+79139857900

Зачем МАЗ "погнался" за КАМАЗом и что из этого получилось

16 февраля 2021 в 05:14

Если внимательно присмотреться, то у двух главных грузовых автопроизводителей Таможенного союза, как это может показаться странным, в векторах развития много общего. Ведь если оглянуться в историю, то создание КАМАЗа проходило не по тем лекалам, по которым в послевоенное время создавался Минский автомобильный завод. Но сегодня векторы сблизились.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 10-ю пятилетку было записано о создании автомобильного производства в Набережных Челнах мощностью 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных двигателей. То есть изначально КАМАЗу предписывалось освоить двигательные компетенции, каких у белорусского МАЗа изначально не было. Ведь производство грузовиков фактически было перенесено в Минск из Ярославля, а моторное производство оставалось на берегах Волги. Но сегодня МАЗу в современных условиях все же придется развивать дизельные компетенции. Наш канал сообщал, что в Республике Беларусь возведен моторный завод совместного белорусско-китайского предприятия МАЗ-Вейчай.

Но сегодня речь пойдет о другом. О новых направлениях развития двух автопроизводителей.  

Производство электробусов впервые стартовало на КАМАЗе три года назад. С сентября 2018 года электробусы поставляется в Москву. За этот период в столичный мегаполис поставлено 600 электробусов, 400 из них собраны на НефАЗе, дочернем предприятии КАМАЗа в Башкирии. Они работают на 16 маршрутах ранее обслуживаемых троллейбусами. В ближайший период 2021-2022 гг. Москва получит ещё 820 электробусов. К 2024 году их общее число превысит 2,2 тыс. (это треть всего городского транспорта). К 2030 году весь парк Мосгортранса будет «с нулевым выбросом».  Таким образом, КАМАЗ при наличии крупного заказчика смог развивать это инновационное направление, плюс оно для КАМАЗе оказалось выгодным.

Электробусы в Москве, в том числе поставленные КАМАЗом, зарекомендовали себя как надёжный и современный транспорт, отвечающий самым высоким требованиям безопасности.

MAZ_2_камаз

В 2020 году НефАЗ выпустил 202 электробуса. В 2021 году производство инновационного транспорта планируется увеличить в два раза. Поскольку московский рынок требует еще больше этих транспортных средств, то следующим шагом стала организация сборки электробусов на мощностях столичного СВАРЗа (Сокольнического вагоноремонтного завода).

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в недавнем интервью рассказал о столичном проекте: «Идет набор персонала. Думаю, к марту строители завершат работы, и мы начнём пробные сборки на этой площадке. Кузовная мастерская и всё, что касается шасси, остается в Нефтекамске, но установку всех систем, включая батарею, будем осуществлять в Москве. Мощность планируется на уровне 450 единиц в год. Проект финансирует «КАМАЗ», Москва со своей стороны поддержала его грантом».

Пока единственным заказчиком электробусов камского автогиганта является Москва, другие крупные города в РФ пока не рассматривают этот подвижной состав как магистральный для осуществления массовых пассажирских внутригородских перевозок. Но на КАМАЗе не собираются останавливаться и выпускать только один тип 12-метрового электробуса. Уже спроектирован 9-метровый электробус, а 18-метровый электробус собран и проходит испытания.

MAZ_3

На этом фоне Минский автомобильный завод пока достаточно сильно отстает от КАМАЗа. Электробус с ночной зарядкой МАЗ-303Е10, созданный на базе городского автобуса третьего поколения, был впервые представлен в мае прошлого года. Тогда же стало известно, что запас автономного хода у него составит 300 км. С тех пор электробус прошел все положенные испытания, и в январе успел получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), что открыло ему дорогу на рынок. Первый заказ пришел из Минска.

MAZ_4

МАЗ сертифицировал свой первый электробус в такой комплектации: батарея - HELLA (литий-железо-фосфат; емкость 220…412 А·ч; масса – 1400…2430 кг); электродвигатель – ZF CeTrax СХ (переменного тока, асинхронный, трехфазный, с максимальной 30-минутной мощностью 175 кВт).

Для производства электротранспорта в декабре 2020 года в городке Жодино открылось сборочное производство электрического подвижного состава под маркой МАЗ. Выделенное в отдельное производство оно позволит наращивать объёмы выпуска троллейбусов и электробусов и их поставкам как на белорусский рынок, так и на другие рынки за пределы РБ. Кстати, помимо электробусов Минский автомобильный завод разработал троллейбус с  увеличенным автономным ходом МАЗ 203Т70.

Но самое интересное, оказывается, в Республике Беларусь есть не один производитель электротранспорта, а два. Второй - BKM Holding (так теперь официально называется "Белкоммунмаш"). Это предприятие заключило контракт на поставку ГП "Минсктранс" девяти электробусов Е321 нового поколения. Модель E321 называется "Ольгерд" по имени великого князя литовского, сын Гедимина.

MAZ_6_olgert22

Кузов абсолютно новый и аналогичен МАЗовскому по своим габаритам (длина - 12.500 мм). Накопитель энергии у "Ольгерда" это не суперконденсаторы, а литиевые батареи, которые обеспечивают новому электробусу запас хода минимально до 50 км со всеми работающими внутренними потребителями энергии. При этом заряжается "Ольгерд" при помощи пантографного токоприемника от тех же станций ультрабыстрой зарядки, которые уже имеются в Минске. Что касается, времени зарядки, новому электробусу на литиевых батареях необходимо один раз зарядиться до максимума в течение 25-30 минут (при остатке заряда 20%).

MAZ_5_olgert

Затем в течение рабочего дня он сможет поддерживать приемлемый уровень заряда батарей короткими подзарядками длительностью 6-8 минут (или даже меньше, если вдруг выбьется из графика) на конечных остановках маршрута.  Еще одно важное отличие "Ольгерда" с литиевыми батареями – отопление салона электрическое (на троллейбусах "Витовт" и "Сябры" установлены печки, работающие на дизтопливе). В салоне 30 мест для сидения. Общая пассажировместимость – 83 человека.

MAZ_7_batumi

Нельзя не пройти мимо еще одной модели электробуса BKM Holding.  BKM Holding (так теперь просит называть себя "Белкоммунмаш") отгрузил в Батуми (Грузия) партию из восьми электробусов новейшей модели E490. Это интересная модель.

Ключевые параметры – длина не более 9,5 м, вместимость не более 66 человек, полная масса не более 14,5 т. Эти цифры были определены в техническом задании, которое подготовил заказчик. В остальном полет конструкторской мысли практически ничем не ограничивался. Благодаря этому специалисты BKM Holding создали действительно инновационный продукт.

Главная из них – управляемыми сделаны колеса как передней, так и задней оси с широкопрофильными шинами. На E490 нашла применение электронно-гидравлическая система управления подруливающей задней осью ETS (Electronic Truck Steering) производства нидерландской компании VSE. Такая "полноуправляемая" схема обеспечивает электробусу с довольно большой колесной базой (7150 мм) отличную маневренность – радиус поворота E490 составляет всего 8,5 м.

MAZ_8_batumi

BKM Holding выиграл международный тендер в рамках льготного кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). При этом данный проект предусматривал организацию под ключ электробусного движения, то есть те 4 млн евро, которые были выделены ЕБРР, пошли не только на закупку подвижного состава, но и на создание всей необходимой инфраструктуры.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, автобус из Львова

Звезда и смерть Львовского автобусного завода

13 апр 2021 в 11:43

Подробнее >
Photo

Хотите проехать 770 км на одной зарядке? Выбирайте Mercedes-Benz EQS!

13 апр 2021 в 05:05

Подробнее >
Photo

Почему Lada никогда не догонит чешскую Škoda. Четыре причины

12 апр 2021 в 13:53

Подробнее >