Каждый опытный автомеханик скажет, что правильный выбора автомобильного масла – залог хорошей и долговечной работы двигателя. Так что нужно подходить к этому выбору чрезвычайно ответственно.
В инструкции к каждому автомобилю можно обнаружить указания производителя машины о том, какое масло нужно применять для этой конкретной модели автомобиля. Однако если машина используется в сильно отличающихся от обычных условиях, а еще, если вы покупаете уже не новый автомобиль без сервисной книжки, то нужно будет выбирать моторное масло самостоятельно. Это несложно. При всем видимом разнообразии и изобилии масел для автомобилей все они систематизируются по свойствам и показателям.
Что лучше, «cинтетика» или «минералка»?
Моторное масло, которое заливают в автомобильный двигатель, делится на синтетическое, полусинтетическое, а еще минеральное. Минеральные масла применяются давно и постоянно совершенствуются. Эти масла имеют устойчивые свойства, в менее значительной степени провоцируют износ сальников и прокладок. В обычных условиях использования автомобиля минеральные масла возможны для использования их в двигателях новых автомобилей, а для двигателей с очень значительной выработкой ресурса эти масла вообще рекомендуются. К важным положительным сторонам минеральных масел мы можем отнести их не очень большую стоимость.
Синтетические моторные масла обладают большими смазочными характеристиками, значительно более высокими, чем минеральные масла стабильность и экономичность. На внутренних рабочих поверхностях мотора от этих масел остается меньшее количество отложений. Но, разумеется, у «синтетики» есть свои минусы.
Важный минус - этот вид моторных масел довольно дорогой. Обычно, стоимость синтетического моторного масла практически в два раза выше стоимости минерального.
Также, синтетическое моторное масло содержит обилие химических соединений с моющими, а также кислотными свойствами. Из-за этой особенности противопоказано заливать синтетическое моторное масло в двигатель, который довольно долгое время эксплуатировался на минеральном масле.
Спустя какое-то время синтетическое моторное масло может вымыть накопившиеся отложения в двигателе, а они собой забьют масляные каналы. Все же, несмотря на довольно высокую цену, синтетическое моторное масло пойдет на пользу мотору автомобиля, и неважно, ездите вы на мощной иномарке, либо управляете скромным российским автомобилем.
В случае, если вы купили новую машину или точно знаете, что ее эксплуатация «на минералке» была не слишком продолжительной и не вызовет появления больших отложений в системе двигателя, то смело заливайте в двигатель своего автомобиля моторное масло синтетического происхождения. Имейте в виду, что если в двигателе вы найдете следы подтекания масла, либо просто велики отложения в системе, то переходить на «синтетику» можно будет только после устранения течей, промывки масляной системы двигателя и замены резиновых элементов.
Говоря о полусинтетических моторных маслах, можно назвать их своеобразным компромиссом между хорошими характеристиками и невысокой ценой. Его стоимость не сильно превышает стоимость «минералки», а свойства стремятся к «синтетике».
Маркировка
Вся информация о моторном масле, стоящем на прилавках автомагазинов, указана у него в маркировке на этикетке. Сегодня используют два классификатора: принятый в американской автомобильной промышленности API и применяемый Ассоциацией производителей автомобилей в Европе АСЕА. Эти классификаторы определяют область эксплуатации моторных масел, а также их эксплуатационные свойства. Как правило, маркировка обоих классификаторов указывается на этикетке.
По классификации АСЕА предусмотрено обозначение свойства масла в виде буквы, которая обозначает область применения и следующей за ней цифры. У универсальных масел указываются через запятую. АСЕА делит область применения моторных свойства масел на три категории:
«А» – масло для бензиновых двигателей,
«В» – для дизельных моторов легковых автомобилей и
«Е» – для дизельных двигателей.
Говоря о свойствах масла, нужно сказать, что здесь градация более широкая.
Моторное масло для двигателей, которые используются в условиях повышенных температур (обычно, это мощные, нетурбированные моторы), маркируется цифрой«1».
Для большинства двигателей, работающих при тяжелых, а так же средних нагрузках, предназначено масло, маркирующееся цифрой «2».
Высокофорсированным двигателям, а также, если интервал замены масла больше, чем обычный, так же как и дизельным моторам, отвечающим условиям Евро-1 иЕвро-2, эксплуатируемым при повышенных нагрузках, нужно масло с маркировкой «3».
Моторы, где впрыск топлива производится непосредственно, а также дизели с большой степенью форсированности, эксплуатирующиеся в наиболее тяжелых условиях, нуждаются в маслах с цифрой «4» на этикетке.
Последней, цифрой «5» подписывается масло для двигателей, позволяющих использование энергосберегающих масел с низкой вязкостью при высоких температурах. Сюда же относятся и высокофорсированные дизельные моторы, которые эксплуатируются в самых тяжелых условиях.
Американская классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных моторов – им соответствуют буквы «S» и «С». После каждой из этих букв ставится еще одна латинская буква, указывающая на эксплуатационные свойства.
Кроме классификации АСЕА и API, существует еще один, мировой классификатор SAE - согласно ему вязкость моторного масла определяется.
Класс вязкости
Класс вязкости моторного масла нужен для того, чтобы выявлять режим, при котором пары трения наиболее эффективно смазываются. Тут учитываются и отвод тепла от трущихся поверхностей, и энергетические потери в различных режимах работы мотора. Моторные масла с большим значением вязкости используются в низкооборотистых и высоконагруженных двигателях, а также при использовании автомобиля при повышенных нагрузках. Моторные масла с низшей степенью вязкости при стандартных условиях эксплуатации заливаются в легконагруженные и высокооборотистые моторы. В указанном в маркировке коэффициенте вязкости обозначается температура, позволяющая маслу сохранять все свои эксплуатационные характеристики.
На сегодня широко распространены так называемые всесезонные виды масел, сохраняющие свои эксплуатационные свойства в довольно большом температурном диапазоне. Эта особенность указывается изготовителем масла в маркировке.
Так, маркировка по SAE 10W-40 значит, что это всесезонное моторное масло и рассчитано на использование зимой, так и в летний период.
Индекс «10W» означает, что можно применять его зимой (Winter) при температуре до -20 °С.
Число «40» указывает на возможность использования масла летом при температуре до +40 °С.
Если же в маркировке по SAE значится только один из этих параметров, то перед вами сезонное масло (SAE 10W – масло для зимы, SAE 40 – масло для летнего сезона).
Классификация по SAE имеет такие расшифровки маркировок:
0W – зимняя эксплуатация до -30 °С и при более низких температурах,
5W – до температуры не ниже -25 °C,
10W – до -20 °С, 15W – до -15 °C,
20W – до -10 °C.
Выбирая моторное масло в соответствии с этой маркировкой, вы избежите затруднений при пуске мотора зимой и значительно уменьшите износ деталей двигателя, а также исключите заклинивание от масляного голодания.