+79139857900

Стапельный минимализм

24 января 2012 в 15:06

Более половины кузовных станций в нашем регионе (по некоторым оценкам – до 80%) относятся к среднему и малому классу. Зачастую это мастерские, имеющие небольшие ремонтные площади и занимающиеся несложным кузовным ремонтом. Эти предприятия нередко не имеют возможности установить у себя дорогое рихтовочное оборудование: дорого и не всегда целесообразно, поскольку в подавляющем большинстве случаев таким кузовным станциям приходится иметь дело с кузовными дефектами легкой и средней степени тяжести, в результате которых геометрия кузова не изменяется, либо меняется незначительно.


Виды кузовного ремонта принято делить на три категории. Легкий — небольшие вмятины, царапины и прочие мелкие дефекты, при которых не требуется демонтаж кузовных элементов. Средний — при повреждениях, требующих замены кузовных элементов. И тяжелый — при деформации несущих или силовых элементов кузова. Если в первых двух случаях стапель не нужен, то при тяжелом повреждении без него уже не обойтись. Если бы вывод об изменении геометрии кузова всегда можно было сделать исходя из видимых повреждений кузова, то все было бы довольно просто. К сожалению, установить это можно только путем измерений по контрольным точкам. А следовательно, без стапеля с измерительной системой сегодня нельзя представить даже самый компактный кузовной цех, который претендует на право называться современным. Продавцы автосервисного оборудования в этом вопросе крайне категоричны. По словам генерального директора компании «СОНА» (Москва) Артура Тонояна, без рихтовочного оборудования с возможностью контроля геометрии кузова по контрольным точкам автосервис может заниматься лишь выправкой небольших вмятин и царапин кузова, то есть локальным ремонтом. А объемы этих работ настолько незначительны, что вряд ли позволят окупить расходы на содержание кузовного участка. Технический директор компании «Импакт-Сибирь» Есен Тюлеубеков тоже говорит, что стапель необходим любому ремонтному предприятию, и никакой ручной инструмент его не заменит: «Стапель нужен всем и всегда. По опыту собственной работы в автосервисе могу сказать, что в некоторых случаях на ремонт приезжает практически не поврежденная машина, у которой невозможно сделать развал-схождение. А впоследствии оказывается, что машину просто ударили в район колеса, и оно ушло в сторону. А внешне вроде бы повреждений не много, можно отремонтировать крыло — и все. На автосервисах, не имеющих стапеля и измерительной системы, так и делают. В лучшем случае ещё попытаются выправить геометрию с помощью кувалды, на глаз. Порой сталкиваешься с такими вопиющими случаями: вместо того чтобы править кузов, подрезаются крылья, сверлятся новые отверстия под опоры двигателя и тому подобное. Потом клиенты таких станций приезжают на нормальную СТО на «развал-схождение», и им приходится объяснять, что машину нужно, по сути, заново ремонтировать», — заявляет Е. Тюлеубеков. По словам директора Сибирского дивизиона компании «ТехноАльянс» Дмитрия Лопарева, «потребность в стапеле возникает всегда, когда появляется необходимость увеличить скорость работы участка и увеличить доходность с поста. Пока на кузовной участок нет очереди — вроде как нет необходимости в этом оборудовании. Но как только поток клиентов возрастает, возникает потребность в максимально быстрой рихтовке, чтобы автомобиль клиента не простаивал в ожидании выправки лишнее время». Кроме того, по словам Дмитрия Лопарева, на сегодняшний момент уже сам потребитель задает уровень сервиса: «Не редкость, когда клиенты, приезжающие на кузовные работы, прежде всего спрашивают о наличии стапеля и только потом отдают автомобиль в работу». Его коллеги Павел Распопин (компания Техноэкспорт), Артур Тоноян, (компания СОНА, Москва) добавляют, что кузовные работы «на коленках» никогда не удовлетворят такого нужного и важного заказчика, как страховая компания. Страхвщики в первую очередь заинтересованы в том, что автомобиль был восстановлен до предаварийного состояния, поэтому они предъявляют довольно жесткие условия к соблюдению технологии правки и окраски кузовов. Восстановление контрольных точек «через столб — на глаз» их, естественно, не устроит, и какими бы выгодными ни были ваши условия, они пойдут к вашему конкуренту на соседней улице, который имеет полный набор всех необходимых приспособлений для нормального кузовного ремонта. Итак, чтобы выжить на рынке, надо грамотно укомплектовать рихтовочный участок оборудованием и инструментом. Не истратив при этом лишних денег, но и не упустив главного. Кузовные работы «на коленках» никогда не удовлетворят такого нужного и важного заказчика, как страховая компания.



Начнем с инструмента

 
В последнее время в России появилось несколько торговых марок, предлагающих наборы для так называемого безразборного ремонта мелких повреждений кузова. В столице и других регионах европейской части страны несколько автосервисов уже работают с этим инструментом. Однако на нашем рынке они пока не представлены. По мнению Есена Тюлеубекова, это связано с довольно узкой сферой их применения. «Такие наборы эффективны только при работе с небольшими вмятинами, без повреждения лакокрасочного покрытия. Сколько можно заработать на такой услуге? Явно не очень большие деньги. Соответственно и желающих работать по такой технологии пока нет. К тому же, чтобы полностью использовать возможности такого набора инструментов, надо обучить персонал. Учить у нас некому. Представителей в регионе нет», — говорит Есен. Куда более полезным инструментом для небольшого кузовного цеха, по мнению участников рынка, являются споттеры и традиционный гидравлический инструмент. Они практически незаменимы при правке небольших вмятин кузовных панелей, особенно в случае затрудненного доступа к обратной стороне зоны деформаций. Споттеры позволяют приложить рихтовочное усилие с внешней стороны панели. Для этого при помощи споттера в зоне деформаций временно приваривают ряд штучных крепежных элементов (гвоздей, шпилек, шайб, крючков и т.п.). Затем за эти крепления зацепляется гидравлическая стяжка или обратный молоток, и с их помощью можно приложить ударное или плавное вытягивающее усилие на кузовной элемент. После выправления дефекта временные элементы удаляются, и место дефекта готовится под покраску. Но как бы то ни было, гидравлический инструмент и споттерная сварка, естественно, не могут заменить стапель. С помощью гидравлических стяжек или наборов для правки кузова можно конечно попытаться вытянуть лонжерон или стойку кузова, а полученный результат проверить с помощью механической линейки. Но далеко не всегда удается добиться нужного результата. Оптимальный набор оборудования для небольшого кузовного участка, по мнению Артура Тонояна (СОНА, Москва) должен выглядеть так: — 2х-стоечный подъемник грузоподъемностью 3 тонны для арматурных и иных работ, связанных с демонтажом частей днища автомобиля. — Мини-стапель, со своим встроенным подъемником, грузоподъемностью от 2,5 тонны и выше, с высотой подъема не менее 1,50 метров. — Сварочное оборудование. — Рихтовочный инструмент, ручной и электрический инструмент для арматурных работ. — Специальная тележка для транспортировки нетранспортабельных кузовов, приспособления для снятия и вывешивания двигателя, верстаки и т.д. В дальнейшем этот список может быть расширен в зависимости от потребностей владельца.

 

Выбор стапеля


Если с выбором инструмента каких-либо серьезных проблем возникнуть не должно, то главную рихтовочную единицу следует выбирать более тщательно. Вот какими характеристиками должен обладать стапель для малого кузовного участка по мнению Дмитрия Лопарева (ТехноАльянс): «Прежде всего, стапель должен быть мобильным и не занимать много места в сложенном состоянии. Стапель должен иметь быструю организацию вытяжки во всех направлениях (вверх, вниз, вбок). Стапель должен быть легким и эргономичным (удобным в работе). На стапеле автомобиль должен крепиться очень легко и быстро». Артур Тоноян заявляет, что небольшому цеху «желательно приобрести стапель в комплектации с рамой на колесах, который всегда можно перемещать в свободный угол, когда он не нужен для работы». А. Тоноян также предостерегает владельцев станций от приобретения стапелей, укомплектованных выпрямителями с гидроцилиндром, рассчитанным на усилие в 4-5тонн. Они не всегда обеспечивают полноценную растяжку, особенно с креплением цепи к верхней точке выпрямителя. «Оптимально иметь 10-тонный гидроцилиндр и желательно два выпрямителя. Иногда приходится одновременно тянуть поврежденные места под разными углами. Кроме стандартных захватов и зажимов, стапель должен иметь разнообразные фиксаторы. Они помогут во время правки фиксировать неповрежденные части кузова во избежание их разрыва», — говорит генеральный директор компании «СОНА». Прежде всего, продавцы рекомендуют определиться с типом стенда, а уж потом выбирать конкретную модель. Стапеля принято разделять на платформенные, рамные и напольные. Полноценная платформа обладает довольно большим списком преимуществ. Установить автомобиль на такой стенд все равно, что закатить его на любую другую площадку. При этом вовсе не обязательно ровно позиционировать машину на стапеле. Кузовные зажимы не имеют обязательных точек крепления к платформе. Это очень важно при сильных повреждениях кузова, когда колеса автомобиля оказываются заблокированными. Для установки такого автомобиля на стапель нужна лебедка. Главный недостаток платформы в нашем случае — большие габариты. Сам по себе стапель занимает не менее 12 кв.м, а подвижные силовые стойки отнимут ещё несколько метров полезной площади. Впрочем, некоторые производители довольно успешно пытаются минимизировать занимаемую площадь. К примеру, компания «ЕвроСив», выпускающая рихтовочные стенды под маркой «Сивер», недавно выпустила обновленную модель Сивер D-210, c силовыми элементами, установленными непосредственно на платформе. Сам стапель занимает 11 кв. м площади. Такой стапель можно рекомендовать станциям средней руки, которые могут себе позволить навсегда занять стапелем определённую площадь цеха, поскольку в отличие от мобильного рамного стенда и напольной системы, платформенную модель невозможно убрать в сторонку на то время, пока она вам не нужна. Зато у такого платформенного стенда, оборудованного подъемником, есть важнейшее преимущество. На его базе можно создать стенд регулировки «развал-схождения» колес, который, вне всякого сомнения, необходим на современном кузовном участке. Правда, такое технологическое решение под силу только довольно развитым кузовным станциям, обладающим необходимой производственной площадью. Рамные и напольные системы считаются более подходящими для кузовных цехов, имеющих ограниченную площадь.

 


Начнем с напольных систем. Напольные системы используют в качестве силовой платформы пол, в основание которого замурованы направляющие рельсы. В качестве силовых инструментов здесь применяются классические силовые стойки, а рельсы служат для их позиционирования и фиксации. Когда в них нет необходимости, они вовсе не занимают места в цеху. Откатил башни, убрал крепления и зажимы — и пожалуйста, перед вами ровный пол, можно продолжать арматурные работы. Да и стоимость напольной системы ниже, чем, к примеру, полноценного платформенного стапеля. Автомобиль остается на месте, меняются только инструменты, с которыми работает жестянщик. Идея пришла из Нового Света. Большинство автосервисов США и Канады относительно невелики и проблема рационального использования площадей, максимальной эффективности работы была там очень актуальна. Простейшие напольные системы позволяют производить абсолютное большинство работ, но чаще всего производители предлагают их для исправления нетяжких повреждений. Впрочем, и минусов у напольного стапеля немало. Один из таких — довольно серьезные затраты времени на монтаж стапеля. Кроме того, по словам генерального директора компании «СОНА» Артура Тонояна, «напольная система не всегда оправдывает себя из-за долгой установки растяжек». По мнению других респондентов нашего журнала, у напольной системы есть ещё один существенный недостаток — мастер вынужден производить измерения, стоя на коленях, что не очень-то удобно. По большому счету, очень много зависит от привычки каждого конкретного жестянщика. Есть специалисты, которые считают напольную систему наиболее совершенной и удобной.
Итак, рамные стапели. Практически все участники обсуждения заявили, что владельцам компактных кузовных участков стоит обратить свое внимание на рамные мобильные конструкции, которые можно подкатить под автомобиль, зафиксировать на зажимах и поднять на рабочую высоту. Рамные системы достаточно компактны и не занимают больших площадей в цехе. Некоторые виды рам позволяют устанавливать на них значительное количество дополнительных приспособлений, облегчающих работу, — например, для работы внутри подкапотного пространства, чего нельзя сделать на платформе. Конструкция рамы обеспечивает легкий доступ к любым узлам кузова. Стационарные рамные системы у большинства производителей имеют подъемные системы, позволяющие работать с машиной на комфортной высоте. В этой группе на сибирском рынке хорошо представлены две марки: «Сивик» и Autorobot. Омский производитель предлагает два стенда — «Мастер» и «Профессионал». Обе модели в базовой комплектации имеют одно силовое устройство, типа «гусь», развивающее усилие в 10 тонн, и ручной гидронасос. Функционально они очень похожи и отличаются только тем, что «Мастер» имеет разборную раму, что очень удобно для кузовных мастерских «гаражного» типа. Стапели этой марки подкатываются под автомобиль и ориентированы как раз на повреждения средней степени тяжести. Тяжелые повреждения с его помощью «вытянуть» будет очень непросто. Зато у этого оборудования есть неоспоримый плюс — низкая цена. Рамные и напольные системы считаются наиболее подходящими для кузовных цехов, имеющих ограниченную площадь.



Autorobot в интересующем нас сегменте предлагает модель Micro B. В отличие от своих «старших» собратьев, этот Autorobot стоит вполне приемлемо для небольшой кузовной станции. Модель оснащена многофункциональной трехшарнирной стрелой, которая позволяет производить вытяжку в любых направлениях. Стрела очень легкая, поскольку изготовлена из специального алюминия.Она может работать впереди и с обеих сторон машины, охватывая 70% ее кузова. С помощью удлинительной балки стрела становится краном, что делает возможным тягу вверх. Неоспоримым плюсом такого стапеля, на наш взгляд, является то, что владелец Micro B может в любой момент произвести апгрейд стапеля до Autorobot XLS или B20. Что же касается выбора средств измерений и контроля, то в этом вопросе продавцы автосервисного оборудования проявляют редкостное единодушие. Поскольку измерительные системы стоят довольно дорого, то владельцам малых кузовных станций они рекомендуют использовать трехточечную линейку и базу данных по контрольным точкам на русском языке по всем кузовам автомобилей, причем желательно не только днища, но и верхней части кузова. Редакция благодарит за помощь в написании статьи компании: «Импакт-Сибирь» (Новосибирск), «Техноэкспорт» (Новосибирск), Сибирский дивизион компании «Техно Альянс» (Новосибирск), СОНА (Москва).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >