+79139857900

Старые «пазики» рано списывать со счетов

30 января 2025 в 11:25

Есть две новости: одна - хорошая, другая – плохая. Начнем с плохой. Начавшийся 2025 год будет трудным для автобусного рынка страны. Все дело в том, что это год старта нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». И пока в бюджет программы на текущий год заложена небольшая сумма для поддержки обновления парка автобусов.

Но есть и позитивная новость. Программа рассчитана на шесть лет до 2030 года включительно. Вдобавок, с каждым годом господдержка обновления должна будет нарастать, поскольку к расчетному сроку (2030 год) поставлена цель - в региональных автобусных парках 85% подвижного состава должны иметь возраст ниже нормативного. А это, по расчетам специалистов, порядка 30 тысяч новых автобусов в городах с численностью населения >50 тыс./чел.

Впрочем, прошлый 2024 год стал рекордным по обновлению подвижного состава автобусных парков городов и поселков страны. С помощью различных финансовых механизмов было обновлено 6 962 автобуса, а годом ранее 4 042 машины. И сегодня можно констатировать, что сложился новый автобусный рынок страны, в котором решающим стало государственное участие в виде средств Фонда благосостояния, лизинговых программ и специальных казначейских кредитов.

ПАЗ_3205_смолл

 

И вот какой парадокс заметит любой непредвзятый наблюдатель. Можно сказать, что государство профинансировало производство морально устаревших автобусов Павловского завода (речь о моделях ПАЗ-3205, известных в народе как «пазик», и его удлиненной версии ПАЗ-4234). Данные по моделям представлены ниже в таблице №1. Соответственно, эти две морально устаревшие модели заняли 3-е и 4-е места в рейтинге популярности новых автобусов российского рынка. И здесь дело заключается в том, что эти автобусы Павловского завода Группы ГАЗ востребованы не в крупных городах и мегаполисах страны, а в малых и средних городах, небольших поселках, для обслуживания межселенных пассажирских перевозок. Пока более современные модели такие как КАМАЗ-4280 F5 Вега только на подходе, в прошлом году удалось реализовать всего 50 автобусов, что не идет ни в какое сравнение с "пазиками".

камаз вега_small

Хочется надеется, что к концу расчетного срока программы «Инфраструктура для жизни» конвейерная жизнь этих двух устаревших павловских моделей Группы ГАЗ завершится торжественными проводами, как это было в начале 2022 года, когда проводили на «заслуженный отдых» бензиновый мотор Заволжского моторного завода ЗМЗ-523/524, устанавливаемый на "пазик". Но который вскоре, в связи с кризисом, оказался вновь востребованным.

Впрочем, для перевозок на маршрутах с низким пассажиропотоком Группой ГАЗ создана относительно новая модель Vektor Next, которая на сегодня является лидером автобусного рынка Российской Федерации.

вектор некст

Однако обратимся к другим моделям российского автобусного рынка, играющим более весомую роль.

Табл.№1

ТОП-20 моделей российского рынка новых автобусов в 2024 году, шт.

стат 2024_модель

А вот на втором месте российского рынка 12-метровый автобус большого класса ЛИАЗ-5292. В текущем году Ликинский автобусный завод начнет серийное производство принципиально новой модели CityMax 12, о чем наш канал рассказывал в этом материале. Главная задача для нового автобуса – не потерять титул самого главного городского автобуса страны.

Citymax 12

 

Заметим, что многолетнее соревнование между городскими автобусами большого класса Ликинского и Нефтекамского заводов за этот титул закончилось безоговорочной победой подмосковных автобусостроителей.

 

Нефаз_5299_G

 

Однако, камазовцы не сидят сложа руки и работают над новой моделью КАМАЗ-5222, изображения которой появились в конце прошлого года.

камаз_5222

 

Отметим, что пока несколько в стороне оказались модели большого класса других производителей – белорусский МАЗ-203, оказавшийся в 2024 году на 14 позиции российского рейтинга и Volgabus-5270 – на 17 месте всероссийского рейтинга. При этом, заметим, что даже благоприятный 2024 год не стал для этих моделей прорывным. Белорусская модель априори могла рассчитывать только на закупки российских регионов на средства региональных бюджетов. Пока белорусскую технику не подпускают к российским госпрограммам поддержки. Поэтому МАЗ сдал свои позиции, как и российский Volgabus. (см. табл. №2)

В свою очередь заказчики российской марки Volgabus интересовались техникой этого бренда в других классах автобусов – среднего (модель «4298») и особо большого (модель «6271»). Наш канал рассказывал, что большие партии этих автобусов приступили к работе в Челябинске и Санкт-Петербурге.

 

Сегодня автобусный рынок является наиболее «российским» среди всех сегментов авторынка за исключением автомобилей класса LCV. Доля отечественных автобусов в 2024 году составила 78,4%, что на два процентных пункта выше результата 2023 года (76,2%).

Однако несмотря даже на такой положительный тренд, российским автобусам не удалось сколько-нибудь значимо потеснить китайскую технику, особенно это касается автобусов туристического класса. Среди техники, обслуживающей междугородние перевозки в прошлом году так и не появилась такая отечественная модель, хотя многие российские автобусостроители заявили об экспансии в этот класс - Группа ГАЗ (модели Cruise), Volgabus, Sollers, КАМАЗ, а также белорусский МАЗ.

Однако почетное третье место на российском рынке новых автобусов занимает китайский бренд Yutong, шестую строчку – Higer, замыкает первую десятку – Zhongtong, а 13, 14 и 15-е место соответственно такие марки из Поднебесной как Golden Dragon, Foton, KingLong.

Несколько укрепили свои позиции и такие отечественные автобусостроители как Lotos из Набережных Челнов и СИМАЗ из Ульяновска.

Табл.2

ТОП-15 марок российского рынка новых автобусов в 2024/2023 гг., шт.

 

стат_2024_марка

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Движение вверх, или как российский авторынок поднялся в мировом рейтинге

Какие страны вошли в ТОП-20 ведущих автомобильных...

9 фев 2025 в 08:10

Подробнее >
Photo

Самые-самые, или кто на вершине мирового автомобильного «Олимпа»

Кто оказался на вершине мировых автомобильных...

9 фев 2025 в 08:05

Подробнее >
Photo

Нужны гиганты и солидные марки, или китайский Changan в поисках места сборки

Почему Changan договаривается о контрактной сборке с Автотором

9 фев 2025 в 07:55

Подробнее >