+79139857900

Важнейшая проверка

2 февраля 2021 в 09:18

Готовя автомобиль клиента к эксплуатации в теплый период времени, чрезвычайно важно не только установить на нем соответствующие сезону шины, но и провести проверку тормозной системы, которая эксплуатировалась зимой в режиме повышенных нагрузок.

 

 brake-(2)

Следим за сезонностью 

Так называемые «сезонные предложения» как комплекс целенаправленных контрольно-диагностических мероприятий, – один из самых эффективных маркетинговых инструментов для СТО, способствующих, с одной стороны, привлечению новых клиентов при сравнительно небольших затратах, а с другой, что, пожалуй, даже более важно – повышению лояльности существующих. Работают эти предложения, главным образом, за счет формирования объективных и актуальных поводов для дополнительных/внеочередных визитов на станцию. Кроме того, они помогают расширять средний чек и совершать доппродажи услуг и запчастей во время любого посещения клиентом СТО.

Главное при этом четко уловить настроение и пожелания потенциальной аудитории, а также заранее озаботиться подготовкой соответствующего сезонного предложения. Сейчас, например, уже пора начинать анонсировать свою активность на весну, чтобы у клиентов была возможность с ней внимательно ознакомиться, всесторонне обдумать и принять решение.

В этой связи всегда нужно помнить, что очевидные для специалиста вещи далеко не всегда очевидны автовладельцам. Единственное, что в контексте сезонности они безоговорочно и однозначно понимают – это замена шин. Необходимость же всех других проверочных работ надо уметь грамотно и доходчиво обосновывать. Лучше всего это делать, имея под рукой некий чек-лист или лучше сказать скрипт, совмещенный с чек-листом и позволяющий мастеру-консультанту продуктивно общаться с клиентом, донося ему важность тех или иных технологических аспектов. Вот с этого-то обоснования проверки состояния тормозной системы – четкого и лаконичного, без лишних слов – мы и начнем. А дальше пройдем по оптимальному чек-листу.

 brake-(3)

Для чего? 

После зимы тормозную систему надо обязательно проверять в любом случае. Даже если в течение зимних месяцев автомобиль не эксплуатировался или эксплуатировался совсем немного (в такой ситуации, кстати, необходимость проверки даже увеличивается). Почему? Потому что тормозная система, как любая обслуживаемая система, не относится к числу полностью герметичных систем и включает в себя целый ряд открытых компонентов и узлов. А значит, не только эксплуатационные нагрузки, но и многие внешние воздействия и природные явления могут иметь на нее самое непосредственное влияние.

 

НА ЧТО ЗДЕСЬ ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ КЛИЕНТА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ:

 

В частности даже пары дней простоя (особенно при такой высокой влажности воздуха как зимой) достаточно для того, чтобы тормозные диски начали покрываться ржавчиной, а тормозные суппорта – подклинивать.

Эта же высокая влажность способствует и тому, что гигроскопичная тормозная жидкость именно зимой особенно энергично накапливает влагу, что приводит к потере ее характеристик и как следствие значительному снижению (нередко вплоть до полного отказа) эффективности торможения. 

 Ржавление и закисание тросика стояночного тормоза («ручника») из-за того, что многие автовладельцы стараются не пользоваться им в зимние месяцы, приводит к возникновению неполадок в стояночной тормозной системе.

Использование реагентов, регулярные перепады температуры (огромная термодинамическая нагрузка) и опять же высокая влажность приводят к ржавлению компонентов тормозной магистрали, повреждению резиновых тормозных шлангов.

И конечно же, сама характеристика работы тормозной системы в несравнимо более агрессивной зимней среде с соответствующими особенностями управления транспортным средством (разгон-торможение-маневрирование) приводит к значительно увеличивающемуся износу как системы в целом, так и всех ее компонентов в отдельности.

 

Самыми уязвимыми элементами тормозной системы, в связи
с этим, ЯВЛЯЮТСЯ:
 

 

•   Пара исполнительных компонентов: тормозной диск + тормозные колодки (измерение/оценка остаточной толщины – операция регулярная и чрезвычайно важная, поэтому она должна проводиться при каждом визите клиента, без привязки к сезонным предложениям)

 

•   Тормозные суппорты

 

•   Тормозные трубки и шланги

 

•   Компоненты стояночной тормозной системы

 

•   Главный тормозной цилиндр

 

•   ABS и блок управления

 

•   Вакуумные компоненты

 

Вот их-то проверку и необходимо осуществить накануне теплого времени года. При этом не лишним будет объяснить клиенту, что летом нагрузка на тормозную систему так же не уменьшится, но она будет немного иной: зимние низкие скорости и, скажем так, маломощные тормозные воздействия сменятся на летние более агрессивные скоростные режимы и более энергичные торможения, требующие от системы максимум работоспособности и эффективности. Чтобы она не подвела на пике эксплуатационных нагрузок – проверить систему надо сейчас.

 

Подробный осмотр

Контрольно-диагностические мероприятия по оценке работоспособности тормозной системы начинаем с традиционного визуального осмотра и органолептических проверок, первым делом убеждаясь в исправности световой и аварийной индикации. Причем наличие специального тормозного стенда этих действий не отменяет.

При малейшем нажатии на педаль тормоза должны включаться два симметрично расположенных стоп-сигнала.

Индикаторная лампа ABS на приборной панели должна загораться при включении зажигания и сразу же после запуска двигателя гаснуть (продолжающая гореть лампа свидетельствует о неисправности в антиблокировочной системе).

Если автомобиль оборудован датчиками износа тормозных колодок со световой индикацией на приборной панели, смотрим, не загорается ли соответствующий сигнал.

Проверяем стояночный тормоз – идеальный вариант, когда он полностью «схватывает» на третий-четвертый щелчок поднимаемого рычага. Если стояночный тормоз ослаб, подтяните его тросик и оцените состояние тормозных колодок.

 Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке – он должен находиться между минимальной и максимальной отметкой, а сама жидкость должна быть чистой, без посторонних включений и осадка. 

Заведите мотор и несколько раз надавите на педаль тормоза. Она не должна быть слишком мягкой, проваливающейся в пол, и слишком жесткой, едва поддающейся воздействию. При этом после нескольких нажатий педаль должна становиться чуть жестче. Если она не поменяла своей упругости – проверьте тормозные магистрали на герметичность.

Вымойте днище автомобиля и проверьте тормозные магистрали на наличие ржавчины, повреждений, утечек. Как правило, утечки тормозной жидкости происходят в районе суппортов либо главного тормозного цилиндра, в местах уплотнений и соединений. Осмотрите кожух тросика стояночного тормоза. Уведомите клиента, что помимо диагностики, мойка днища имеет еще и профилактическое значение – с ее помощью устраняются накопившиеся за зиму реагенты, соль и дорожная грязь, способствующие развитию очагов коррозии. Очень желательно такую мойку и последующую проверку проводить хотя бы раз в год. И как раз в преддверии теплого времени года – своевременно обнаруженная поверхностная коррозия легко удаляется и потому не приводит к серьезным негативным последствиям. Достаточно будет просто обработать участок специальными средствами, которые задержат распространение ржавчины.

Если же налицо глубокое поражение коррозией, очень важно как можно быстрее заменить трубки, не дожидаясь расслоения металла. Помните – меняется весь комплект тормозной магистрали в сборе. Любые кустарные «вставки» и «латание» отдельными участками не даст результата и чревато выходом тормозной системы из строя даже при минимальных нагрузках.

Не забывайте и про резиновые тормозные шланги. Перепады температуры, реагенты, высокая влажность и проч. форсируют их быстрое старение, иссушение и растрескивание, что так же приводит к потере герметичности и критическим сбоям в функционировании тормозной системы.

Проведя первичную органолептическую проверку, переходим к более подробному изучению состояния тормозной системы. Ее эффективность лучше всего оценивать на тормозном стенде, однако и при его отсутствии можно провести достаточно точную диагностику.  

 

Тормозная жидкость

Как показывает опыт, автовладельцы совершенно не помнят, что тормозную жидкость следует менять каждые 2 года или через 30-40 тыс. км пробега. Потому никогда не будет лишним в диалоге с каждым клиентом дополнительно напоминать о гигроскопичности тормозной жидкости и необходимости ее регулярной замены. А тех, кто считает, что в гидравлическом контуре неоткуда взяться влаге, следует уведомить, что она впитывается из внешней среды через стенки шлангов. Плюс в расширительном бачке через компенсационное отверстие каждый раз при снижении уровня происходит подсос влажного атмосферного воздуха.

Что же происходит, когда тормозная жидкость  напитывается влагой? Во-первых, меняется температура ее кипения, что резко снижает эффективность торможения и нередко приводит к закипанию жидкости при интенсивных и продолжительных торможениях (педаль уходит в пол, не вызывая адекватной реакции системы на нажатие). Во-вторых, накопившаяся влага вызывает коррозию внутренних поверхностей металлических компонентов тормозной системы.

Внеочередная замена тормозной жидкости необходима при наличии в ней частиц грязи, черных или масляных разводов, появлении осадка и запаха гари, замутнении.

 brake-(4)

Реакция педали

Реакция педали тормоза на нажатие во многих случаях очень хорошо характеризует состояние системы, выявляя наличие проблемы.

Так, в частности слишком мягкая, «ватная» педаль говорит нам и о необходимости заменить тормозную жидкость (нахваталась за зиму воды), и, что происходит наиболее часто – нарушении герметичности в тормозных магистралях, которые могут быть вызваны повреждениями или износом компонентов.

Беда в том, что зимой, въезжая в снег или передвигаясь по заснеженной дороге и наезжая на снежный ком, водитель не знает, что находится внутри, что скрыто от его глаз. А это может быть и просто мягкий, пушистый снежок, не причиняющий никаких неудобств и моментально рассыпающийся, и сосредоточие жестких льдинок, способных запросто повредить тормозные патрубки.

Поэтому обязательно напоминаем клиентам про особую внимательность за рулем и осматриваем магистрали.  

Другая крайность – слишком жесткая педаль. Тут виной всему, скорее всего, вакуумный усилитель. Или же повреждение сильно нагретых компонентов тормозной системы вследствие внезапного резкого охлаждения из-за въезда в лужу или в снег, что зимой происходит сплошь и рядом.

 

Реакция рулевого управления

Полезную информацию о состоянии тормозной системы может предоставить реакция рулевого управления. Необходимые сведения о ней можно подчерпнуть из беседы с клиентом, расспросив о возможных неудобствах или же проведя несложный дорожный тест.

Если во время торможения ощущается сильное биение рулевого колеса – это первый признак коробления тормозных дисков, или, говоря простым языком, того, что тормозные диски «повело». Происходит это опять же из-за резкого переохлаждения, когда после интенсивного торможения автомобиль влетает в снег или лужу.

В некоторых случаях деформацию тормозных дисков можно устранить проточкой – когда повреждение не очень сильное. Хотя лучше все-таки их заменить.

Другая причина биения, отдающегося  в рулевое колесо: износ тормозных колодок, дефекты тормозных цилиндров. Здесь уже надо разбираться внимательнее, оценив работоспособность цилиндров и степень износа колодок.   

Помимо биения возможен еще увод автомобиля в сторону. Наиболее распространенные причины этого – нарушение углов установки колес, износ шин, дефекты покрышек, а также подклинивание суппортов из-за заклинивания цилиндров, деформации шлангов, утечки тормозной жидкости и проч.

Чтобы разобраться в причинах неисправности, начните с проверки температуры тормозных дисков. Если один (или несколько) из них перегреты, причем перегреты сильно (проводя этот тест, предпримите меры безопасности, чтобы не обжечься), а остальные нет – проблема в зажатом тормозном суппорте. Если же температура всех тормозных дисков примерно одинакова и не высока, выполните диагностику подвески, осмотрите шины, проверьте развал-схождение.

 

Стояночная тормозная система

Стояночная тормозная система довольно часто выходит из строя именно зимой, потому что ею… пользуются очень редко. Такую рекомендацию – по возможности не задействовать стояночную тормозную систему – дают многие эксперты из-за опасения, что во время длительных стоянок при отрицательных температурах тормозные колодки могут примерзнуть к тормозным дискам.

 

brake-(1GULC)

 

В принципе подобная рекомендация вполне оправдана. Однако не стоит забывать, что помимо примерзания существуют и другие проблемы. А именно окисление и ржавление стального троса, приводящее к затруднению его движения внутри кожуха и повреждение отдельных нитей троса: их удлинение или обрыв.

Коррозия троса напрямую связана с попадающей под кожух влагой и снегом. Она препятствует его свободному ходу, что проявляется в необходимости прилагать неимоверное усилие для поднятия рычага – настолько туго он идет либо вообще не двигается. Кроме того, из-за проржавевшего троса и после опускания рычага задние колеса могут оставаться заблокированными.

Чтобы устранить данную неисправность, придется заменить трос. А чтобы избежать ее повторного возникновения, нужно тщательно проверить кожух на предмет повреждений, через которые внутрь могут попадать влага и снег. Причем последнее – принципиально важно. Иначе замена троса лишена всякого смысла – после следующей зимы он опять заржавеет.

 

Таков список наиболее актуальных мероприятий для проверки тормозной системы накануне теплого времени года. Конечно же, в него вошли далеко не все возможные контрольно-диагностические операции, а только самые необходимые. Этот список при желании можно дополнить, но мы бы не рекомендовали раздувать его слишком сильно, чтобы автовладелец не заподозрил СТО в желании любыми средствами вытащить из него как можно больше денег. Ценность любого предложения и сезонного в том числе – в сбалансированности, которая, с одной стороны, вызывает доверие и лояльность клиента, а с другой – позволяет достаточно точно оценить состояние заявленных узлов, агрегатов и систем.

 

 

         А теперь посмотрите, каким ключевым вопросам в подготовке тормозной системы  уделяют внимание  производители тормозных компонентов и на чем акцентируют внимание в первую очередь. Читайте далее в Теме номера.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Mahle Plus - присоединяйтесь!

Для повышения комфорта, безопасности и эффективности...

12 мар 2021 в 04:56

Подробнее >
Photo

Бизнес с Lesjofors

Когда речь заходит о подвеске автомобиля, на ум приходит изречение о том,...

11 мар 2021 в 17:41

Подробнее >
Photo

Dayco в партнерстве с Maserati – оптимизация гибридных технологий

Компания Dayco, как ведущий специалист в области приводных систем и...

11 мар 2021 в 15:42

Подробнее >