+79139857900

Цифры отрасли

3 октября 2020 в 13:14

Определяющий фактор 

Совершенно очевидно, что в своих финансовых – читай: количественных – показателях рынок автосервисных услуг плотно привязан к автомобильному парку. Причем зависимость тут максимально полная, поскольку все процессы, происходящие на рынке автотранспортных средств, с большей или меньшей задержкой (а иногда и практически моментально) отражаются на рынке послепродажного обслуживания. Поэтому, чтобы наиболее верно судить о нем, точнее понимать тенденции и направление развития, надо иметь исчерпывающее представление о парке, как определяющем факторе.

Обратимся к цифрам. На начало 2020 г. в России было зарегистрировано (в своей статистике «Автостат» оперирует только зарегистрированными машинами) 44, 5 млн легковых, 4,2 млн легких коммерческих и 3,8 млн грузовых автомобилей, а также 2,4 млн ед. мототехники и 410 тыс. автобусов. Примерно 10% легковых автомобилей – «мертвые души», не снятые с учета. Еще около 15-20% эксплуатируется от случая к случаю. В активной эксплуатации находится 70-75% парка, то есть 30-33 млн легковушек.

Чтобы обслужить этот парк легковых автомобилей, на услуги автосервиса было потрачено 589 млрд рублей. При этом рынок запчастей для легковых автомобилей составил 1,39 трлн руб., для грузовых – 431 млрд руб.

Настолько серьезные цифры лишний раз доказывают важность этого рынка и для экономики государства в целом, и для каждого конкретного специалиста, занятого в отрасли, в отдельности. Однако рассматривать эти цифры только в контексте их числового значения не вполне корректно. Происходящие в стране инфляционные процессы (причем достаточно динамичные) и постоянное ослабление курса национальной валюты уже сами по себе приводят к стабильному росту цифр. И такой рост вряд ли можно называть гармоничным – для рынка послепродажного обслуживания он чреват не увеличением прибыльности, а ее снижением, и даже убытками.

Чтобы понять, что происходит на самом деле, обратимся к весьма показательному в этом плане рынку новых автомобилей.

Фокус внимания 

2020 г. начался с падения цен на нефть и закономерного в такой ситуации резкого снижения курса рубля, поэтому в марте клиенты пошли за машинами по «старым ценам», и рынок новых автомобилей вырос на 24%.

Дальше последовали жесткие карантинные ограничения, и в апреле-мае рынок фактически остановился до июня, когда снова ожил.

Причем в тот момент рынок оценивался на уровне 30-50% к 2019 г. – вилка достаточно большая, потому что довольно высока была степень неопределенности: было непонятно, что произойдет с ценами на нефть, с карантином, с валютами и проч. Однако производители традиционно сдерживают цену, чтобы рынок не обвалился – мы видели это и в 2014 – 2015 гг., и когда вводился НДС, и когда увеличивались утилизационные сборы и т. д.. В результате этим летом клиенты охотно пошли в салоны, и рынок достаточно быстро набрал темп к восстановлению. В итоге к концу июля падение регистраций составляло всего лишь 12,8% по отношению к АППГ 2019 г. Если не произойдет ничего критического, к концу года рынок запросто может выровняться или иметь совсем небольшие потери – даже несмотря на то, что в августе-сентябре ажиотажный спрос на новые автомобили подостыл, а цены после небольшой паузы решительно поползли вверх. Сомнений нет, что в конце концов цены догонят курсовую разницу, компенсируют ее и на некоторый период времени зафиксируются в новом значении.

Какие выводы из этого можем сделать мы? Вывода два. Первый, сугубо прогностический – если, исходя из оптимистических ожиданий, автомобильный рынок в оставшиеся пару-тройку месяцев не рухнет, значит, постгарантийный парк пополнится более-менее приличным объемом, сделав нам задел на будущее. Второй – цены на запчасти, так или иначе, подрастут даже у тех поставщиков, которые держат их в рублях. Ведь чудес, как мы знаем, не бывает – ценообразование иностранных производителей (неважно: автомобилей или автозапчастей) в любом случае привязано к валютному курсу, и понесенные потери рано или поздно надо восполнить.

Поэтому не стоит питать иллюзий. Надо наоборот, прагматично проанализировать закупки-продажи (потому что уже следующую партию запчастей, скорее всего, придется приобретать по новой стоимости) – и соответствующим образом подкорректировать отпускные цены.

Характеристика парка

Вернемся к статистике. Средний возраст российского автопарка – 13,7 лет, а автомобилей старше 15 лет в нем 35%. Это очень большой сегмент, причем не очень интересный ни официальным дилерам, ни крупным, серьезным независимым СТО с точки зрения обслуживания и ремонта. Традиционно это зона ответственности маленьких частных мастерских, но, видя его размеры, можно предположить, что на объемах и потоке он способен принести неплохую прибыль. Поэтому имеет смысл внимательнее к нему присмотреться. Да и к тому же в таких объемах частные мастерские его вряд ли переварят.

Доля иномарок в парке – 63%, но надо понимать, что в текущих продажах новых автомобилей около 85% занимают машины, собранные в нашей стране.

Доля SUV – 24%. Она уже довольно велика и продолжает расти, поскольку в продажах новых автомобилей кроссоверы уже несколько лет подряд имеют долю около 50%.

Доля автомобилей экологического класса Евро-4 и выше – 47,6%. Это говорит о том, что парк очищается, становится все более и более технологичным, в нем все больше автомобилей с передовыми системами нейтрализации вредных выхлопов. А это нужно обязательно учитывать при формировании списка услуг СТО.

А вот доля дизеля совсем низка – только 5%. И это объяснимо – слишком высокая стоимость дизтоплива на корню зарубает всякую экономию, обычно связывавшуюся с данным типом двигателя.

Самые популярные марки: LADA – 13.94 млн ед., Toyota – 3.94 млн ед., Hyundai – 2.23 млн ед. При этом среди японских автомобилей в целом и марки Toyota в частности довольно много старых машин, которые были ввезены достаточно давно из Японии. С другой стороны, в лидерах Hyundai, KIA, Renault, Volkswagen – марки, парк которых постоянно растёт за счет продажи бюджетных автомобилей и широкой модельной линейки, что также надо учитывать при предложении клиентам тех или иных сервисных услуг.

Структура отрасли

Распределение предприятий послепродажного обслуживания автомобилей (а это в общей сложности около 75 тыс. точек продаж автомобилей и сервисных услуг, в том числе 3511 официальных дилеров) по территории России очень неоднородно. Большая их часть сосредоточена в Центральном (18573 НСТО и 1086 дилеров), Поволжском (15143 и 806 соответственно), Сибирском (12653 и 349), и Уральском (8454 и 390) федеральных округах. При этом практически во всех округах число отраслевых предприятий в 2019 г. сократилось. Где-то больше, где-то меньше, но везде речь идет не о единичных случаях, а о вполне ощутимой для рынка тенденции, когда станции закрываются десятками и даже сотнями. Исключение составляют только Южный, Уральский и Дальневосточный ФО с весьма скромным плюсом.

Наверняка в 2020 г. эта тенденция усилится. Это значит, что операторам отрасли следует готовиться к серьезной борьбе за выживание в прямом смысле слова, потому что стимулов для развития этого негативного тренда слишком много, и их влияние за истекший год ни капли не сократилось. Наоборот, появился еще и дополнительный ‑ в виде пандемии и карантинных ограничений.

В этой связи одним из способов укрепления своих позиций эксперты «Автостата» называют (и мы с ними абсолютно согласны) вступление в сетевую структуру, обеспечивающую стабильность и определенные преференции в видении бизнеса. Правда, число таких структур и их участников по-прежнему критично низко, поэтому пока полноценного сетевого рынка не образовалось. Но он энергично формируется, и у каждой станции есть возможность принять в этом процессе непосредственное участие – естественно, с пользой для себя.

Объем рынка технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств в 2019 г. составил 310,6 млрд руб. или 4,3 млрд евро (это – расчетная цифра, формируемая исходя из парка, пробегов, нормативов по замене запчастей и цен за услуги; без учета шиномотажа, автомоек и кузовного ремонта). Объем рынка запчастей –
1,47 трлн руб. и 20,3 млрд евро. Из них:

 

•   12,9% - шины

•   10,7% - подвеска

•   7,6% - масла

•   5,4% - тормозная система

•   5,2% - фильтры

•   4,1% - рулевое управление

•   4,0% - трансмиссия

•   3,7% - электрооборудование

•   3,0% - детали кузова

•   2,8% - сцепление

•   40,6% - прочее

 

 

STO-(7)

 

На соседних баррикадах

В заключение приведем некоторые наиболее важные в этом контексте KPI или бенч-марки дилерского сообщества, для того чтобы независимые СТО имели понятные ориентиры для развития собственного бизнеса. Эти показатели в автомобильном сервисе официальных дилеров (без продаж новых и подержанных автомобилей, финансовых услуг и проч.) считаются наиболее оптимальными на данный момент:

•   Наценка на запчасти – не меньше 25%,

•   Соотношение расходов к валовой прибыли – 40%

•   Оборачиваемость склада запчастей – 10 раз в год.

•   Нормо-часов на один заказ наряд – не менее 3

 

И средние по дилерскому сегменту значения:

•   Выручка сервиса (в среднем на 1 дилера) – 37,6 млн руб. (премиум-сегмент) и 47,9 млн руб. (масс-сегмент)

•   Выручка от продажи запчастей (в среднем на 1 дилера) – 108,6 млн руб. (премиум-сегмент) и 111,2 млн руб. (масс-сегмент)

•   Эффективность (продажи нормо-часов по отношению к пропускной способности) – 84,5% (премиум-сегмент) и 94,4% (масс-сегмент)

•   Валовая прибыль по работам – 75,7% (премиум-сегмент) и 72,1% (масс-сегмент)

•   Продажи нормо-часов на заказ наряд – 3,7 (премиум-сегмент) и 3,1 (масс-сегмент)

•   Продажи запчастей на 1 нормо-час – 2269 руб. (премиум-сегмент) и 1468 руб. (масс-сегмент)

 

Вот в таких количественно-финансовых показателях живет дилерское сообщество – информация для анализа и выводов весьма интересная. 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >