+79139857900

Уйдет ли Ford из России?

18 февраля 2019 в 07:37

Сегодня дела американского автопроизводителя Ford на отечественном авторынке не так блестящи, как это было еще лет 10 назад. Автомобили марки Ford давно покинули список самых популярных у россиян легковых автомобилей. Наш аналитический отдел проанализировал ситуацию и пришел к неоднозначным выводам.  

Падение интереса к машинам с синим овалом началось еще в 2012 году, и хронологически связано со сменой поколений модели Ford Focus. Сегодня результаты продаж модельной линейки Ford весьма скромны (чуть более 50 тыс. штук в 2018 году). Сравните, автомобилей Volkswagen Polo в этот же период продано на несколько тысяч больше.  Причем, ситуация с продажами не выправляется уже длительное время, и несмотря на обновление модельного ряда «синего овала».

В прошлом году самой популярной моделью линейки стал Ford Focus, а второе место в модельной линейке американского автопроизводителя в России у кроссовера Ford Kuga. Среднеразмерный кроссовер Ford Explorer разошелся тиражом в 3 804 экземпляра.

Так выглядят модели Ford в российском рейтинге новых автомобилей по итогам прошлого года.

33. Ford Focus 14 388

35. Ford Kuga 13 909

57. Ford EcoSport 4 369

61. Ford Explorer 3 804

73. Ford Fiesta 1 706.  

На этом не совсем радужном фоне легкового сегмента, относительно оптимистично выглядят продажи только коммерческой техники. Ford Transit в прошлом году завоевала титул самой популярной иномарки в сегменте LCV.

 

ford_soll222

 

Обиднее всего, что американский концерн стал одним из крупнейших инвесторов в отечественный автопром. Он был в числе немногих автопроизводителей, которые подписали соглашения с правительством РФ по модели "промсборка-2". Согласно условий такого соглашения инвестор обязан был создать на территории РФ сборочные мощности объемом выпуска 300-350 тыс. автомобилей в год, организовать производство двигателей или трансмиссий, а также оснащать ими 30% выпускаемых в России автомобилей. Уровень локализации выпускаемых автомобилей должен составить 60%. 

Ford в рамках совместного предприятия с отечественным партнером Sollers выполнил все эти условия "промсборки-2".

Однако сразу после новогодних праздников руководство американского гиганта объявило о пересмотре стратегических планов на Старом континенте. Речь шла не о расширении производства, а о сокращении и отказе от ряда моделей. И, соответственно, о закрытии сборочных предприятий в Европе. Причина проста – европейское подразделение Ford приносит убытки. Доля бренда неуклонно сокращается с 2010 года и сегодня составляет 6,5%.

Поэтому компания намерена кардинально сократить модельный ряд: из машин местного производства в нем останутся по большей части кроссоверы (Kuga, EcoSport) и фургоны, а производство компактвэнов и минивэнов будет свернуто. Производство Ford Mondeo полностью перенесут в Китай, выпуск Ford Fiesta передадут в Индию. То есть из европейских легковых моделей в гамме останется только Ford Focus.

Вопрос о будущем российского СП Ford Sollers сейчас находится в стадии рассмотрения. Решение по нему будет принято во втором квартале текущего года. Рассматривается ряд вариантов. Самый кардинальный - сохранение только производства фургонов Ford Transit на заводе в Елабуге (Татарстан). Сборочные площадки в Набережных Челнах  (бывший завод ЗМА, на котором выпускался автомобиль «Ока») и Всеволожске  (Ленинградская область) прекратят выпуск автомобилей. Судьба выпускаемых легковых моделей Fiesta, Focus, Mondeo и EcoSport пока «висит» в воздухе: они при таком варианте либо станут импортными, либо вообще уйдут с российского рынка.

 

foto3

 

Косвенно, развитие по самому кардинальному сценарию подтверждает и совладелец компании Sollers Вадим Шевцов. На прошедшем в феврале в Сочи инвестиционном форуме, он заявил в кулуарах, что «в любом случае, бизнес Ford изменится в России, потому что уже сейчас понятно, в каких сегментах Ford неконкурентоспособен. Сейчас рассчитаются последние стресс-анализы. Я думаю, что в ближайший месяц такая работа будет проведена. Мое частное мнение, я не могу отвечать за Ford - что бизнес Ford нужно будет в России преобразовать».

По словам Шевцова, у компании есть ряд моделей, которые «в принципе, видно, что неконкурентоспособны, и продолжать их производство, наверное, вряд ли целесообразно». При этом глава Sollers сказал, что речь идет о легковом сегменте компании, и отметил, что в самом Ford могут их «дотировать, сколько хотят», а сам он не может «ничего за Ford говорить».

Можно предположить такое развитие событий. Мощностей Ford на Старом континенте хватит, чтобы закрыть все потребности российского рынка. Ведь например, завод в румынской Крайова может выпускать до 200 тысяч автомобилей EcoSport. Зачем американскому гигану держать завод в России, если сбыт данного автомобиля находится на весьма низком уровне. Также можно порассуждать и о судьбе Ford Fiesta. Модель субкомпакта явно у нас "не пошла". А потребности даже более-менее раскрученного смарт-кроссовера Ford Kuga может обеспечить испанское сборочное предприятие в Валенсии.  

Также весьма неопределенной выглядит дальнейшая судьба моторного производства, расположенного в Татарстане. Завод может выпускать 105 тыс. двигателей в год. 

 

powertraim_ford222  

 

Правда, на том же инвестиционном форуме глава администрации Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что завод во Всеволожске в 2019 году закрывать не будут. «Завод Ford у нас пока остается. Мы провели переговоры, и Ford подтвердил, что с учетом нашего преимущества логистики — нахождения рядом со странами Европы — они остаются. Мы сейчас можем говорить по 2019 году: в 2019 году завод будет работать». Значит, Ford Focus еще год поживет на отечественном рынке.  

 Эксперты также не исключают варианта переноса в РФ производства ряда моделей из-за Brexit. Но, впрочем, британцы давно считают Ford своей маркой и пойдет ли на риск руководство американского автопроизводителя, большой вопрос.  

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >