+79139857900

Война и мир. Что ждет российского автомобилиста, когда сгущаются тучи

26 января 2022 в 12:13

Нагнетание обстановки в последние месяцы всерьез заставляют задуматься над вопросом, а что будет с автомобильным рынком и отечественным автопромом, которые достаточно глубоко интегрированы в мировой рынок.

Как выпутывался южный сосед

Конечно, не хочется задумываться над тем, что российскому автопрому придется пойти по пути Ирана. В период правления Дональда Трампа южный сосед получил мощный «под дых» в результате  выхода из сделки по так называемой иранской ядерной программе. В результате этого шага осенью 2018 года ряд западных автопроизводителей свернули свою деятельность в этой стране. В частности, шведские Volvo Truck, Scania, немецкий Volkswagen и т.д. Им пришлось соблюдать американские санкции, иначе их выгнали бы с американского рынка. А делать такой размен нецелесообразно.     

 Но есть и положительный итог иранского опыта, правда, для российских автолюбителей, которые привыкли к определенному уровню предложения на авторынке, это станет неприятным сюрпризом. Иранские предприятия всерьез, а не декларативно занялись импортозамещением. В результате своему народу были предъявлены две модели – это иранская версия Renault Logan первого поколения и иранский аналог Peugeot 301. То есть «глубинный иранский народ» не был оставлен без колес.

война_и_мир_иран_рено

Рено Логан по-ирански

 Нам интересен сам процесс. Дело в том, что крупнейший иранский автопроизводитель   Iran Khodro Industrial Group (IKCO) давно сотрудничает с французской Peugeot. Он до сих пор выпускает иранский аналог давно забытого у нас Peugeot-406, и в частности, несколько раз пытался протолкнуть автомобиль на наш рынок. Правда, автомобиль не вызвал интереса у отечественной аудитории. Автомобиль Peugeot-301 до осени 2018 года собирали на мощностях иранского автопроизводителя. Но опять же из-за санкций сборку остановили. Тогда было принято решение из французского седана сделать «самый иранский автомобиль в истории». Имеется в виду, что доля импортных комплектующих в нем должна быть сведена до минимума. Было проведено обследование и выявлено более 1000 деталей, производство которых освоили 140 ведущих иранских производителей автозапчастей. Получилось, что 92,5% компонентов – иранского производства, лишь оставшиеся 7,5% закупаются за рубежом.

война и мир_иран

Пежо 301 по-ирански 

Почему мы коснулись иранской темы? Да потому что в последнее время ужесточилась риторика западных партнеров, которые грозят «беспрецедентными санкциями», в том числе и в экономической сфере. А к чему это может привести видно на примере южного соседа. Иран три года назад попал под действие аналогичных санкций. И стал своеобразным полигоном.

Вдобавок, практически незаметно в информационной ленте прошло сообщение о том, что Минфин США сократил сроки лицензии для Группы ГАЗ. Напомним, что с 2018 года отечественный автопроизводитель и его основной акционер Олег Дерипаска попали в санкционные списки этого ведомства. И если ранее лицензия давалась на год, то сейчас срок сократился до 90 дней. Разрешения будут действовать до 27 апреля 2022 года. Как сказал чиновник американского ведомства: «Дальнейшее продление будет зависеть от поведения России». Не будем моделировать, что может случиться, если лицензия не будет продлена.

война и мир_группа ГАЗ

Напомним лишь слова вице-президента Группы ГАЗ Елена Матвеевой, которые она произнесла на «круглом столе» в Совете Федерации два года назад. Она перечислила какие автокомпоненты импортируют предприятия Группы. Список оказался внушительным. «У нас нет рулевых и тормозных систем, компонентов топливной аппаратуры, трансмиссии, высококачественных резинотехнических изделий, нормалей и много другого, – отметила госпожа Матвеева. - Из порядка 370 иностранных поставщиков к санкциям сразу присоединились 49 компаний и еще 121 поставщик оказался в зоне высокого риска». Также в другом выступлении она отметила, что санкции затронут не только сотрудников Группы ГАЗ, но и предприятия поставщиков, партнеров, смежников. Конечно, не хотелось бы верить в этот апокалиптический сценарий.

война и мир_газ  

Конвейер ГАЗа может в любой момент остановиться

 

Мир в обмен на технологии

 Сегодня, как известно, с крупнейшими отечественными и зарубежными автопроизводителями, работающими на территории Российской Федерации заключены соглашения. Их еще называют СПИК (специальный инвестиционный контракт). По которому автомобильные компании обязаны каждый год увеличивать использование автокомпонентов отечественного производства. А специалисты министерства оценивают локализацию по балльной шкале. Каждый год планка баллов растет. Если сегодня нужно преодолеть уровень в 2000 баллов, то со временем требования ужесточится и надо будет набрать до 7000 баллов для 90% выпускаемых автопроизводителем в России машин. Иначе отключится «кранчик» федеральных субсидий.

 Но вот на днях из Минпромторга РФ приходит такая информация. Это требование будет распространяться только на тех автопроизводителей, которые заключали соглашения в 2018-2019 гг. (тогда было заключено 14 СПИКов). То есть на тех, кто выпускает автомобили с традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Последним, как известно, заключил СПИК1.0  китайский автопроизводитель Haval, который построил завод «Хавейл Моторс Мануфэктуринг Рус» в Тульской области.

Но после этого времени, начат прием заявок на новый СПИК 2.0. Этот инвестконстракт нацелен на развитие и привлечение высокотехнологической продукции. В нашем случае это касается  электромобилей, водороомобилей и прочих транспортных средств с альтернативными технологиями. На этих автопроизводителей не будут распространяться строгие требования локализации первого СПИКа. Следовательно, такие условия априори гарантируют кооперацию с мировыми производителями различных узлов, деталей и автокомпонентов. 

И необязательно организовывать их выпуск в России. Но если Российская Федерация попадет под санкции, то о какой интеграции может идти речь? Все поставки быстро прекратятся.

Получается, что в лучшем случае автопроизводитель, если он  останется в России сможет достаточно глубоко освоить одну модель с устаревшими технологиями, которые уже неактуальны во многих странах мира.

Вот перед такой развилкой находимся мы. Как говорит наша народная мудрость – худой мир лучше доброй войны.  

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >