+79139857900

Технические эндоскопы. Третий глаз диагноста

3 декабря 2014 в 13:56

Техническая эндоскопия наконец-то получила стабильную прописку на российских станциях технического обслуживания. В 2011 году наш журнал уже писал о том, насколько часто эти средства диагностики встречаются на наших автосервисах, и, к сожалению, тогда эксперты рынка автосервисного оборудования не отмечали стабильного спроса на это оборудование. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону, и не последнюю роль в этом сыграло развитие технологий и снижение цен на эндоскопы для автосервиса.

 

Три года назад встретить технический эндоскоп на независимой станции техобслуживания было большой удачей. Прибор не пользовался спросом у диагностов по двум причинам. Во-первых, минимальная стоимость этого средства диагностики начиналась от 50 тыс. рублей. Выбор был небольшой — в основном немецкие бренды. Во-вторых, необходимость применения эндоскопов на сервисах, обслуживавших легковые автомобили на вторичном рынке, была не очень высока. Зато их довольно активно использовали выездные бригады и сервисные службы, которые работали с карьерной техникой и тяжелыми грузовиками. Потребность в эндоскопах существенно возрастает по мере того, как усложняется конструкция автомобиля, поскольку эндоскоп позволяет выполнить визуальную диагностику автомобиля, не прибегая к частичной разборке узла либо агрегата. Если раньше снятие головки блока цилиндров занимало пару часов, то сегодня трудозатраты автомеханика на данную операцию в несколько раз выше, поскольку усложнилась конструкция блока, увеличилось число дополнительных навесных компонентов, выросла вероятность ошибки при сборке-разборке. Соответственно, прежде чем приступать к разборке хороший диагност обязательно постарается визуально подтвердить свой диагноз, который он поставил по косвенным признакам. Основной сферой применения технических эндоскопов по-прежнему остается двигатель, а именно — камера сгорания. Через свечное отверстие зонд опускается в цилиндр и выводит на экран штатного монитора, смартфона или ноутбука довольно качественную картинку, позволяющую судить о состоянии поршня, стенок цилиндра и тарелок клапанов. Или, к примеру, у двигателя наблюдается стук, причина которого не ясна. Может быть, стучит шатунный подшипник? Нет проблем: отвернув пробку и слив масло, нетрудно «заглянуть» в картер и «посмотреть» на шатуны - стучит тот, который после перегрева имеет более темный цвет. Постепенно сфера применения устройства расширяется. 

 

«Неоценимую помощь этот диагностический прибор сегодня оказывает в процессе диагностики катализатора, - рассказывает технический тренер по диагностике тренингового центра для специалистов автосервиса FITLAB Евгений Литвинов. - Диагносту достаточно лишь снять кислородный датчик и завести камеру в выхлопную систему, чтобы посмотреть, оплавился катализатор или нет. На двигателях с непосредственным впрыском топлива одной из типичных неисправностей является повышенное образование нагара, во впускном коллекторе. С помощью эндоскопа можно быстро и точно диагностировать состояние впускных заслонок и стенок впускного коллектора, на наличие нагара, без снятия и разборки коллектора. В подкапотном пространстве современного автомобиля настолько тесно, что эндоскоп находит применение также и при наружном осмотре двигателя, когда обычные зеркала бессильны. С его помощью можно полностью осмотреть двигатель на наличие подтеков в тех местах, куда невозможно заглянуть обычным способом. Технический эндоскоп обязательно входит в перечень диагностических инструментов, которые мы рекомендуем на наших курсах. Он существенно ускоряет и упрощает работу диагноста и снижает риск ошибки». 

 

Диагностика техническим эндоскопом

 

Стоит добавить, что за последние годы ассортимент эндоскопов для автосервиса, представленных на российском рынке, сильно вырос. Вместе с этим средняя стоимость устройства снизилась в несколько раз, и сегодня этот прибор доступен практически любому автосервису и мастерской. 

 

«Три года назад на рынке были представлены только немецкие эндоскопы таких брендов, как Hazet, Bosch. Стоили они не меньше 40 000 рублей, - отмечает начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Рапопин. - Сегодня можно купить качественный цифровой эндоскоп по цене от 10 000 рублей, китайского производства. При этом с рынка практически исчезли оптические эндоскопы с твердой металлической трубкой. В принципе, они давали довольно неплохое изображение, но его невозможно было записать, сфотографировать или вывести на экран компьютера. К тому же металлический жесткий стержень эндоскопа не позволял использовать эндоскоп для диагностики внутренних полостей со сложной геометрией. Это сильно снижало его функциональные возможности.  Сегодня на рынке предлагаются видеоэндоскопы с полужестким оптико-волоконным кабелем, на конце которого располагается видеокамера, которая передает изображение на монитор эндоскопа, и несколько светодиодов для подсветки. При желании можно подключить такой эндоскоп напрямую к более широкому монитору, чтобы получить более качественное изображение. Также большинство моделей имеет слоты для карт памяти, что позволяет сохранять записи и фотографии, чтобы просмотреть на более качественном мониторе, распечатать и прикрепить к диагностической карте».

 

Но даже такое расширение функциональных возможностей технического эндоскопа и многократное снижение его стоимости пока ещё не сделало данный прибор таким же общепризнанным диагностическим инструментом, как сканер. 


Как выбрать эндоскоп для автосервиса?

 

Подбор модели эндоскопа не должен вызвать больших сложностей. Ранее эксперты рекомендовали покупать две модели эндоскопов: жесткий и гибкий. Первые использовались для диагностики двигателя, вторые — для диагностики узлов и элементов кузова со сложной геометрией. Современные видеоэндоскопы с успехом заменяют оба устройства. На что следует обращать внимание? 

 

«Важными характеристиками технического эндоскопа являются качество передачи изображения, длина зонда, ударопрочность корпуса эндоскопа и его способность работать в агрессивных средах», - говорит Павел Распопин. 

 

Технический эндоскоп Mitcorp Fasta

 

Хороший эндоскоп должен передавать изображение в режиме онлайн и записывать в память. Желательно, чтобы разрешение съемки было не ниже 640Х480, в крайнем случае — 325Х250 пикселей. Многое зависит также от качества автофокусировки камеры, которая устанавливается на зонд. Чем больше расстояние, на котором камера сможет передавать четкое, фокусированное изображение, тем лучше. Как правило, камеры, которые устанавливаются на видеоэндоскопы имеют автоматический фокус на расстоянии от 1 до 6 см до объекта. Стандартная длина зонда составляет от 80 см до 1 метра. Для нужд автосервиса этого вполне достаточно. При необходимости вы всегда можете купить более длинный зонд, но этого, как правило, не требуется. 

 

«При выборе очень важно обратить внимание на наличие в комплекте специальных зеркальных насадок, которые позволят выполнять осмотр под углом 70, 90 и 110 градусов, - рекомендует Евгений Литвинов. - В стандартном исполнении, без такой насадки, вы не сможете качественно оценить состояние стенок цилиндра и состояние клапанов, поскольку эндоскоп видит только то, что расположено перед камерой. Несмотря на то, что камеры профессиональных технических эндоскопов имеют довольно широкий угол обзора, этого бывает недостаточно. Также обязательно уточняйте у продавца, сохраняет ли эндоскоп полученные данные на карту памяти и имеет ли он необходимые разъемы для подключения к ноутбуку, планшету и так далее».

 

Диаметр камеры — чем тоньше, тем лучше, если это не наносит ущерб качеству съемки. Большинство эндоскопов оснащаются камерой и зондом, диаметр которых не превышает 5 мм, но более доступные модели ведут съемку с разрешением 325Х250 пикселей, а более дорогие 640х480. Кроме того, более дорогие модели эндоскопов имеют встроенную регулировку яркости подсветки. 

 

Камера эндоскопа должна выдерживать погружение в бензин, автохимию и моторное масло хотя бы на несколько минут. Несмотря на то, что эндоскопу никогда не приходится работать в таких условиях, вероятность его погружения в воду или агрессивную среду в процессе работы весьма вероятна. 

 

Поиск неисправностей видеоэндоскопом

 

Кстати говоря, использовать эндоскоп можно не только до ремонта, но и после. Дилерские автосервисы активно используют данные приборы при выходном контроле и в процессе работы с возвратами автомобилей после ремонта. В ситуации, когда клиент недоволен качеством ремонта и возвращает его с требованием всё разобрать и переделать, эндоскоп является единственным устройством, который сможет независимо оценить качество выполненного ремонта, а значит, избавит вас от долгих разбирательств и не нужных работ.     

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Голландский Королевский Клуб получит 900 диагностических элементов от MAHLE Aftermarket

Диагностические инструменты MAHLE Aftermarket становятся все более популярными во...

26 сен 2019 в 07:32

Подробнее >
Photo

Идеальный климат-контроль с сервисными блоками MAHLE ArcticPRO®. С заботой о планете!

Утечка хладагента из систем кондиционирования воздуха наносит ущерб окружающей...

26 сен 2019 в 07:30

Подробнее >
Photo

Еще немного о правильном выборе диагностики Launch

Тема выбора диагностического оборудования остается наиболее актуальной не...

23 авг 2019 в 18:58

Подробнее >