+79139857900

Сто строк о стратегии отечественного автопрома

30 января 2025 в 09:57

Удивительно, но в публичное пространство выплеснулась заочная дискуссия между двумя федеральными чиновниками. Суть ее в разных подходах к развитию автомобильной индустрии в нашей стране. Напомним, сначала в конце прошлого года в интервью изданию «Эксперт» министр экономического развития РФ Максим Решетников отметил, что «два-три автозавода с высокой локализацией» будет достаточно для российского рынка.

А уже после нового года свою точку зрения высказал первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров, который напрямую не поспорил с министром, но сказал, что у страны есть несколько автозаводов, способных выдавать до 3 млн автомобилей в год.

Напомним, что количество автозаводов, специализирующихся на выпуске легкового транспорта еще недавно было более двух десятков, сегодня их число несколько снизилось по известным причинам.

«На пике авторынок России составлял 3 млн единиц. И мы создали производственные мощности на 3 млн. Я считаю, что количество автозаводов, которое у нас сейчас имеется — оптимальное», - рассказал Денис Мантуров «Интерфаксу» 3 января с.г.

Вдобавок, ранее, будучи еще в ранге министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что Россия не пойдет по пути Ирана, где, как известно, в автоиндустрии сложилась модель, о которой рассказывает Решетников.

«Я считаю, что стратегия в 2007 году была абсолютно правильная. В качестве альтернативы можно, конечно, было изначально пойти по сценарию Ирана, у которого всего один или два производителя в стране, которые базируются на технологиях конца 1980-х — начала 1990-х годов. Зато они производят больше миллиона автомобилей со стопроцентной локализацией», - заявлял Мантуров.

Иными словами, Денис Мантуров придерживается проведения политики предыдущей стратегии развития автопрома, только вместо ведущих западных компаний в российском автопроме должны "хозяйничать" новые отечественные собственники, работающие в тесном партнерстве с восточными автопроизводителями.

За два с половиной года после ухода ведущих мировых автопроизводителей из страны, у оставленных сборочных площадок появились новые собственники. На большинстве площадок произошло возобновление производства. Только в партнерах теперь числятся компании из одной так называемой дружественной страны.

Но вот какой момент. Простаивающие конвейеры заработали не везде. Где-то происходит банальная отверточная сборка с низкой степенью локализации из комплектов, поставляемых по импорту. Также на многих площадках не возобновлен даже полный цикл производства – сварка, окраска, сборка, которые производились ранее при прежних собственниках. Не говоря уже об уровне локализации, достигнутой ими к 2022 году.

Сегодня одним из более-менее показательных и достигших лучших в отрасли результатов можно, в качестве примера, назвать столичный МАЗ Москвич. Предприятие принадлежит столичному правительству. Ранее это был французский завод «Рено Россия», который выпускал семейство кроссоверов – Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana и Nissan Terrano. С уходом прежнего собственника выпуск автомобилей был прекращен. Сегодня модельная линейка «Москвича» формируется в партнерстве с китайским автопроизводителем JAC. Модельный ряд представляет два кроссовера – Москвич 3 и Москвич 8, лифтбек Москвич 6, которые являются репликой автомобилей JAC, а также электромобиль Москвич 3е.

автопром_Москвич2

По итогам прошлого года было реализовано 23 397 «москвичей», прирост составил 76,9%, в сравнении с 2023 годом. При этом львиная доля продаж приходилась на кроссовер Москвич 3 (19 321 шт.), на втором месте лифтбек Москвич 6 (2251 шт.). Электромобили Москвич 3е – 1 807 шт.

автопром_Москвич6_смолл

Сегодня столичный завод уходит от постовой крупноузловой сборки. Теперь при сборке готовых автомобилей используется 900 деталей вместо 50 комплектов при крупноузловой. На заводе заработал технологически полный цикл, поскольку здесь теперь работает сварочный комплекс. После сварки кузов поступает в окрасочный комплекс. Что же касается локализации, поставлена цель, чтобы доля отечественных узлов и деталей была выше нежели у прежней линейки кроссоверов Renault. Напомним, что кроссоверы Renault были одними из самых высоколокализованных иномарок российского автопрома.

автопром_Москвич_стапель

В принципе такой успех МАЗ Москвич фактически является одним из немногих среди аналогичных примеров в российском автопроме. При этом заметим, что автомобили Москвич в статистике засчитываются как российские автомобили. Впрочем, успех этот относительный. Мощности завода «Рено Россия» были рассчитаны на выпуск 190 тысяч автомобилей. Как видим, пока загрузка мощностей предприятия не превышает и 15% от прежней. Также для достижения высокой локализации нужен большой срок и кропотливая работа с поставщиками. Добавим, что у JAC никогда здесь не было локальных поставщиков.

haval Jolion new

Пока на евразийском экономическом пространстве два предприятия с высокой степенью загрузки производственных мощностей – это «Хавейл Мотор Мануфактуринг Рус» в Тульской области и совместное китайско-белорусское предприятие БелДжи (BelGee) в Минской области.

На первом производственные мощности заняты настолько, что пришлось договариваться о переносе выпуска по контрактной сборке популярного кроссовера Haval M6 в Калугу на мощности завода «Автомобильные технологии» (бывш. завод ПСМА Рус).

Эти два предприятия также ведут работу по локализации. Но процесс сопровождается рядом трудностей.

В результате даже самый массовая модель Haval Jolion не набрала 2000 баллов и была исключена из списка моделей льготного кредитования. 

Пока только АвтоВАЗ рапортует о 95% локализации своих моделей.

Конечно, становление нового российского автопрома будет непростым. Вдобавок, стоит учесть, что над ним и его партнерами подвешен «дамоклов меч» вторичных санкций. Это, прежде всего, касается подсанкционного АвтоВАЗа.

Сегодня «ожило» производство на калужских предприятиях – бывш.ПСМА Рус и Volkswagen. В Санкт-Петербурге работает бывший завод Nissan, и, конечно же, АГР (бывш. ХММР - Hyundai). Готовится запуск производства автомобилей Jaecoo на экс-предприятии GM. Как будет расти производство, какие мощности будут запускаться вновь - пока все это находится в процессе. Настройка происходит на наших глазах. Что в итоге получится, и кто все же будет прав в этом заочном споре чиновников покажет реальная практика российского автопрома в самой ближайшей перспективе.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Движение вверх, или как российский авторынок поднялся в мировом рейтинге

Какие страны вошли в ТОП-20 ведущих автомобильных...

9 фев 2025 в 08:10

Подробнее >
Photo

Самые-самые, или кто на вершине мирового автомобильного «Олимпа»

Кто оказался на вершине мировых автомобильных...

9 фев 2025 в 08:05

Подробнее >
Photo

Нужны гиганты и солидные марки, или китайский Changan в поисках места сборки

Почему Changan договаривается о контрактной сборке с Автотором

9 фев 2025 в 07:55

Подробнее >