+79139857900

Ступичные подшипники для иномарок. Обзор рынка

8 декабря 2014 в 12:46

Российский вторичный рынок ступичных подшипников представляет большой интерес для большинства мировых производителей данного узла. Во-первых, в нашей стране дорожные условия таковы, что ресурс ступичного подшипника, расчитанный более чем на 200 000 километров пробега, сокращается у нас до 50-70 тысяч. Во-вторых, собственное производство современных ступичных узлов в стране отсутствует. 

 

Интересно, что в целом по российскому рынку доля присутствия ведущих российских производителей довольно высока. Государственная поддержка российской промышленности позволила производителям подшипников сохранить крупную долю рынка. Однако в сегменте ступичных подшипников всё с точностью до наоборот. Большинство автопроизводителей в последнее время перешли на применение подшипников HUB 2-го и третьего поколения, в то время, как российские предприятия не производят подшипников такого типа. На устаревших моделях российского производства до сих пор используются однорядные подшипники открытого типа, которые требуют преднатяга и закладки смазки. На более современных моделях автомобилей российского производства используются двухрядные подшипники закрытого типа (HUB-1) без фланцев крепления к кузову. На сегодняшний день это один из самых распространенных типов ступичных подшипников как для задней, так и для передней оси. Однако в скором времени ситуация может измениться.


Подшипник ступицы

 

 

«Сегодня на рынке представлено три основных типа ступичных подшипников. Первый тип — традиционный простой ступичный подшипник, который требует запрессовки внутреннего и внешнего кольца, дальнейшей смазки и, в некоторых случаях, регулировки. Второй тип — это переходное поколение ступичных подшипников, в котором одно из колец подшипника интегрировано либо в ступицу, либо в поворотный кулак. Эти подшипники уже отрегулированы и не требуют смазки, таким образом при установке исключается одна операция. Но эти подшипники наиболее сложны с точки зрения использования специнструмента. Третий тип подшипника — это, собственно, собранный ступичный узел, - рассказывает руководитель технического отдела ООО «Шэффлер Руссланд» Юрий Александров. - Сегодня автопроизводители стремятся к использованию модулей, вместо отдельных компонентов. В связи с этим доля применения ступичных узлов третьего типа заметно выросла и составляет на конвейере уже около 20%. Более 65% - подшипники первого поколения. Оставшаяся доля рынка приходится на подшипники второго типа. В дальнейшем, я думаю, доля подшипников третьего поколения будет расти, поскольку это снижает временные затраты и стоимость сборки автомобиля. На конвейере такой узел ставится за 5 секунд. На вторичном рынке стоимость узла получается намного выше, но при этом стоимость замены подшипника и вероятность ошибки автослесаря при замене — существенно ниже. Кроме того, для замены такого подшипника не требуется специнструмент. Так что, в целом это позитивная тенденция и для вторичного рынка».

 


Российские потребители неоднозначно реагируют на эволюцию ступичных подшипников. Если ранее при износе подшипника приходилось менять только сам подшипник, то с переходом на модульную систему под замену идет ступица целиком, с установленным датчиком ABS. Стоимость такого узла достигает на российском рынке 10 000 рублей. Однако винить в этом производителей автомобилей или поставщиков ступичных подшипников не стоит. Дело в том, что сам по себе ступичный узел  последнего поколения рассчитан на 500 000 километров пробега в идеальных условиях эксплуатации. При этом даже в Европе такой ресурс труднодостижим. И тем не менее, на европейских дорогах ступичные подшипники выдерживают по 250 000 километров пробега, что сопоставимо с десятилетним сроком эксплуатации. В России, к сожалению, этот показатель составляет менее 100 000 километров. В некоторых регионах нашей страны он не превышает даже 70 000 километров. 

 

«В идеальных условиях эксплуатации ресурс подшипника ступицы составляет до 500 000 километров. Но такие сроки эксплуатации не достижимы даже в европейских условиях, не говоря уже про Россию. Безусловно, в Европе срок эксплуатации ступичного подшипника намного выше. Там первым из строя выходит левый передний подшипник, поскольку большинство транспортных развязок построено в виде «клевера», при прохождении которого вся нагрузка ложится на переднее левое колесо. В России, наоборот, первым из строя выходит правый подшипник. Это связано с тем, что у нас сильно разбиты обочины дорог и на правый подшипник приходится высокая ударная нагрузка. Мы проводили анализ ресурса подшипников в разных регионах. В Питере, к примеру, подшипник Opel Astra H выдерживает 250 000 километров, а в Саратовской области абсолютно такой же подшипник «ходит» около 60 000 километров. Вот вам яркая иллюстрация того, как состояние дорог влияет на ресурс подшипника ступицы,» - рассказывает Юрий Александров.

 

Ступица автомобиля

 

 

Все прочие негативные факторы, которые годами были настоящей головной болью автомобилистов, с внедрением подшипников второго и третьего поколения были преодолены. 

 

 

«С появлением третьего поколения с рынка ушли традиционные проблемы ступичных подшипников, которые годами портили жизнь владельцам автомобилей. Это и неправильный выбор смазки, и проблема попадания влаги под уплотнитель. В новых типах подшипников используются кассетные уплотнители. Это дышащая конструкция, которая пропускает газы из подшипника, но не позволяет влаге и абразиву проникать внутрь. Второй плюс — оптимально отрегулированный преднатяг подшипника в модулях второго и третьего типа. Это важнейший параметр, который напрямую влияет на ресурс подшипника. Ошибка в 1 Н.м при регулировке ступичного подшипника приводит к снижению его ресурса на 5 000 километров. Поставка предварительно отрегулированного подшипника гарантирует потребителю, что при его установке не будет совершено ошибок, которые негативно повлияют на его ресурс. На базе подшипников третьего поколения реализуются довольно интересные решения соединения между ШРУСом и ступицей. Подшипники зацепляются не с помощью шлицевого вала, а с помощью бокового орбитального зацепления. Это позволяет полностью исключить появление люфтов в процессе эксплуатации. Ранее такой люфт неизбежно возникал по мере износа шлицов ШРУСа и ступицы. Это приводило к ударам при агрессивном вождении. При орбитальном зацеплении конические зубцы находятся в постоянно преднатянутом состоянии, и люфт просто исключен. Помимо этого облегчается замена ступицы и ШРУСа — не требуется снимать шаровую опору, достаточно открутить ступичный болт, и полуось готова к снятию. Немаловажный момент состоит в том, что при таком типе соединения ШРУСа и ступицы можно передавать более высокий крутящий момент без увеличения  самих узлов, в силу того, что диаметр зацепления при таком соединении в несколько раз больше, чем при традиционном соединении через вал ШРУСа,» - отмечает Юрий Александров.

 

Обзор рынка 

 

Журнал «Трансервис. Автобизнес» провел исследование розничного рынка ступичных подшипников на иномарки. Исследование проводилось методом телефонного опроса розничных магазинов и сборов информации из открытых источников (интернет-магазины). В общей сложности в исследовании приняли участие более 150 торговых точек из разных регионов России. Мы проанализировали представленность различных брендов ступичных подшипников в 3-х сегментах рынка, выбрав в каждом из сегментов популярную модель автомобиля. Сегмент японских автомобилей оценивался по  модели Toyota Corolla. Сегмент европейских автомобилей — по Volkswagen Polo. Сегмент корейских автомобилей — по Hyundai Solaris. По каждой из моделей мы также собрали данные о ценах на передний правый подшипник. Вот какие данные мы получили. 

 

Toyota Corolla

 

 

Представленность подшипников для ступицы Toyota Corolla и их средняя цена

 

На данном автомобиле на передней оси устанавливается комплект подшипника ступицы колеса. Количество поставщиков, которые представлены на российском рынке, довольно большое, что позволяет говорить о высоком уровне конкуренции. Лидирующую позицию по представленности в торговых точках занимает оригинальный комплект Toyota, который предложат потребителю в 18% торговых точек. Немного отстает от него продукция концерна SKF. На третьем месте с 13% сразу три известных производителя автомобильных подшипников. Это немецкая FAG, французско-японский бренд SNR (который не так давно объединился с японским брендом NTN) и ещё один представитель Германии -  подшипники Optimal. Далее идет многочисленная группа «упаковщиков», которые предлагают свою продукцию в самых разных ценовых сегментах. Что касается цен, то сомнительное лидерство по этому показателю удерживает датский производитель запасных частей Triscan, который крайне слабо представлен на российском рынке. Немногим уступает ему комплект компании FAG. Оба производителя позиционируют свою продукцию дороже, чем стоит на вторичном рынке оргинальный комплект ступицы от Toyota. В эту же группу можно добавить и комплект компании  SNR, который стоит на 1000 рублей дешевле, чем комплект FAG, но все же чуть дороже оригинального. В целом, ведущие участники рынка позиционируют комплект подшипника ступицы для Toyota Corolla в сегменте 7000 — 10 000 рублей. Ниже этой планки опускаются лишь подшипники  компании Optimal и прочие «упаковщики». 

 

 

Volkswagen Polo

 

Представленность брендов подшипников для ступицы VW Polo и их средняя цена

 

На данном автомобиле стоит подшипник, который меняется в комплекте со ступицей. Лидером в конвейерных поставках является компания FAG. На вторичном рынке по представленности лидирует этот же бренд, но с небольшим отрывом от своих конкурентов. Подшипники ступиц этого производителя были представлены в каждой десятой из опрошенных торговых точек. Впрочем, сопоставимые показатели и у другого немецкого производителя – NK, который оспаривает второе место с известным брендом Ruville, который сегодня, как и FAG, входит в концерн «Шэффлер». 8% торговых точек смог занять бренд Mapco. Следом за ним идет довольно большая группа производителей и «упаковщиков» с минимальным отрывом друг от друга. В этом сегменте рынка можно выделить три ценовых категории. Верхний ценовой сегмент составляют подшипники, средняя стоимость которых превышает 3000 рублей. В этот сегмент входят такие бренды как  Febi,  GKN, SKF, SWAG. Средний ценовой сегмент 2000 — 3000 рублей, наиболее конкурентный. Здесь представлена продукция наиболее популярных брендов: FAG, SNR, IPD, Meyle, Moog, Ruville и других. Нижний ценовой сегмент — 1000 — 2000 рублей — так же довольно сложен. В нём представлено наибольшее количество участников.

 

Hyundai Solaris

 

Бренды подшипников для ступицы Hyundai Solaris и их средняя цена

 

В сегменте популярного корейского седана нас в первую очередь удивило полное отсутствие как оригинальных подшипников Hyundai, так и продукции других корейских производителей. В целом этот сегмент не отличается высокой конкуренцией. Количество брендов, которые удалось зафиксировать нашим аналитикам в этом сегменте, в два раза меньше, чем в сегменте Volkswagen Polo. Можно выделить и явного лидера — Febi. Продукция этого бренда представлена в каждом третьем автомагазине, который торгует запасными частями на корейские автомобили. На втором месте с солидным отрывом — подшипники FAG. На третьем — ещё один представитель концерна «Шэффлер». Довольно интересную картину мы видим в диаграмме,­ которая иллюстрирует средний уровень цен на подшипник ступицы для Hyundai Solaris. Подавляющее большинство производителей находятся в среднем ценовом сегменте: 2000 — 4000 рублей. Из этого сегмента выбиваются только две торговых марки: SKF, средняя стоимость продукции которого составляет более 6000 рублей, и Optimal, стоимость подшипника составляет менее 1500 рублей. 

 

Юрий Александров, руководитель технического  отдела ООО «Шэффлер Руссланд»:

 

 

Ступичные подшипники FAG
 

FAG — один из немногих производителей в мире, которые специализируются не просто на производстве подшипников, а на производстве автомобильных ступичных решений. Сегодня в Европе доля FAG в конвейерных поставках очень высока. До 60% всех поставок ступичных подшипников на заводы Volkswagen Audi Group - это конвейерные поставки продукции FAG. Сопоставимые доли наша компания имеет и в поставках на Mercedes-Benz и BMW. Одним из последних достижений компании стала победа в тендере на поставку ступичных подшипников для новой платформы VW – MQB, что по-немецки расшифровывается как Modularer Querbaukasten и переводится как «Модульная поперечная матрица». На базе этой платформы будет создаваться огромное количество новых моделей VAG, и весь этот огромный сегмент рынка будет закрываться всего лишь несколькими моделями ступичных подшипников FAG. Такой подход позволяет максимально снизить производственные издержки и предложить клиентам и на первичном, и на вторичном уровне самые современные технические решения по максимально выгодным ценам. В отличие от многих других производителей Schaeffler  поставляет на вторичный рынок подшипники в максимальной комплектации. К примеру, если по регламенту при замене подшипника требуется менять стопорный шплинт, то мы обязательно кладем его в коробку. То же самое касается ступичной гайки и болтов, которыми некоторые ступицы крепятся к поворотному кулаку. Автомеханику не придется бегать по магазинам в поисках крепежа и расходных материалов. Всё это находится в коробке, чтобы ускорить процесс замены и обеспечить безопасность автовладельца. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >