Эту новость можно считать из разряда сенсационных. Оказалось, что рынком №2, по итогам прошлого года для американской марки Chevrolet, стала одна из постсоветских центрально-азиатских стран. В прошлом году в Узбекистане было реализовано 369 980 автомобилей с золотым крестом на радиаторе, что больше, чем на таких традиционных рынках американского автопроизводителя как Бразилия и Китай, где было продано 327,7 тыс. и 168,8 тыс. автомобилей американского бренда соответственно. Для нас этот факт лишь подчеркнул реалии – российский АвтоВАЗ и российский автопром в целом теряет позиции вне территории РФ в странах ближнего зарубежья.
Этот тренд обозначился еще задолго до 2022 года, когда с уходом ведущих мировых игроков условная «шахматная доска» авторынка оказалась перевернутой. События теперь уже позапрошлого года оказали сильнейшее влияние не только на российский, но и на автомобильные рынки соседних стран. Исторически со времен СССР так сложилось, что соседние с Россией страны традиционно являлись по сути импортерами продукции российского автопрома. Но теперь все не так. В прошлом году российский автогигант отправил на внешние рынки всего ... 6,5 тысяч автомобилей.
Во времена плановой экономики все заводы легкового автомобилестроения были сосредоточены на территории Российской Федерации - ВАЗ, Москвич, Иж, ГАЗ, УАЗ, продукция которых шла во все союзные республики. Потому структура автопарков стран ближнего зарубежья формировалась из российских брендов. Но после распада СССР начались интересные события.
В Российской Федерации в отсутствии внятной стратегии развития отрасли автозаводы в 90-ые годы пытаются самостоятельно выжить в новых условиях. Именно в этот момент мировую экспансию начинает корейский чеболь Daewoo. Эмиссары этой компании ездят по бывшим социалистическим и постсоветским странам. Они предлагают такую модель развития автопрома: в обмен на инвестиции страна поднимает пошлины на ввозимые автомобили, корейцы, в свою очередь, развивают отрасль, модернизируют или строят заводы.
Но если эту модель не удалось протолкнуть в странах Восточной Европы, которые уже тогда нацелились на членство в Евросоюзе, где Daewoo Motors стала собственником заводов в Польше, Чехии и Румынии, то на постсоветском пространстве этот рецепт отлично прижился в Узбекистане. В результате в Ферганской долине в городе Асака появилось крупное автосборочное предприятие «УзДэу-Авто».
Всю дальнейшую историю с банкротством Daewoo и появлением компании GM Korea, как и переименование предприятия в GM Uzbekistan, попытку внедрить на рынок бренд Ravon, оставим все это в стороне. С февраля 2020 года все выпускаемые автомобили на UzAuto Motors имеют на радиаторе «золотой крест», т.е. Chevrolet.
Соседний рынок Казахстана более чем в пять раз меньше российского. Инфографика дает представление о марочной и модельной структуре автомобильного рынка Казахстана. Сюрпризом может оказаться тот факт, что в ТОП-10 теперь нет российских автомобилей Lada. Зато сюда в Казахстан переместился коммерческий интерес корейских Hyundai и KIA. Автомобильный завод Allur является флагманом автостроения в Казахстане, выпускающим автомобили KIA, Chevrolet, JAC, Jetour. В рамках производственной кооперации между Allur с UzAuto Motor и General Motors начато серийное производство методом мелкоузловой сборки автомобиля Chevrolet Onix в городе Костанае, расчетная годовая производственная мощность 30 000 автомобилей. А в начале прошлого года там же в Костанае открыта линия по производству кроссовера KIA Sportage производственной мощностью 25 000 автомобилей в год.
В Алма-Ате работает предприятие Hyundai Trans Kazakhstan мощностью 50 000 автомобилей в год. Здесь выпускают несколько моделей Hyundai, в том числе Accent (Solaris) кузовные панели к которым приходили из Санкт-Петербурга с завода ХММР (Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус).
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz