Почему до сих пор не удается создать прочных горизонтальных связей между различными предприятиями и компаниями в российском автопроме? Если оглядываться на мировой опыт, то сведущий в данном вопросе человек с ходу может привести десятки примеров, когда даже злейшие конкуренты объединяются для того, чтобы решить ту или иную производственную или технологическую проблему. Но это не так в РФ. Здесь почему-то не пришли к тому, что интеграция в отдельных вопросах выгодна, поскольку за счет эффекта масштабирования ресурсы окупятся быстрее, а себестоимость выпускаемого продукта будет ниже.
Не понятно, то ли топ-менеджмент крупных российских предприятий не доверяет топ-менеджменту партнера, то ли инертность сознания еще велика и многие не отошли от того периода, когда шла приватизация за куски госсобственности. Впрочем, первые шаги делаются. Не зря же к соседям в Республику Беларусь ездят делегации КАМАЗа, а в Набережные Челны наведываются официальные делегации Минского завода и т.п. Думается, со временем, лед интеграционных процессов тронется.
Но пока у нас в автопроме другие тренды. На днях стало известно, что компания «Нижегородские грузовые автомобили», которая выпускает грузовики марки «Валдай» на арендованных площадях Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде, будет оснащать седельные тягачи дизельными двигателями производства Ярославского моторного завода.
В принципе для тех, кто держит руку на пульсе автопрома – это не новость. Об этом представители нижегородской компании говорили на двух выставках, где презентовали гамму грузовиков «Валдай» еще в конце 2023 года и в середине 2024-го.
Сегодня седельный тягач «Валдай-45» оснащается двигателем Cummins ISG12E5 китайского производства объемом 11,8 л, развивающим мощность 470 л.с., агрегатированный роботизированной коробкой передач.
В свою очередь, новый российский двигатель ярославского завода ЯМЗ-770 объемом 12,42 л уже также «засветился» на ряде профильных выставок. Это рядный 6-цилиндровый дизель с размерностью цилиндра 130х156 мм. Моторы этого семейства покрывают широкий диапазон мощностей 360-620 л.с., что отличает его от выпускаемого ныне семейства ЯМЗ-650, которое, как известно, берет свое начало от мотора Renault Truck.
Блок и головка цилиндров ЯМЗ-770 изготавливаются из чугуна, в свою очередь, поршни могут быть как стальными, так и алюминиевыми. Двигатель соответствует пятому экологическому классу, применена система SCR. В ближайшее время грузовик «Валдай», оснащенный ЯМЗ-770, отправится на испытания.
Аналогичный двигатель имеется у КАМАЗа. Он разрабатывался еще с середины прошлого десятилетия на базе мотора Liebherr-946. Речь идет о семействе двигателей КАМАЗ-910, который выдает примерно такие же мощностные характеристики, как и «семьсот семидесятый». Однако, как мы уже отметили выше, горизонтальных связей между камским автогигантом и другими предприятиями в российском автопроме по каким-то причинам не устанавливаются.
Можно, конечно, вспомнить пожар на камском заводе двигателей 1993 года, который тогда очень сильно ударил по многим предприятиям российского автопрома, которые попали в тяжелейшую ситуацию, усугубившуюся беспрецедентным экономическим кризисом.
Будем следить, как развивается проект «Валдай», ведь помимо тягача «Валдай 45», в модельной линейке есть самосвал «Валдай-33 и автомобильное шасси «Валдай-18». Ярославские моторы будут востребованы и на этих моделях.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz