+79139857900

Выстрелит ли столичный мотор, или почему «Москвич» хочет вернутся в будущее

30 августа 2024 в 08:03

Сегодня мало кто вспомнит, что современный столичный МАЗ «Москвич» располагается в цехах бывшего моторостроительного подразделения АЗЛК, где еще в конце 80-ых годов планировался выпуск двигателей. Получается, что автозавод, владельцем которого уже два года является московское правительство, может возвратиться к своим истокам. На самом деле, этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку ознаменует новый этап развития российской автоиндустрии.

Столичный автозавод МАЗ «Москвич» рассматривает возможность организации производства двигателей и коробок передач. Эта информация, которую недавно раскрыл коммерческий директор компании Максим Златокрылец, конечно же, тянет на сенсацию. Но по силам ли совсем небольшому автозаводу по меркам мировой автоиндустрии создать фактически с нуля такой масштабный объект? Вспомним, его предшественник – завод «Renault Россия» снабжался силовыми агрегатами из Тольятти, а также из Франции, Испании и Румынии, где их устанавливали на выпускаемые здесь кроссоверы Renault Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano.

moskwich_Arkana44

Пока это заявление вызывает больше вопросов. Впрочем, если штаб автомобильной отрасли Министерство промышленности и торговли РФ поставит цель развития национального автопрома и всемерно будет содействовать, то у МАЗ «Москвич» может и получится.

Напомним, появление моторных заводов зарубежных автопроизводителей на территории Российской Федерации стало возможным после того, как в 2010 году в отрасли был принят инвестиционный режим «промсборка-2». В нем до зарубежных автоконцернов доводились следующие условия – создание мощностей под выпуск не менее 300 – 350 тысяч автомобилей в год, уровень локализации не менее 60%, а также производство моторов или коробок передач, которыми должны быть оснащены не менее 30% выпускаемых в России машин. В обмен за эти инвестиции государство давало автопроизводителю весьма существенные льготы.

моторный VW_2

 

В результате в прошлом десятилетии на территории Российской Федерации появились заводы двигателей Ford в Елабуге на 105 тысяч моторов серии Gamma. В Калуге был построен завод по производству 150 тысяч двигателей Volkswagen объемом 1,6 л серии ЕА211. Renault создал в Тольятти серьезные мощности по выпуску моторов серии H4M на АвтоВАЗе.

Далее, в 2018 году в автопроме состоялся переход на новый инвестрежим – СПИК (специальный инвестиционный контракт). В нем с каждым автопроизводителем обговаривалось все отдельно. В частности, в соглашении о СПИКе с корейским Hyundai появился пункт о моторном производстве на 240 тыс. моторов для модельной линейки автомобилей Hyundai Solaris/Creta и KIA Rio. Моторный завод в Санкт-Петербурге был открыт 9 сентября 2021 года. Заключен СПИК с китайским автопроизводителем Haval, также предусматривающий производство двигателей. Недавно это производство было открыто в Тульской области. Нельзя не упомянуть о 2-литровом японском моторе Skyactive, который выпускал Sollers во Владивостоке на СП Mazda-Sollers.

Сегодня из-за ухода западных компаний все эти двигателестроительные мощности закрыты, кроме китайского. Отметим также, что данные проекты характеризовались невысокой локализацией. Как правило, на таких предприятиях происходила окончательная сборка и испытания собранных моторов, а на некоторых заводах также производилась точная механообработка блока цилиндров.

moskwich_3

Но вернемся к столичному «Москвичу» и его планам. Как видим, здесь планируют глубокую локализацию. За прошедший период времени автозавод перешли на сварку, окраску и технологию мелкоузловой сборки. В ближайшей перспективе отечественными станут стекла, аккумуляторы, шины, пластмассовые детали. И квинтэссенцией процесса заявлен выпуск силовых агрегатов.

«В перспективе на 2026 год мы уже сейчас думаем о локализации двигателей, коробки передач, что является наиболее дорогим сложным и ключевым моментом в стратегии импортозамещения, - рассказал коммерческий директор в интервью главреду журнала «За рулём» Максиму Кадакову. - Возможно придется строить завод по производству двигателей, который будет предлагать двигатели не только для марки «Москвич», но и другим автомобильным российским заводам. Производство двигателей рентабельно от 200 тысяч штук в год».

Почему Максим Златокрылец заговорил о моторном производстве? Оказывается, еще больше года назад московский автомобильный завод был внесен в СПИК КАМАЗа (автогигант выступает в качестве технологического партнера).

Moskwich_1_G

Но главное не в обязательствах, а в том, что инструмент СПИК не отменен, а живее всех живых. Он предусматривает балльную оценку локализации и, соответственно, от этой оценки зависит размер льгот, в том числе компенсации утильсбора. Чем больше баллов заработает МАЗ «Москвич», тем больше будет компенсация.

Сегодня дискуссия об увеличении утильсбора подходит к завершению. Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 октября с.г. Ставка при этом может проиндексирована в среднем на 70-85% в первый год и на 10-20% – каждый последующий до 2030 года включительно. Это грозит «Москвичу» взлетом цен на выпускаемые автомобили.

И вот здесь самое время вспомнить идею «национальной платформы», которую еще практически десятилетие назад выдвинул вице-президент АвтоВАЗа немец Харальд Грюбель. Наш канал писал об этой идее в этом материале. Правда, тогда чиновники из профильного Минпромторга ее на словах поддержали, но ничего не сделали для ее воплощения. Недавно об этой идее вспомнил руководитель комитета по экономике Совета Федерации РФ Андрей Кутепов.

Но все-таки сегодня до воплощения данной идеи платформы также далеко, как и в середине прошлого десятилетия. Вдобавок, если тогда от зарубежных автопроизводителей «не было отбоя» по размещению своих сборочных производств на территории РФ, то сегодня мало кто из китайских автопроизводителей горит желанием размещения сборки автомобилей в России. Они предпочитают импортировать в огромных количествах автомобили. Напомним, что за первую половину года на поставки в Российскую Федерацию пришлось 478 тыс. автомобилей. Конечно, все может измениться в одно мгновение, когда выйдет постановление правительства о новых ставках утилизационного сбора.

moskwich_plant55

Однако, если современный автомобиль «Москвич» использует платформы китайского автопроизводителя JAC, то где гарантия того, что Dongfeng или Chery, Geely или Changan пойдут на сотрудничество в деле создания российской национальной платформы? У них свои подходы в этом вопросе.

Представляется, что создаваемая модель российского автопрома, если будет резко повышен утилизационный сбор, точь-в-точь повторит тот путь, который прошел российский автопром в прошлом десятилетии. Как известно, он характеризовался большим числом автопроизводителей и множеством разных моделей автомобилей на разных автомобильных платформах. И «ахиллесовой пятой» такой модели автопрома снова будет «низкий уровень взаимодействия автопроизводителей». Только европейские, японские и корейские автомобильные компании сменят китайские.

moskwich_Haval

Почти десять лет назад вице-президент АвтоВАЗа Харальд Грюбель предлагал идти путем небольших шагов. Во-первых, при невозможности и некоторых непреодолимых препятствий создания единой национальной платформы можно начать с унификации таких агрегатов как моторы, коробки передач, либо другие общие автокомпоненты. При этом он ссылался на положительный опыт Китая. Как видим, сегодня об этом вспомнили и на «Москвиче», говоря о выпуске 200-тысяч моторов и отмечая, что в основе многих выпускаемых китайских моторов двигатель Mitsubishi. Двигательный проект «Москвича» станет успешным только в том случае, если выпускаемые моторы будут поставляться другим российским автопроизводителям. Только вот согласится ли JAC на локализацию своего силового агрегата?

москвич 6

Сегодня каждый из российских автопроизводителей АвтоВАЗ, Haval, ГАЗ или «Автомобильные технологии» из Калуги самостоятельно работают над двигателями и коробками. И тут внезапно союзником «Москвича» выступил профильный НАМИ. Они предлагают такой подход, который недавно был озвучен Александром Горчаковым, руководителем Центра анализа и прогнозирования отрасли НАМИ.

Суть предложения в том, что надо начинать с унификации таких компонентов как шатунно-поршневая группа, приводные цепи, турбокомпрессоры, топливная аппаратура и прочие автокомпоненты.

Отрадно, что НАМИ - этот «мозговой центр» профильного Министерства промышленности и торговли РФ обращает внимание на эту идею унификации в автопроме. Может быть, перспективное двигателестроительное производство МАЗ Москвич станет первым проектом в отрасли.

москвич8_1

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему Solaris не спасет питерский автопром

Почему будущее автозавода АГР в Санкт-Петербурге выглядит...

7 окт 2024 в 06:35

Подробнее >
Photo

АвтоВАЗ намерен теснить китайских конкурентов и занять все сегменты автомобилей для народа

Как перспективный модельный ряд АвтоВАЗа потеснит китайских конкурентов

5 окт 2024 в 15:01

Подробнее >
Photo

Вокруг АвтоВАЗа снова возникла интрига

Почему Renault Logan и Sandero могут встать на конвейер АвтоВАЗа

5 окт 2024 в 09:05

Подробнее >