проект компании Sollers не имеет такой компонентной базы. Речь идет о моторном заводе «Мазда-Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке. Действительно, существенным преимуществом размещения новых предприятий по выпуску двигателей в Европейской части Российской Федерации заключается в небольшом «плече» доставки автокомпонентов с любого производства. Перевозка на Дальний Восток будет обходиться слишком дорого.

Это обуславливает организацию только определенных технологических циклов на этом дальневосточном предприятии.В прошлом году на дальневосточном заводе запустили сборку, а затем и механообработку 2-литровых моторов семейства SkyActiv-G. Инвестиции в проект составили два млрд руб. Сегодня все двигатели, произведенные во Владивостоке, отправляются в Японию и Австралию. Недавно был проведен запуск второй очереди завода двигателей. Введен в строй новый цех механообработки головок блока цилиндров (ГБЦ) для двигателей Mazda SkyActiv-G. Инвестиции в проект составили более 4 млрд руб., максимальная мощность линии - до 50 тысяч ГБЦ в год. Локализация выпускаемых моторов выросла до 30%. На прошедшем в июне Восточном экономическом форуме владелец группы Sollers Вадим Швецов заявил, что начинает долгий путь по локализации двигателей и автомобилей Mazda во Владивостоке. Впрочем, конкретной информации о том, какие узлы и детали будут выпускаться в РФ, пока нет. Также заявлено о принятии решения вдвое увеличивать производство моторов на экспорт со следующего года.

В целом это уникальный в своем роде проект российского автопрома, поскольку все выпущенные во Владивостоке двигатели экспортируются. Сборочный комплект мотора приходит из Хиросимы,  происходит механическая обработка головок блоков цилиндров, досборка. И собранный двигатель возвращается в Японию. Получается, что дальневосточное предприятие является частью глобальной Mazda, звеном в ее цепочке поставщиков — таким же полноценным звеном, как и другие заводы во всём мире. Но при этом компания ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» также заключила СПИК и на выпускаемые ею автомобили Mazda (кроссовер CX-5 и седан Mazda 6) начисляются баллы. Впрочем, такой пример полностью экспортоориентированного производства также важен.

 

Ford Transit требует баллы

 Из-за изменения параметров расчета в баллах, выпускаемые в Елабуге на совместном предприятии «Соллерс Форд» коммерческие автомобили Ford Transit перестали соответствовать минимальным требованиям для участия в госзакупках. Они потеряли около 500 баллов за локализацию за последний год. Автомобили «скорая помощь» и школьный автобус набрали около 1195 баллов. Поэтому в недавно проведенном крупном тендере на 5,6 млрд руб. на поставку скорых и на 9,7 млрд руб. по школьным автобусам были выбраны другие поставщики. Кроме того, автопроизводитель может потерять часть компенсаций утильсбора, что ударит по рентабельности.

ford_transit

Как отметил Адиль Ширинов, глава «Соллерс Форд», вопросами локализации на предприятии занимаются постоянно. Все упирается в вопрос экономической целесообразности, потому что согласно методике основные баллы приносит штамповка (500 баллов) и двигатель (640 баллов).

Еще в 2019 году, когда Ford объявил об уходе с российского рынка легковых автомобилей, коммерческий автомобиль Ford Transit остался единственной моделью в российской гамме  американского бренда, который выпускают на заводе «Соллерс Форд» в Елабуге. В свою очередь,  зводы во Всеволожске (там выпускали модели Ford Focus и Mondeo) и Набережных Челнах (Fiesta и EcoSport) были остановлены. Вместе с ними был остановлен и моторный завод в Елабуге, специализирующийся на бензиновых атмосферниках 1.6.

Напомним, завод по производству двигателей изначально был частью совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге. После реструктуризации в 2019 году производственные активы были переданы компании Ford. В самом начале 2021 года было объявлено, что совместное предприятие «Соллерс Форд» выкупило производственные активы завода двигателей у Ford Motor Company. Было объявлено, что на этих производственных мощностях будет организован выпуск турбодизелей для коммерческих автомобилей Ford Transit.

Сейчас на российские «Транзиты» устанавливают импортные турбодизели 2.2 TDCi в трех вариантах (125, 136 и 155 л.с.). Судя по всему, в Елабуге на заводе площадью 42600 квадратных метров по соседству с основным действующим предприятием будут выпускать такие же двигатели, но в соответствии с нормами Euro-6. Как и прежде, автоматизация производства на моторном заводе будет составлять 95 процентов. На его покупку SberCIB выдал совместному предприятию «Соллерс Форд»  инвестиционный кредит в размере 1,14 млрд руб.

Также совместное предприятие намерено предоставлять услуги мехобработки на заводе двигателей. По заявлению Адиля Ширинова , пока в активной фазе идут переговоры с другими автопроизводителями, и в первом квартале следующего года будет ясность.

Сейчас идет детальная проработка такого сотрудничества. С кем ведутся переговоры – информация не раскрывается.

 Первый китайский

Haval стал первым китайским автопроизводителем, заключившим специальный инвестиционный контракт в РФ, согласно которому объем инвестиций в локализацию производства в России кроссоверов, внедорожников и ключевых компонентов к ним составит 42,5 млрд руб.

haval_motor_zavod

В конце прошлого года «Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус» начал сооружение нового завода по производству двигателей в Тульской области. Его строительство планируется закончить в конце 2022 г. Завод обеспечит производство двигателей для более чем 90% автомобилей бренда в России. Инвестиции Haval в это производство составят 17,75 млрд руб. Строительство предприятия ведется тут же в Тульской области.

Также Haval планирует локализовать не только производство двигателей, но и коробок передач,  электронных блоков и систем управления автомобилем. Сегодня китайский сегмент на российском рынке самый быстрорастущий. Так, за 9 мес. текущего года продано свыше 25 тыс. автомобилей марки Haval. Планы Haval в России – очень амбициозные. Развитие будет идти по всем направлениям: от увеличения степени локализации до расширения экспорта. По итогам этого года планируется реализовать в два раза больше автомобилей, чем в прошлом. А в следующем - удвоить результаты 2021 года.

То есть завод практически выйдет на запланированную производственную мощность в 80 тысяч автомобилей в год. Этому поможет не только увеличение объемов выпуска текущих моделей, но и выход новинок, которые должны подстегнуть спрос еще больше.

 haval_kamen_33

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автопром России: кардинальная смена парадигмы

Российский автопром меняет стратегию и тактику

9 окт 2022 в 06:41

Подробнее >
Photo

Самый кризисный год

Что спровоцировало беспрецедентный спад российского авторынка в 2022 году

8 окт 2022 в 06:40

Подробнее >
Photo

Развитие российского рынка электротранспорта

Автомобильная индустрия сегодня  характеризуется ...

26 фев 2022 в 11:32

Подробнее >