+79139857900

Зачем увековечили самосвал Magirus Deutz на берегу Байкала

12 июля 2024 в 11:56

Это новость для широкой автомобильной общественности страны осталась практически незамеченной. 7 июля в Северобайкальске Республики Бурятия, который находится на крайней северной точке самого глубокого озера в мире, встречали гостей. Сюда из прибыл поезд с ветеранами-строителями Байкало-Амурской магистрали (БАМ). А центром торжества стал берег Байкала, где и был открыт необычный памятник западногерманскому самосвалу Magirus Deutz оранжевого цвета.

Если для Российской империи главной стройкой стало сооружение Транссибирской магистрали, то для СССР такой масштабной стройкой стал БАМ. И сегодня в качестве главного побудительного мотива транспортного строительства называют освоение богатств Сибири и Дальнего Востока, порой забывая, что главным фактором начала стройки стали резко обострившиеся советско-китайские отношения. Уязвимость советского Дальнего Востока, которого со всей страной связывала "тонкая ниточка" Транссиба, проходящего на расстоянии всего нескольких десятков километров от советско-китайской границы по Амуру.

Дело в том, что в 1973 году в Пекин нанес визит президент США Ричард Никсон. А архитектором резкого улучшения американо-китайских отношений был тогдашний госсекретарь Генри Киссинджер, который всегда придерживался «real politics». Считалось, что сближение США и КНР станет угрозой для Советского Союза. Это одна сторона истории тех лет. А вот другая состоит в том, что власти Федеративной Республики Германии во главе с канцлером Вилли Брандтом начали проводить «новую восточную политику». Этот период потепления называли разрядкой международной напряженности. Канцлеру не надо было ехать в Вашингтон и спрашивать разрешение на резкий рост торговых связей с советским восточным блоком.

Для такой грандиозной стройки требовалось много техники. Ни советский Кременчугский автозавод (КрАЗ), ни завод Tatra в Чехословакии не смогли бы выполнить такой мощный заказ в очень короткие сроки на грузовую технику – пришлось обращаться к западным автопроизводителям.

Выбор пал на грузовики компании Magirus-Deutz, филиал KHD – Klöckner-Humboldt-Deutz AG, а с 1 января 1975 вошедшего в состав итальянского Iveco. 2 октября 1974 года между советской организацией «Автоэкспорт» и западногерманским автопроизводителем был подписан контракт на 1,1 млрд дойче марок.

магирус2

Две главные причины стали определяющими. Наличие свободных производственных мощностей, что позволяло быстро выполнить крупный советский заказ. И второй факт – грузовик Magirus Deutz оснащен дизельным двигателем воздушного охлаждения. Именно такой тип силовой установки отлично зарекомендовал себя для эксплуатации в суровых условиях Сибири. Такой тип был у чехословацкого союзника – грузовиков Tatra, которые трудились в Магаданской области, Якутии и участвовали в освоение нефтегазовых богатств Тюменского Севера.

магирус_татра4

И не ошиблись. Выносливый западногерманский грузовик хорошо показал себя на строительстве БАМа. Партия состояла из более чем 6 000 тяжелых 3-осных самосвалов грузоподъемностью 14 тонн. Их выделял ярко-оранжевый цвет. На них устанавливали двигатели воздушного охлаждения, разработанные западно-германскими конструкторами дочерней компании Klockner-Humbolt-Deutz (KHD).

магирус_1

Это 10-цилиндровые V-образные дизели мощностью 290 л.с. и 873 Нм. Агрегатировался мотор с шестиступенчатой коробкой передач. Также поставлялись двухосные самосвалы Magirus-Deutz D 232 и бортовые грузовики. На двухосные самосвалы также устанавливались дизели воздушного охлаждения V8 объемом 11,3 л.

На торжественной церемонии в Северобайкальске был открыт мемориал заслуженному самосвалу. Это подарок для тех, кто пять десятков лет назад трудился на этой всесоюзной комсомольской стройке.

В тот период строительство шло фактически в круглосуточном режиме. Поэтому за каждым самосвалом закреплялось три водителя, сменявшими друг друга. Самосвалы Magirus работали лишь с короткими передышками на пересменок и с заездами на техобслуживание.

магирус3

На церемонии ветеран БАМа Владимир Беспалов поделился воспоминаниями:«На насыпи, где мы работали, автомобиль проявил себя наилучшим образом. Он мощный, поворотливый, что было очень важно в работе. Пусть этот памятник говорит всем поколениям, что были труженики-первопроходцы, которые в любую погоду, сквозь тайгу и вечную мерзлоту, прокладывали Байкало-Амурскую магистраль».

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Из пяти останется четыре, или как будут развивать архитектуру на АвтоВАЗе

Каковы перспективы автомобильных платформ АвтоВАЗа: кто уйдет

18 окт 2024 в 09:05

Подробнее >
Photo

Почему удар оказался слабым, или что произошло с "народными иномарками"

Китайский автопром не смог предложить замену народным иномаркам

18 окт 2024 в 08:51

Подробнее >
Photo

Большой Duster, который проехал мимо

Новый кроссовер Bigster должен был встать на конвейер АвтоВАЗа

16 окт 2024 в 09:18

Подробнее >