Транспортно-логистические услуги становятся одной из отраслей специализации Новосибирской области, занимая весомую долю в региональном валовом продукте. Развитию этой отрасли власти региона уделяют повышенное внимание. Однако на его пути много нерешенных вопросов, требующих вмешательства, часто на федеральном уровне. О том, каковы перспективы развития транспортно-логистического комплекса НСО, какие проблемы стоят перед этой сферой деятельности и какими средствами можно развязать клубок проблем, – в редакционном материале.
Новая реальность
В последнее десятилетие Новосибирская область претендует на роль главного транспортно-распределительного узла за Уралом, чему способствует уникальное географическое положение мегаполиса. Еще в советский период регион играл роль крупнейшего распределительного и транзитного узла, тем не менее, с увеличением дальности связей, развитием новых форм международной кооперации и специализации эта роль только усилилась. Помимо Транссиба и железнодорожного выхода в Казахстан и государства Центральной Азии, через него проходят федеральные автомобильные трассы М51, М52 и М53. Здесь расположена станция «Клещиха», которая входит в пятерку крупнейших российских контейнерных терминалов. Дополнительный импульс регион получил после реконструкции аэропортового комплекса Толмачёво, которым подана заявка на превращение его в крупный хаб. Стратегия развития аэропорта, разработанная до 2020 года, предполагает рост объемов обработки грузов до 300 тонн в сутки. Параллельно высокими темпами развивалось терминально-складское хозяйство Новосибирской области. Сегодня уже можно говорить о мощной транспортно-логистическо-складской индустрии региона.
«Очевидно, что такое развитие инфраструктуры во многом объясняется географией Новосибирска, который находится в центре России на территории с уникальной за Уралом плотностью населения, где проживает порядка 13 млн человек, – отмечает Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС). – При этом большинство соседних регионов имеют хорошее автомобильное сообщение с Новосибирском, который логично стал для значительной части их грузопотоков распределительным центром. Это специфика Новосибирска заставляет развивать его инфраструктуру. В свою очередь, развитая инфраструктура становится важным фактором привлечения в регион логистических операторов, экспансии различных сетевых ретейлеров, создающих собственные распределительные складские центры - транспортно-логистические комплексы».
Немаловажную роль в развитии транспортно-логистического комплекса Новосибирска сыграла и системная государственная поддержка отрасли. В конце 2012 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области был утвержден «Комплексный план развития транспортно-логистического комплекса НСО на 2013–2015 годы». Данный документ был разработан совместно с Министерством транспорта и Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. Планом определены основные направления развития транспортно-логистического комплекса, сделан прогноз развития грузовой базы. Исходя из возможных сценарных условий рассчитан прогноз объемов розничной и оптовой торговли, объемов перевезенных грузов в Новосибирской области на период до 2015 года. Поставлены задачи по развитию логистической инфраструктуры в Западной, Восточной и Южной зонах.
Сегодня в целом сложились Западная и Восточная транспортно-логистические зоны. В районе Западной зоны располагаются аэропорт Толмачёво с комплексом складских и таможенных терминалов, терминал «Клещиха», складской комплекс вдоль Толмачевского шоссе и др. Здесь же строится промышленно-логистический парк ПЛП «Толмачёво».
«Восточная зона включает в себя складской и терминальный комплекс «Атомпроект», складской комплекс «Пашино». «Рядом со станцией «ИняВосточная» компанией «Евросиб» создан современный терминал. Здесь же проект создания транспортно-логистического комплекса реализует группа компаний «БайтТранзит». Еще одной перспективной станет Южная логистическая зона. Развитие Технопарка в Академгородке, Биотехнопарка в районе Кольцово, строительство Восточного обхода Новосибирска потребуют развития мощной инфраструктуры,» – отмечает Сергей Максимов.
Дополнительный импульс для развития транспортно-логистического комплекса НСО появился с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В 2011 году товарооборот между соседними странами возрос на 25%. А в Новосибирской области он увеличился на треть. Выстраиваются новые логистические цепочки через территорию соседнего государства, в том числе в Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая, страны Центральной Азии.
Большие перспективы видят специалисты в налаживании железнодорожного сообщения с северными районами КНР через казахстанскую территорию. Это мощный стимул для дальнейшего развития внешнеэкономических связей с соседними странами. В свою очередь, Таможенный союз позволил убрать препятствия и сократить сроки прохождения грузов. По словам Сергея Максимова, не решен ряд проблем в этом направлении: имеется дисбаланс в распределении перевозок грузов. Несмотря на закрепленные в межгосударственных соглашениях паритетные условия, пока большая часть грузов приходится на казахстанских перевозчиков. Не искоренены поборы на территории соседнего государства.
Испытание рутинной работой
Несмотря на меры государственной поддержки, развитие транспортно-логистического комплекса региона сталкивается с рядом неразрешенных проблем.
Одна из них связана с исчерпанием пределов пропускной способности железнодорожных станций. Контейнерные терминальные комплексы зависят от железнодорожной инфраструктуры, которая часто имеет ограничения. Этот фактор становится препятствием для дальнейшего развития. А стоимость строительства дополнительной железнодорожной инфраструктуры сопоставима, а иногда и превышает стоимость собственно транспортно-логистического комплекса. Поэтому в нахождении механизмов государственно-частного партнерства, где определены ответственность сторон, долевое участие, сроки реализации проекта и т.д., необходимо взаимодействие с ОАО «РЖД», и это часто требует решений на федеральном уровне.
На сегодня одна из проблем, требующих незамедлительного решения, – работа на рынке экспедиторских услуг неофициальных посредников. Как правило, это частники, которые не платят налогов. Они демпингуют и не дают гарантий сроков доставки и сохранности грузов. Клиенты попадают в такие ситуации, когда груз пропадает, а связаться с таким экспедитором нет никакой возможности – единственный в их распоряжении номер мобильного телефона посредника не отвечает. По мнению президента СТЭЛС Сергея Максимова, пришло время навести здесь порядок и решить эту системную проблему совместно с Ассоциацией российских экспедиторов. Среди механизмов разрешения – обязательное страхование экспедиторской ответственности, сертификация экспедиторской деятельности и некоторые другие меры.
Форум новых возможностей
Несомненно, Новосибирск как крупнейший транспортно-логистический центр за Уралом уже состоялся, и можно было бы записать это достижение в актив, однако еще рано почивать на лаврах. В сегодняшней динамично развивающейся обстановке быстро меняющихся направлений грузовых перевозок это непозволительная роскошь. И упущенное время, и неиспользованные возможности новых грузопотоков впоследствии проявятся в динамичном росте отрасли в городах-конкурентах, в новых торговых связях, проходящих мимо региона. Поэтому решать проблемы отрасли, обсуждать новые возможности развития транспортно-логистического хозяйства необходимо сейчас и на постоянной основе.
В прошлом году состоялся первый Транспортный форум Сибири, на котором в рамках мероприятия для специалистов отрасли были обсуждены проблемы развития транспортно-логистического хозяйства.
Сегодня Союз транспортников, экспедиторов и логистов Сибири готовится ко второму подобному мероприятию. В рамках второго Транспортного форума, который пройдет в новосибирском Экспоцентре 5–8 июня, будет проведена конференция «Перспективы развития взаимосвязей транспортно-логистических узлов Сибири с другими транспортными узлами РФ».
«На Транспортный форум мы ожидаем представителей всех федеральных агентств Министерства транспорта РФ, коллег из Уральской, Поволжской транспортных и логистических ассоциаций. Будем рассматривать вопросы взаимодействия с соседними округами. Ключевым вопросом станет рассмотрение роли и развития контейнерных перевозок. Обсудим вопросы таможенного оформления грузов», – говорит Сергей Максимов.