+79139857900

В чем сила, МАЗ?

9 сентября 2022 в 14:30

В период всеобщей глобализации, экспорт транспортных средств становится движущей силой для автопрома для многих стран мира. Поэтому экспортоориентированная автомобильная промышленность является визитной карточкой отдельно взятой страны. Наш канал недавно проанализировал этот фактор для развития автомобильной индустрии и пришел к определенным выводам.

 При этом руководители нашей страны и курирующие отрасль чиновники из профильного министерства промышленности и торговли прекрасно понимают значение экспорта как фактора неуклонного роста.

 Но, по известным причинам, сегодня для выпускаемых автомобилей действуют нормы пониженного экологического класса. А это условие априори не позволяет российским автомобилям быть проданными за пределами Российской Федерации.

Наши соседи из Республики Беларусь еще раньше столкнулись с ситуацией, когда зарубежные партнеры остановили поставки из-за санкций. Сегодня у них довольно успешно идет работа, по замещению иностранных комплектующих из европейских, прежде всего, стран. Минский автозавод первым в странах Таможенного союза начал выпускать так называемые «антисанкционные» автомобили.

А это уже не развитие, а в некотором смысле выживание. И если оно пройдет успешно, то это даст импульс к развитию.  

МАЗ_экспорт_203

 Но вернемся к экспорту. Все дело в том, что он всегда был движущей силой белорусского автопрома. А причина лежит на поверхности. Небольшая страна с 10-миллионным населением априори обладает рынком малой емкости. Поэтому именно на экспортных поставках зиждется работа у наших соседей – белорусских предприятий МАЗа, БелАЗа, МЗКТ, БКМ.

В прошлом десятилетии белорусы провозгласили и исповедовали политику многовекторности. Объясним. Дело в том, что еще со времен СССР подавляющая часть выпускаемой белорусским автопромом техники шла в Россию и бывшие союзные республики. Как известно, кроме России емкость рынков других стран СНГ чрезвычайно невысока. Поэтому такой ограничитель в принципе мешал развитию. А открывая новые рынки сбыта, в государствах Азии, Африки можно потенциально увеличить рынки сбыта. Но самый лакомый кусок – это развитые страны, прежде всего, соседи из Евросоюза. Попытки проникнуть туда неоднократно предпринимались. Для этого даже приходилось подтянуть показатели по экологическому классу белорусской техники.

 Но все закончилось в 2020 году, когда после проведения президентских выборов, Беларусь попала под санкции Евросоюза. Сразу один из векторов «приказал долго жить». Поскольку за прошедшие годы были выстроены мощные кооперационные связи европейских автопроизводителей и Минского автозавода, то последний оказался под жестким ударом.

Примечателен такой факт, МАЗ еще с середины прошлого десятилетия стал налаживать связи с китайскими партнерами. Наш канал неоднократно рассказывал о совместных предприятиях «МАЗ-Вейчай» и «Фаст Гир», расположенных в индустриальном парке «Великий камень» под Минском. Это к вопросу о выживаемости белорусского автопрома.

 МАЗ_экспорт

Но вторая составляющая выживаемости кроется в экспорте продукции. И эта составляющая все время растет. Недавно были опубликованы данные по экспорту автобусного подразделения Минского автозавода. За первую половину года поставки за пределы Республики Беларусь составили 89,4%. То есть из десяти изготовленных автобусов МАЗ – девять работают за пределами страны. Примечательно, что еще в прошлом году из трех автобусов марки МАЗ только два уходили на экспорт (64,8 %).

МАЗ_экспорт_страны

Отметим также, что для автопрома РБ после начала спецоперации отвалился украинский рынок, на который в прошлом году пришлись поставки одной десятой части производимых пассажирских транспортных средств (9,6%). На другие рынки пришлась совсем небольшая доля выпуска – 3,5%. На российский рынок в прошлом году поставлено 51,7%.

В текущем году на Российскую Федерацию пришлась уже львиная доля поставок (по итогам первого полугодия – 88,1%).

 МАЗ_экспорт_структура

Интересна структура продуктового портфеля МАЗа. На долю автобусов большого класса (МАЗ-203, МАЗ-303) в этот период пришлось 43,6% выпуска пассажирской техники. На втором месте автобусы среднего класса (МАЗ-206) 23,6%. Гармошки в портфеле составляют всего 12,3%. Набирает силу и троллейбусно-электробусное направление, но пока оно замечено поставками в основном на домашний рынок, его доля в текущем году не превысила 11,3%. И, наконец, автобусы туристического класса и прочая пассажирская техника, наподобие аэродромных автобусов заняла 9,1%. 

 МАЗ_экспорт_206

Таким образом, период многовекторности для производств в Республике Беларусь привел к не совсем однозначным последствиям, а зависимость от российского авторынка для минского автобуса еще более возросла.   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >