+79139857900

Возвращение к работе

3 июля 2020 в 19:28

Франция на карантине 

На момент введения карантинных мер (середина марта) сектор автомобильного сервиса Пятой республики насчитывал около 33 700 предприятий (здесь и далее, если не обозначено иное, данные Zepros) из которых примерно 21 000 – независимые СТО, включая сетевые проекты, шинные центры, кузовные мастерские и проч.

Надо сразу уточнить, прямого запрета на работу СТО во Франции не вводилось (можно было и ремонтировать автомобили, и продавать запчасти, а вот продажа автотранспорта жестко ограничивалась). Но действия правительства в самом начале реализации противовирусных мероприятий, по словам Николя Жиро, шеф-редактора Zepros, были довольно сумбурными. Например, список разрешенных на период чрезвычайной ситуации видов деятельности был опубликован лишь за день до наступления карантина.

Однако настоящий хаос возник сразу после первого выступления Президента Франции Эммануэля Макрона, который не сумел четко объяснить, что можно и что нельзя, тем самым вызвав полное замешательство как представителей профессионального сообщества, так и рядовых граждан. Принятые решения по-разному трактовались чиновниками на местах, государственные органы не могли внести ясность, предоставив однозначную информацию, поэтому в течение двух-трех недель на рынке царил настоящий беспорядок – никто ничего не понимал.

france_garages-(4)

 

Одни независимые СТО закрылись сами: кто-то из-за боязни заразиться и стремясь защитить своих сотрудников, кто-то потому, что клиентский поток сошел на нет (автовладельцы сидели дома). Другие продолжали функционировать, невзирая на возникшие проблемы. Главным образом это были небольшие, преимущественно семейные автомастерские, в основном обеспечивающие исправность транспорта специального назначения: полицейских машин, скорой помощи, служб экстренного реагирования и т. д. Не закрывались и станции техобслуживания грузовой техники/комтранса – оперативная доставка продуктов, медикаментов и проч. не теряла своей актуальности.

У официальных дилеров дела обстояли иначе. Согласно исследованию Bodyshop Syndicate Research, в течение апреля только 2% дилеров были открыты полностью и 27% – частично. Для сравнения в независимом сегменте эти цифры составляли соответственно 51% и 26%.

 

france_garages-(1)  

 

Помощь непременно придет 

Но постепенно ситуация на рынке стабилизировалась, государство обрело исчерпывающий контроль за ней. В этом собственно и заключается главное отличие французских реалий от российской специфики. В срочном порядке был сформирован пакет мер поддержки частного бизнеса – действительно эффективных мер, способных оказать реальную помощь. Основные из них – это бесплатный банковский кредит на один год и государственная компенсация заработной платы персоналу, временно оставшемуся без работы.

Не вдаваясь в детали стоит отметить, что по состоянию на начало июня 350 тыс. французских компаний (не только в автомобильной отрасли) получили 57 млрд евро гарантированных государством кредитных денег. Вернуть их надо в течение года, не выплачивая никаких процентов (процентную ставку банкам возмещает государство). По плану, до конца кризиса еще 100 млрд евро будет отправлено на эти цели.

Как сообщает CNPA (Conseil National des Professions de L’Automobile – одна из крупнейших отраслевых ассоциаций), 70% из 5000 компаний автомобильного сектора воспользовались данной мерой господдержки. А из 830 СТО, опрошенных Alliance Automotive Group, половина уже получила ссуду и еще 26% планирует оформить ее как можно быстрее.

 

france_garages-(3)

 

Для компенсации заработной платы пришлось внести поправки в закон 2009/2013 гг. о занятости и поднять верхнюю планку компенсации с 70% до 100%. То есть все люди, временно оставшиеся без работы из-за карантина, получат причитающуюся им зарплату в полном объеме за весь период нетрудоспособности. Главное, правильно оформить бумаги. И вот тут пышным цветом проявилась глубокая историческая близость французского и русского народов, выразившаяся в, скажем так, невольных злоупотреблениях, расследование которых несколько затормозило процесс. Оказалось, что на компенсацию подали документы, в том числе, и те, кто продолжал все это время исправно трудиться.

Ну, что тут говорить – давно известно, что люди во всем мире одинаковы независимо от национальной принадлежности, и своеобразная, назовем ее, фривольность трактовки законодательных норм свойственна определенным индивидуумам повсеместно. Так что в этом смысле все народы довольно близки. Но шутки в сторону. Продолжаем. 

Ощутимую помощь авторемонтным организациям оказали отраслевые ассоциации. Уже упомянутая CNPA, а так же FNA и FFC. Они не только помогали своим членам лучше сориентироваться в принимаемых правительством решениях и правильно оформить требующиеся для получения господдержки документы, но и обеспечили взаимодействие с банками, страховыми и лизинговыми компаниями, региональными властями и проч. структурами, сглаживая спорные моменты и нередко возникающее недопонимание/разногласия.

Постарались и дистрибьюторы – 70% из них предоставили СТО дополнительные отсрочки по оплате заказов. Кроме того, многие поставщики приступили к обеспечению своих клиентов средствами индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), защитными экранами из оргстекла для зон приемки и стоек ресепшена, антисептическими средствами для личного применения и обработки поверхностей, разметкой социальной дистанции и т. д.

А группа IRP Auto подготовила специальную методичку, содержащую рекомендации для СТО, восстанавливающих свою деятельность после снятия карантинных ограничений. С наиболее важными пунктами этой методички мы хотим познакомить и вас.

 

 

france_garages-(14)  

 

Рекомендации для профессионалов 

Перезапустите коммуникацию со своими клиентами, опираясь на все доступные средства связи (SMS, электронная почта и т. д.), чтобы сообщить им о том, что вы открыты, даже если вы не закрывались. Потерянные контакт необходимо срочно восстановить – клиенты будут рады получить от вас радостные известия. Не стесняйтесь пользоваться социальными сетями, которые сейчас имеют беспрецедентную популярность.

Сформируйте специальные акции, направленные на проверку и восстановление исправного функционирования автомобиля после длительной стоянки. Обратите внимание на состояние АКБ, органов управления, системы запуска, тормозной системы, трубок, шлангов
и прочих резинотехнических изделий,
а так же шин. Естественно, велик соблазн включить в предложение и замену салонного фильтра, привлекая клиента защитой от  Covid-19, но тут будьте осторожны: самые современные так называемые «антибактериальные» салонные фильтры справляются с частицами не менее 0,12 мкм и потому не обеспечивают достаточной тонкости очистки, позволяющей полностью задерживать коронавирус.

 

france_garages-(10)

 

Предложите клиентам услугу адекватной дезинфекции. Как показывает опыт Китая, спрос на дезинфекцию транспортных средств после снятия карантина увеличился на 47%! Только правильно подбирайте в полной мере действенные средства. В настоящее время много говорят о методах дезинфекции озоном, которые решают проблемы, связанные с микробиологическим загрязнением воздуха и поверхностей. Операция длится от 20 до 50 минут и может быть оценена в сумму от 15€ до 30 €. Также актуальна паровая очистка при температурах от 100°C до 145 °C (в сочетании с моющим средством), способная уничтожать бактерии, порог живучести которых составляет 82 °C.

Подключитесь к программам государственной поддержки. Бесплатный кредит, естественно, придется вернуть, но возможность пополнить свои оборотные средства на некоторый срок беспроцентной ссудой может оказаться довольно полезной.

Также для пополнения оборотных средств рассмотрите возможность обратного (или возвратного) лизинга, передав свои активы (оборудование, специнструмент и проч.) полностью или частично лизинговой компании при условии, что она сдаст эти активы вам в аренду. 

В ремзоне. Обеспечить сотрудников дезинфицирующими средствами (мыло, водно-спиртовой гель и т. д.) и средствами индивидуальной защиты, адаптированными к их роду деятельности. Закрепите за каждым сотрудником его персональный комплект инструмента. Приступая к работам по выполнению каждого заказ-наряда и после их окончания обязательно вымойте руки с мылом или водно-спиртовым гелем в течение 30 секунд. Используйте специальные чехлы (на рулевое колесо, сиденья и проч.) при выполнении работ в салоне автомобиля, предварительно продезинфицировав его элементы (дверные ручки, приборную панель, рулевое колесо и проч.) Регулярно проветривайте рабочие помещения. Систематически дезинфицируйте используемые инструменты и оборудование до и после использования. Следите за соблюдением правил социальной дистанции (2 метра), сделав соответствующую наглядную разметку.

 

france_garages-(11)

 

В зоне ресепшена. Используйте две ручки для подписи документов (одна для сотрудника, другая для клиента), мойте руки с мылом или водно-спиртовым гелем после контакта с документами клиента. Продезинфицируйте ключи от автомобиля после их получения у клиента и перед возвратом ему. Носите соответствующие СИЗ, соблюдая рекомендованные органами здравоохранения санитарно-гигиенические правила для общественных помещений. Ознакомьте с этими правилами своих клиентов, тем самым дополнительно продемонстрировав свою заботу об их безопасности. Обеспечьте доступность дезинфицирующих средств для клиентов (разместите на специальных стойках). Нанесите соответствующую разметку социального дистанцирования на пол. По возможности используйте прозрачные защитные экраны в зонах коммуникации. Регулярно дезинфицируйте офисное оборудование (принтеры, компьютеры, телефонные аппараты и проч.) и канцелярские принадлежности. 

Максимально ограничьте перемещения сотрудников внутри рабочих помещений в рамках их полномочий. Избегайте лишних контактов сотрудников друг с другом. Мойте руки с мылом или водно-спиртовым гелем до и после работы. Ведите ежедневную книгу санобработки рабочих  и общественных помещений (обязательно назначив ответственного) и примите максимальные меры изоляции сотрудников от клиентов.

 

Последствия

Пока сложно посчитать последствия ковид-кризиса для французской авторемонтной отрасли и тем более для экономики Пятой республики в целом. Но уже известно, что текущие затраты на сдерживающие распространение эпидемии мероприятия и меры господдержки составили около 120 млрд евро. Экономическая рецессия за первые три месяца 2020 г. достигла 5,8%, что выльется примерно в 2,8% по итогам года. Некоторые обзоры говорят, что под угрозой находится 21 млн рабочих мест...

Однако настроение экспертов скорее оптимистическое. СТО, наверняка, восстановятся гораздо быстрее, чем после кризиса 2008 г. Дело в том, что подавляющее большинство потенциальных клиентов авторемонтной отрасли за период карантинных ограничений не понесли существенных финансовых потерь. Более того, сидя дома и получая в полной мере свои зарплаты, они не просто экономили, они смогли сделать и определенные накопления – в обстановке, когда закрыты все культурные объекты, кафе-рестораны, развлекательные и торговые центры и т. д., деньги банально некуда тратить. Поэтому, выйдя на работу и вернувшись к полноценной жизни, автовладельцы непременно воспользуются услугами автомастерских, проведя регламентные и ремонтные операции, и тем самым компенсируют все потери от вынужденного простоя – отложенный спрос отработает свое по полной. Сомневаться тут не приходится. Для многих СТО данное обстоятельство, как показывают опросы, даже куда более важно, нежели оказываемые бизнесу меры господдержки.

 

france_garages-(7)

 

Более того, как выяснилось по результатам самого свежего профессионального исследования, уже спустя месяц после отмены тотального карантина оборот авторемонтного сектора достиг 84% от показателей за неделю до введения ограничений. Причем, что самое примечательное, обеспеченное государством стимулирование бизнеса позволило поправить свои дела и тем станциям, которые в преддверии пандемии дышали, как говорится, на ладан и неминуемо закрылись бы, если бы не внезапная эпидемия и последовавшая господдержка. Впрочем, по мнению аналитиков, от 10% до 15% предприятий все равно закроется в 2020 г. Что послужит очевидным стимулом для развития рынка и конкурентной борьбы. Так что отчаиваться не стоит – отрасль лишь сделала кратковременную остановку, а не погрузилась в рецессию.  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >