+79139857900

В России за 10 лет сложился культ автономии

3 декабря 2022 в 15:15

На наших глазах в самый короткий по историческим меркам промежуток времени пролетела целая эпоха. Эпоха становления автономного движения. Такие мысли приходят, глядя на огромное число выставочных образцов троллейбусов в столичном выставочном Крокус центре, где только что прошел автобусный форум BW Expo-2022.        

Почему-то прогрессивная общественность страны, любящая различные инновации в транспортной сфере, пропустила в этом году круглую дату – десять лет. Именно ровно 10 лет назад в России был открыт первый маршрут, на который вышли троллейбусы с автономным ходом, которые построили на заводе «Сибирский троллейбус» в Новосибирске. Тот троллейбусный  завод несколько лет назад почил в бозе.

троллейбус_2

Тогда на модернизированный троллейбус, были поставлены литий-ионные аккумуляторы производства, расположенного в ПЛП Толмачево завода «Лиотех» корпорации «Роснано» (наверное, вряд ли кто вспомнит из наших читателей, кто возглавлял эту структуру).

Аккумуляторы были «спрятаны» под полом троллейбуса, штанги троллейбуса оснащены механизмом подъема и опускания, чтобы водитель из кабины мог ими управлять, не выходя на улицу.

В общем, машина оказалась инновационной во всех отношениях. Когда троллейбус едет под контактной сетью, то аккумулятор во время движения заряжается. Затем, подъезжая к участку, где не проложена контактная сеть, штанги опускаются и далее троллейбус движется с использованием энергии аккумулятора.      

троллейбус_схема

Городские власти Новосибирска заказали сначала две машины. Они начали работать на пятом маршруте, проходящем через центральную часть города, а на автономном ходе инновационный троллейбус двигался всего 5 км в сторону жилмассива возле Новосибирского педагогического университета и ТЭЦ-5.

Впрочем, возможности инновационного троллейбуса были практически невостребованы. Если первый экземпляр троллейбуса имел автономный ход в 30 км, то уже второй экземпляр мог преодолевать 60 км без контактной сети. Для чего был открыт второй маршрут в международный аэропорт «Толмачево». Все же, затея с автономным движением сошла на нет. С единичными экземплярами таких троллейбусов и огромными интервалами эти машины никто не ждал, а литий-ионные аккумуляторные батареи требовали трепетного к ним отношения. В общем со временем с этих машин сняли аккумуляторы и пустили их по обычным городским маршрутам без аккумуляторов.

троллейбус_маз_1

Но вот прошло 10 лет и история троллейбусов с автономным ходом получила иной вектор развития. Сегодня уже скорее редкость троллейбус без автономного хода, который дает огромный выигрыш в формировании новой конфигурации городских маршрутов. Троллейбус «отвязывается» от контактной сети. Можно строить маршрут по комбинированной схеме – часть под проводами, а часть маршрута машина работает в режиме автобуса/электробуса. Возможности аккумуляторов позволяют проезжать без динамической подзарядки несколько десятков километров.

троллейбус_маз2

Сегодня на различных моделях троллейбусов устанавливают и различные источники питания. Например, Минский автозавод представил на только что прошедшей выставке BW Expo-2022 троллейбус МАЗ-303Т20. Понятно, что машина использует кузов автобуса третьего поколения минской пассажирской техники «с горбом зубра». Модель оснащена асинхронным двигателем номинальной мощностью 155 кВт, но фишка белорусского троллейбуса в том, что на него ставят гибридные суперконденсаторы марки AOWEI емкостью 36 кВт/ч.  Специалисты определяют срок службы суперконденсаторов в 20000 циклов. Запас автономного хода составляет от 20 до 50 км. Вместимость нового троллейбуса 85 пасс, из них 30 мест для сидения, 14 – на низком полу.

троллейбус_генерал22

Еще один интересный экземпляр был показан компанией «ПК Транспортные системы». Эта желтая машина заявлена как электробус «Генерал» (по образу и подобию троллейбуса «Адмирал»). Но вот какой интересный момент. Это транспортное средство имеет три инструмента зарядки. На фото видно, что крыше расположены традиционные троллейбусные штанги, значит, машина имеет возможности динамической подзарядки.  Нет и обязательной троллейбусной лестницы на корме. Доступ на крышу все равно остался: в задней части предусмотрен смотровой люк, а место центрального сиденья занимает специальная лесенка. Решение спорное.

троллейбус_генерал

И что самое важное. Этот электробус «Генерал», вполне себе антисанкционный. Машина  приводится в движение 150-сильным асинхронным владимирским двигателем ATL 250, а одного заряда батарей (до 150 кВт•ч) хватает для 100-километрового пробега. Спереди — независимая подвеска российской фирмы Ростар, сзади китайский мост Hande. Общая пассажировместимость 100 человек.

троллейбус_генераль-сзади

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >