+79139857900

Троллейбусный ренессанс в России без контактной сети, или электробус с динамической подзарядкой

2 апреля 2024 в 08:11

Удивительно, троллейбусное движение организовано в 301 городе мира. Парк пассажирских троллейбусов составляет около 28 тыс. машин. Такой масштаб развития этого вида транспорта не соответствует количеству сообщений о нем в информационной ленте. Наверняка, большинство соотечественников вряд ли вспомнят масштабную ликвидацию троллейбусного движения в Москве несколько лет назад. Большинство новостей о «рогатом» транспорте проходят как «местечкового» значения.

Но тем не менее, в отрасли произошли революционные изменения. Троллейбусы «отвязали» от проводов контактной сети, и теперь этот вид транспорта может комбинировать маршрут из двух участков – под контактной сетью и без нее. Сегодня на аккумуляторных батареях троллейбус может преодолевать и 20, и 30 км. При этом двигаясь под контактной сетью происходит подзарядка АКБ. В практику городского пассажирского транспорта вошел новый термин – электробус с динамической подзарядкой. Так теперь называют троллейбус с возможностью автономного хода.

При этом такой вид подвижного состава кардинально изменяет маршрутную сеть города. Например, столица Сибири город Новосибирск сегодня запустил 120 новых троллейбусов, которые имеют такой автономный ход. Вместо старых зеленых троллейбусов, некоторые из которых были построены еще в 80-90-ые годы прошлого века на троллейбусном заводе имени Урицкого в городе Энгельс, теперь на маршрутах регулярных перевозок крупнейшего мегаполиса за Уралом курсируют новенькие в бело-голубом окрасе современные машины уфимского производства «Горожанин» модели УТТЗ-6241.01. И это не все. По программе «БКАД 2.0 (Безопасные и качественные дороги)» город ожидает еще 49 машин «Горожанин», и еще 80 по губернаторской программе за счет регионального бюджета. Таким образом, троллейбусный парк города Новосибирска до конца текущего года перейдет практически полностью на новый подвижной состав.

 

троллейбус_Новосибирск

Но еще более важно, что троллейбус с автономным ходом дал возможность запустить этот вид городского транспорта в отдаленные микрорайоны. Известно, что население Новосибирска растет, здесь как грибы после дождя растут новые жилмассивы. Использование нового подвижного состава в Новосибирске позволило совершить мини транспортную революцию. До недавнего времени транспортное обслуживание жителей многих микрорайонов осуществлялось только частными автобусными предприятиями и маршрутками. К сожалению, после 21 часа вечером автобусы и маршрутки пропадали с линии, и в этом городе длительное время не был решен вопрос поздних рейсов. Частный извоз устанавливал некий «комендантский час» для жителей отдаленных микрорайонов. Сегодня уехать в эти жилмассивы можно без проблем и в 23 часа вечером.

тролл_автоном_НСК_8

Также ставку на троллейбусы уфимского завода «Горожанин» делают другие города. Помимо Новосибирска куда суммарно за прошлый и текущий годы будет поставлено 258 машин, в столицу Чувашии Чебоксары уйдет 111 троллейбусов «Горожанин», еще 94 машины отправится в Пензу.

Выполнение таких масштабных заказов позволило получить рекордную выручку за всю историю уфимского предприятия. В прошлом году она составила 5 млрд руб., что в 13 раз больше чем годом ранее.

Загрузка предприятия сильно возросла, поэтому это потребовало расширение производственных мощностей. Для этого приходится задействовать белорусских партнеров. Дело в том, что модель троллейбуса «Горожанин» использует низкопольный кузов Минского автомобильного завода «МАЗ-203». В планах Уфимского трамвайно-троллейбусного завода и белорусского МАЗа построить производственные мощности в ОЭЗ «Алга», расположенного на территории Башкортостана, в районе города Стерлитамак. Новое производство позволит выпускать 500 троллейбусов в год.

пересвет_волгоград

Также практически полностью обновил троллейбусный парк Волгоград, где приобретено 56 троллейбусов «Авангард» вологодского производства. Вологодский завод «ТрансАльфа» также выпускает модель с автономным движением. Сегодня завод занят выполнением заказа для Владивостока.

тролл_вологад

И еще один штрих к характеристике ситуации с троллейбусным движением в стране. После того, как в 2020 году ведущий троллейбусный завод Тролза в Энгельсе обанкротился и здесь начала работать площадка ООО «ПК Транспортные системы», которая начала выпуск троллейбусов «Адмирал», новый производитель вышел на рынок электротранспорта в удачное время, которое ознаменовалось началом реализации федеральных программ «БКАД 2.0», «Чистый воздух» и др.

тролл_Брянск_2

 

Всего с 2022 по 2023 год компания передала 64 «Адмирала» областному центру Брянской области. Таким образом, Брянск стал третьим городом России по количеству троллейбусов «Адмирал» после Омска (111 машин) и Санкт-Петербурга (87 машин). Идут поставки в Кемерово (законтрактовано 50 троллейбусов).

трол_ренесанс_кемерово

Примечательно, что троллейбус «Адмиралы» имеет антисанкционный статус, машины практически полностью собраны из отечественных комплектующих. Локализация производства троллейбусов «ПК ТС» в настоящий момент составляет 85%. Остальные 15% деталей и узлов компания закупает в дружественных странах.

Положительные примеры обновления и развития троллейбусного движения оказывает влияние на власти других мегаполисов. Ростов-на-Дону, который сегодня развивают трамвай по концессионному соглашению с компанией "Синара Городские Транспортные решения", начал строить планы по развитию троллейбусной сети. Власти собираются запустить троллейбусы в новые микрорайоны Суворовский и Вересаево, а также к жилым комплексам «Левобережный» и «Полёт» на месте старого аэропорта. Также город планирует приобрести 40 новых троллейбусов: примерно столько же выпускается на линию и на сегодняшний день.

Однако в ряде городов ситуация с обновлением парка плачевная. И руководство местных ТТУ идет на такие шаги, как приобретение б/у техники из соседних городов. Так, в областном центре Орле ситуация тяжелейшая, подвижной состав ветхий, требует частого ремонта. Власти пошли на сделку с соседним Курском. Там произошло обновление парка по концессионному соглашению, поэтому интерес к выведенной технике обусловлен тем, что она намного моложе, чем в Орле.

тролл_пересвет_22

И еще об одном новом производителе стоит сказать, поскольку для этого есть повод. К пулу троллейбусных производителей России присоединился «Волгабус». Здесь разработана модель «Пересвет», которая сегодня проходит испытания в столице Удмуртской Республики городе Ижевске. Насколько успешными окажутся испытания наш канал постарается информировать читателей.

тролл_Синара_1

В небольшом по объему материале канала невозможно рассказать обо всех новостях троллейбусной отрасли. Недавно во время визита в Свердловскую область на предприятии «Уральские локомотивы» президенту продемонстрировали современный троллейбус «Синара», который производят на площадке Челябинского завода городского электрического транспорта. Это еще один новый производитель троллейбусов в РФ.

тролл_Синара2

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

МАЗ планирует выезжать за счет автобусов-гармошек, третьего поколения и российских городов

Почему Минский автомобильный завод делает ставки на третье поколение 

21 апр 2024 в 05:31

Подробнее >
Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >