Это новость для широкой автомобильной общественности страны осталась практически незамеченной. 7 июля в Северобайкальске Республики Бурятия, который находится на крайней северной точке самого глубокого озера в мире, встречали гостей. Сюда из прибыл поезд с ветеранами-строителями Байкало-Амурской магистрали (БАМ). А центром торжества стал берег Байкала, где и был открыт необычный памятник западногерманскому самосвалу Magirus Deutz оранжевого цвета.
Если для Российской империи главной стройкой стало сооружение Транссибирской магистрали, то для СССР такой масштабной стройкой стал БАМ. И сегодня в качестве главного побудительного мотива транспортного строительства называют освоение богатств Сибири и Дальнего Востока, порой забывая, что главным фактором начала стройки стали резко обострившиеся советско-китайские отношения. Уязвимость советского Дальнего Востока, которого со всей страной связывала "тонкая ниточка" Транссиба, проходящего на расстоянии всего нескольких десятков километров от советско-китайской границы по Амуру.
Дело в том, что в 1973 году в Пекин нанес визит президент США Ричард Никсон. А архитектором резкого улучшения американо-китайских отношений был тогдашний госсекретарь Генри Киссинджер, который всегда придерживался «real politics». Считалось, что сближение США и КНР станет угрозой для Советского Союза. Это одна сторона истории тех лет. А вот другая состоит в том, что власти Федеративной Республики Германии во главе с канцлером Вилли Брандтом начали проводить «новую восточную политику». Этот период потепления называли разрядкой международной напряженности. Канцлеру не надо было ехать в Вашингтон и спрашивать разрешение на резкий рост торговых связей с советским восточным блоком.
Для такой грандиозной стройки требовалось много техники. Ни советский Кременчугский автозавод (КрАЗ), ни завод Tatra в Чехословакии не смогли бы выполнить такой мощный заказ в очень короткие сроки на грузовую технику – пришлось обращаться к западным автопроизводителям.
Выбор пал на грузовики компании Magirus-Deutz, филиал KHD – Klöckner-Humboldt-Deutz AG, а с 1 января 1975 вошедшего в состав итальянского Iveco. 2 октября 1974 года между советской организацией «Автоэкспорт» и западногерманским автопроизводителем был подписан контракт на 1,1 млрд дойче марок.
Две главные причины стали определяющими. Наличие свободных производственных мощностей, что позволяло быстро выполнить крупный советский заказ. И второй факт – грузовик Magirus Deutz оснащен дизельным двигателем воздушного охлаждения. Именно такой тип силовой установки отлично зарекомендовал себя для эксплуатации в суровых условиях Сибири. Такой тип был у чехословацкого союзника – грузовиков Tatra, которые трудились в Магаданской области, Якутии и участвовали в освоение нефтегазовых богатств Тюменского Севера.
И не ошиблись. Выносливый западногерманский грузовик хорошо показал себя на строительстве БАМа. Партия состояла из более чем 6 000 тяжелых 3-осных самосвалов грузоподъемностью 14 тонн. Их выделял ярко-оранжевый цвет. На них устанавливали двигатели воздушного охлаждения, разработанные западно-германскими конструкторами дочерней компании Klockner-Humbolt-Deutz (KHD).
Это 10-цилиндровые V-образные дизели мощностью 290 л.с. и 873 Нм. Агрегатировался мотор с шестиступенчатой коробкой передач. Также поставлялись двухосные самосвалы Magirus-Deutz D 232 и бортовые грузовики. На двухосные самосвалы также устанавливались дизели воздушного охлаждения V8 объемом 11,3 л.
На торжественной церемонии в Северобайкальске был открыт мемориал заслуженному самосвалу. Это подарок для тех, кто пять десятков лет назад трудился на этой всесоюзной комсомольской стройке.
В тот период строительство шло фактически в круглосуточном режиме. Поэтому за каждым самосвалом закреплялось три водителя, сменявшими друг друга. Самосвалы Magirus работали лишь с короткими передышками на пересменок и с заездами на техобслуживание.
На церемонии ветеран БАМа Владимир Беспалов поделился воспоминаниями:«На насыпи, где мы работали, автомобиль проявил себя наилучшим образом. Он мощный, поворотливый, что было очень важно в работе. Пусть этот памятник говорит всем поколениям, что были труженики-первопроходцы, которые в любую погоду, сквозь тайгу и вечную мерзлоту, прокладывали Байкало-Амурскую магистраль».
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz