+79139857900

Трудные цели автопрома

22 марта 2020 в 22:45

Развитие автомобильной промышленности в Российской Федерации признано одной из приоритетных задач экономической политики на современном этапе. Принятая недавно «Стратегия развития автопрома РФ до 2025 года» конкретизирует многие направления и положения поступательного развития отрасли и меры ее господдержки. Тем не менее, для решения стоящих перед отраслью задач нужна совершенная нормативно-методологическая база, которая обеспечит реализацию выполнения программного документа. Об этих и многих других вопросах шла речь на конференции «Автопром», прошедшей в ОАО «АСМ-холдинг».

 

Государственный подход 

Уровень развития автомобилестроения является важным показателем, который обуславливает постоянность социального и экономического развития во всех индустриально-развитых странах, а также в большинстве стран с развивающейся экономикой. Российская Федерация не является исключением. Поэтому данная отрасль экономики находится под особым контролем правительственных чиновников.

Для развития такой важной отрасли экономики как автомобильная промышленность необходимо создать ряд механизмов и прочную законодательно-нормативную базу.

В Российской Федерации в течение последних полутора десятков лет принималось много различных законодательных и нормативных документов, регламентирующих развитие данной отрасли.

Одним из самых первых документов, который фактически совершил переворот в отрасли и стал основой для формирования нового автопрома в Российской Федерации, стало правительственное Постановление №166. Тогда были подписаны соглашения с 29 ведущими мировыми автопроизводителями о введении на территории страны режима «промышленной сборки» автомобилей. Предусматривалось освобождение от таможенных пошлин на 7 лет за ввоз в страну автокомпонентов в обмен на сокращение ввоза автокомпонентов на 30%, создание производственных мощностей для выпуска не менее 25 тысяч автомобилей - со сваркой, окраской и сборкой.

Затем в инвестрежиме «промсборка-2» были конкретизированы критерии и методы оценки требований к автопроизводителям. Действие данных режимов заканчивается в 2020 году. Им на смену приходит новый долгосрочный (третий) инвестиционный режим, в котором заложены совершенно иные подходы к развитию отрасли.

Государственная поддержка отрасли должна, прежде всего, стимулировать локализацию производства автомобильной техники и автокомпонентов, стимулировать спрос на автотранспортные средства, способствовать реализации инвестиционных и инновационных проектов и развитию национальной базы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

Новые механизмы поддержки развития автомобильной промышленности Российской Федерации базируются на новой нормативно-правовой базе. Назовем ряд ключевых документов.

В «Стратегии развития автопрома РФ до 2025 года» (Стратегия-2025) определены главные направления развития отрасли, сформулированы цели и задачи, а также ключевые технологические операции (условия).

В «Стратегии экспорта автопродукции РФ до 2025 года» определены приоритеты развития и меры поддержки экспорта автомобильной продукции. Федеральный закон 488-ФЗ установил государственные основы промышленной политики. В новой редакции предполагается проведение конкурсного отбора на право заключения СПИКа, установлены новые сроки реализации проектов и ограничения по  вложенным инвестициям. Постановление Правительства РФ №708 определяет порядок заключения/внесения изменений в СПИК, включая функции уполномоченного органа. Инструмент СПИК определяет обязательства автопроизводителей и производителей автокомпонентов по выполнению технологических операций, а также обязательства по использованию российской компонентной базы.  

Но главным отраслевым документом третьего инвестиционного режима является Постановление Правительства РФ №719 (новая версия от 25.05.2019). В нем устанавливаются требования к автопроизводителям и используемым ими компонентам при производстве транспортных средств; даются гарантии объективной оценки и обеспечения доступа к мерам господдержки; создаются мотивирующие условия для автопроизводителей и производителей автокомпонентов по расширению номенклатуры локализованных компонентов и углублению применяемых технологий. Сформулированы меры по учету стратегических направлений развития: электрические и гибридные автомобили, телематика и беспилотность, газомоторная техника;меры по стимулированию НИОКР в отрасли на территории России. Декларируется переход к выполнению конкретных технологических операций и условий вместо определения показателя уровня локализации в процентах от цены. Оценка выполнения установленных требований проводится через балльную систему. Таким образом, данный нормативный акт формирует спрос на локальные автокомпоненты, стимулирует увеличение добавленной стоимости и углубление локализации, а также направлен на развитие научно-технологического потенциала отрасли.

 

Тем не менее, как отмечали спикеры конференции, данный инвестиционный режим не решает ряд принципиальных системных проблем отрасли. В частности,  из-за ограничения внутреннего спроса и низкой доли экспорта автомобилей имеет место значительное недоиспользование производственных мощностей, что ухудшает финансовое положение предприятий. Слабая динамика развития производства автокомпонентов сдерживает создание новых рабочих мест, уменьшает получение добавленной стоимости и ведет к недопоступлению значительных объемов поступлений в бюджет таможенных платежей. Сохраняется неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли.

 

Спикеры на конференции также обращали внимание на тот факт, что система государственной поддержки промышленности отличается значительным креном в сторону финансово-кредитных мер при недостатке организационно-управленческих мер.

 

Были сформулированы ряд предложений по совершенствованию экономической политики стимулирования развития механизмов формирования научно-технических конкурентных преимуществ российской промышленности на федеральном уровне. В частности, принято решение о стимулировании привлечения иностранных инвестиций и компетенций для локализации инженерных центров по НИОКР, решений о стимулировании формирования консорциумов для реализации приоритетных научно-технических проектов. На уровне Правительства Российской Федерации предложено принять решение об обеспечении опережающей подготовки научных и инженерных кадров с ориентацией на перспективные требования развития отраслей промышленности, повышению требований к профессиональным квалификациям работников отрасли, и ряд других. Предлагается организовать центры коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием, сооружениями и полигонами. 

 

входsafbebная2

 

Вертикальная локализация

Повышение степени локализации – одна из ключевых целей Стратегии-2025. В ней говорится о показателе 70-75% и выше. Но как известно, в автокомпонентах высока импортная составляющая. Фактически, наиболее оптимальным решением может быть создание всей цепочки выпуска автокомпонентов из отечественных материалов и узлов. При этом стоит отметить, что такие примеры уже имеются в российском автопроме даже при производстве иномарок.

В частности, в рамках модернизации автомобиль Ford Transit российского производства получил еще больше конструктивных элементов российского производства. В рамках развития вертикальной локализации – приоритетного направления для Ford Sollers – удалось создать производственную цепочку от добычи сырья до выпуска готовых компонентов из отечественных материалов. В прошлом году были локализованы и начаты поставки бамперов для автомобиля Ford Transit «Хитон Пласт-2» из материалов локального производства. Цепочка поставщиков включает в себя предприятия нефтехимической и автостроительной отрасли, расположенных в Республике Татарстан. Добыча сырья произведена «Татнефтью», на ее основе произведены базовые полимеры предприятием «Нижнекамскнефтехим» (г.Нижнекамск), из которых предприятие «Хитон Пласт-2» произвело бампер для Ford. Тем самым вся производственная цепочка от добычи нефти и переработки сырья до изготовления детали и установки ее на автомобиль локализована на 100%. Также из локального сырья производятся панель приборов, дверные панели Ford Transit.      

Кроме этого, коммерческий автомобиль получает стальные диски от поставщика в Татарстане «Аккурайд Уилз Руссиа», изготовленные из российского сырья. Ford Transit в процессе локализации теперь оснащается однолистными рессорами параболического типа, изготовленными на Чусовском металлургическом заводе (ЧМЗ) из марки стали 50ХГФА с улучшенными резинометаллическими шарнирами. Благодаря им удалось повысить жесткость и надежность этого узла задней подвески. Данный пример демонстрирует продуктивный подход к реальной локализации выпускаемых автомобилей на предприятии Ford Sollers.

 

Раскрутить экспортный потенциал

Сегодня российская автомобильная промышленность «зациклена» в основном на удовлетворении потребностей внутреннего рынка страны, а также рынков соседних государств Таможенного союза, прежде всего Республики Беларусь и Казахстана, и других стран СНГ. Поставкам автомобилей в страны дальнего зарубежья мешают как внутренние защитные механизмы принятые в различных странах мира, так и высокие стандарты и требования по экологическим классам автомобилей. Фактически, для нового российского автопрома открыто сравнительно малое число рынков. Главными покупателями автомобилей, выпускаемых российскими заводами,  являются соседи. Поэтому зарубежные автопроизводители рассматривают свои инвестиции в российскую автомобильную промышленность фактически только с целью завоевания местного авторынка.

 

Компания Ford Sollers по итогам прошлого 2019 года увеличила экспорт автомобилей Ford Transit  российского производства на 42%, по сравнению с предыдущим 2018 годом. Ford Sollers имеет соглашение с Ford Motors, согласно которому партнер американского автопроизводителя имеет право поставлять произведенные в Елабуге (Республика Татарстан) автомобили на экспорт в страны ближнего зарубежья. При этом, как показывает статистика,наибольшая доля экспорта компании пришлась на Республику Беларусь. Российские дилеры Ford в прошлом году увеличили продажи легких коммерческих автомобилей семейства Ford Transit на 4%, реализовав 12 589 этих машин, а экспорт автомобилей вырос на 42%.     

Впрочем, экспорт автомобилей из Российской Федерации слишком мал, особенно в страны дальнего зарубежья. Так, по итогам 2019 года за пределы Евразийского экономического союза из страны было поставлено порядка 10 тысяч кроссоверов Skoda Kodiaq, производство которых освоено на мощностях Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Также небольшим спросом пользуется классический вездеход Lada 4x4 – с учетом пяти деврной версии за пределы ЕАЭС уехало порядка 8 тысяч автомобилей. Флагман отечественного автопроизводителя – Lada Vesta – экспортирован в объеме 5,9 тыс. ед. Также среди моделей автомобильного экспорта из России по итогам 2019 года Lada Xray (1,5 тыс.шт.),  Volkswagen Polo (1,4 тыс. шт.), Hyundai Solaris (1008 шт.), Lada Largus (803 шт.), Kia Rio (635 шт.), Lada Granta (605 шт.) и Skoda Rapid (465 шт.).   

Лидерство Skoda Kodiaq в экспорте из РФ в дальнее зарубежье в прошлом году получилось не случайным. Чешский концерн таким путем закрывает высокий спрос европейского рынка на автомобили, выпускаемые в Нижнем Новгороде. Аналогичная ситуация наблюдалась два года назад, когда впервые из России было экспортировано более 15 тысяч чешских кроссоверов Skoda Yeti. Тогда они закрыли спрос на европейских рынках в тот самый период, когда на головном заводе Skoda в Млада-Болеславе был прекращен выпуск этих автомобилей, а на другом заводе в Квасинах шла наладка выпуска кроссоверов Skoda Karoq, который является наследником модели Yeti. Впрочем, выпуск автомобилей Skoda в Нижнем Новгороде имеет целью покрывать потребности внутреннего рынка Российской Федерации и лишь при случае закрывать потребности европейских рынков во времена разрыва спроса и предложения. Также из Нижнего Новгорода в прошлые годы осуществлялись поставки другого автомобиля чешской марки Skoda Octavia, причем на них устанавливались импортные двигатели, соответствующие экологическому стандарту «Евро-6». В свою очередь из Калуги на экспорт шли модели Volkswagen Polo и Skoda Rapid. В целом же в страны ближнего и дальнего зарубежья, согласно производственным планам, на экспорт должно было быть поставлено порядка 24 тысяч автомобилей российского производства марок VW и Skoda. 

 

Как видно из приведенных выше данных, экспорт других марок и моделей автомобилей из РФ зарубежными автопроизводителями ничтожен и фактически не влияет существенным способом на их производственную программу на автосборочных предприятиях страны.

 

Также в прошлом году рухнули продажи в Европе автомобилей крупнейшего отечественного автопроизводителя АвтоВАЗа. Тогда на предприятии данный факт объяснили так: «В контексте ужесточения экологических стандартов в европейских странах, нам необходимо соответствующим образом адаптировать нашу экспортную деятельность в этом регионе. Нет сомнений, что в какой-то момент нам придется покинуть страны ЕС на некоторое время».

Чтобы начать продажи своих автомобилей в ряде стран, приходится организовать там их сборку, согласно требованиям местного законодательства. Так, в прошлом году на авторынке Египта стартовали продажи автомобилей Lada Granta местного производства. Отечественный автомобиль производится на мощностях египетской компании AlAmalCo. Выход на довольно нетребовательный по экологии и достаточно емкий рынок этой североафриканской страны сопряжен с обязательной организацией выпуска автомобилей на его территории. Кстати, АвтоВАЗ уже более 20 лет сотрудничает с этой египетской компанией, которая первоначально выпускала классические модели Lada. Впрочем, число таких потенциальных рынков для отечественной продукции ограничено. Напомним, что автомобили Lada сегодня продаются пока в 34 странах.  

 

Двигатель на экспорт

На этом не столь благоприятном фоне важной статьей экспорта российского автопрома могли бы стать экспортные поставки двигателей, выпускаемых на местных мощностях. И первые попытки такого экспорта уже сделаны. АвтоВАЗ в 2018 году начал поставки моторов на крупнейший турецкий автозавод Oyak-Renault. Была поставлена первая партия в количестве 4,4 тыс. двигателей Renault H4M. Согласно производственным планам предприятия, в 2019 году АвтоВАЗ должен был поставить в Турцию порядка 50 000 моторов. Однако, до сих пор нет нигде упоминания о выполнении данного контракта отечественным автопроизводителем. На наш запрос в пресс-центр АвтоВАЗа в ответе было отказано.  

 

С 2017 года на экспорт также начали поставлять двигатели, собранные на калужском заводе Volkswagen Group Rus. Моторный завод под Калугой немецкий автопроизводитель  ввел в эксплуатацию осенью 2015 года. Он выпускает бензиновые моторы объемом 1,6 л  мощностью 90 и 110 л. с. Производственная мощность предприятия 150 000 двигателей в год. Проект обошелся Volkswagen в 250 млн евро. Но из-за падения продаж автомобилей завод был недозагружен. Так в 2017 г. он произвел всего 103 000 двигателей. Впрочем  уже в следующем году Volkswagen увеличил выпуск двигателей в Калуге: при объеме выпуска 161 тыс. штук в 2018 году на экспорт было поставлено 44 тыс. двигателей. Среди направлений поставок в том числе заводы в Испании и Чехии. В 2019 году концерн планировал экспорт из РФ двигателей и их компонентов на заводы в Чехии, Польши, Испании, Мексики и ЮАР.

Сегодня калужскими моторами оснащаются только собранные в России автомобили – Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia, в дальнейшем будет Skoda Karoq и еще одна перспективная модель VW, которую запустят в производство во второй половине текущего года (предположительно VW Tharu). Заметим, что аналогичный бензиновый мотор ЕА211  выпускается в разных вариациях на головном предприятии Skoda  Auto в чешском Млада-Болеславе.

Когда шло обсуждение специнвестконтракта (СПИК), Volkswagen в рамках данного соглашения предлагал локализацию в России турбодвигателя TSI (1,4 л), а также вдвое увеличить производство уже выпускаемого в Калуге 1,6-литрового мотора ЕА211. Несмотря на требование Минпромторга создать в РФ производство трансмиссии или коробок передач, немецкому концерну все таки выгоднее наращивать мощности уже действующего производства двигателей. В силу курсовой разницы локализованные в РФ двигатели конкурентны на внешних рынках, а производство нового мотора даст дополнительные объемы по компонентам и поможет нарастить локализацию.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка комплектов сцеплений

Если задать механику вопрос, какой узел сильнее всего подвержен износу в автомобиле,...

22 мар 2020 в 23:18

Подробнее >
Photo

Авторынок перед бездной

Надо ли напоминать, что новейший этап развития автомобильного рынка в Российской...

22 мар 2020 в 22:41

Подробнее >
Photo

Автопром требует развития

Сегодня автомобильная промышленность Российской Федерации оказалась на переломном...

13 фев 2020 в 14:40

Подробнее >