+79139857900

Законсервированная Россия. Почему в стране все больше простаивающих автозаводов

1 мая 2021 в 14:03

В России еще одним законсервированным автосборочным предприятием стало больше. Сегодня таких закрытых автозаводов на территории РФ насчитывается уже шесть. Наш канал решил проанализировать и назвать причины, почему, казалось бы, перспективная отрасль экономики страны, огромное внимание которой уделяют чиновники, форсируя помощь со стороны федерального бюджета, испытывает столь нехарактерный тренд.

На днях все информационные ленты разразились сенсационным сообщением о том, что недавно приобретенный АвтоВАЗом бывший завод совместного предприятия GM-АвтоВАЗ, который с  недавних пор начал именоваться не иначе как «Лада Запад Тольятти» будет законсервирован. Произойдет это после того, как производство отечественного внедорожник Lada Niva Travel будет в течение нескольких месяцев до конца лета перенесено  на третью нитку конвейера, где сегодня идет сборка Lada Niva Legend (Lada 4x4).

Lada-niva-travel-assembly

Как известно, в конце 2019 года АвтоВАЗ выкупил долю американцев в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ ( 50% акций) и стал, таким образом, единоличным владельцем этой компании. Сумма сделки бывшему американскому партнеру составила 411 млн руб.

Теперь предприятие консервируют, и есть вероятность, что после модернизации сюда в Тольятти может быть перенесено из Москвы производство кроссоверов Renault (Duster, Kaptur, Arkana). Хотя, оговоримся, может быть принято и какое-либо другое решение.

Помимо попавшего под скорую консервацию завода «Лада Запад Тольятти» в стране законсервированными стоят еще несколько автосборочных производств.

Напомним, что уже решена судьба Таганрогского автозавода – ТагАЗ, первого частного автозавода в России. Наш канал рассказывал о его судьбе и вызвал много откликов как жителей этого региона, так и бывших работников предприятия. Сегодня площадка ТагАЗа перешла к новым собственникам, им не нужно какое-либо автомобильное произодство. Таим образом, производственные мощности российского автопрома уменьшились на  180 тысяч автомобилей в год.

Помимо ТагАЗа, который почил в бозе, неопределенной остается судьба законсервированных заводов Ford. Первое предприятие, мощностью 125 тысяч авто в год, расположено во Всеволожске Ленинградской области (там производились Ford Focus и Ford Mondeo). Второе – в Набережных Челнах (100 тысяч автомобилей в год).

Помимо этого законсервированы завод Ставрополь-Авто (а это еще 100 тысяч производственных мощностей), также черкесский завод «Дервейс» (100 тысяч авто в год), липецкий завод «Ирито».  Эти предприятия выпускали различные модели китайских марок – Lifan, Changan, Great Wall и др.

Таким образом, если просуммировать производственные мощности этих автозаводов, то получается, что российский автопром сегодня лишен сборочных мощностей аж на более чем 700 тысяч автомобилей в год.

А причина тут проста.

Все автосборочные мощности страны создавались в период 2005-2013 гг. Именно тогда российский рынок рос высокими темпами. Он обвалился лишь один раз – в 2009 году, когда мир поразил кризис ипотечных мыльных пузырей. Но этот кризис не был затяжным. Российский авторынок уже в следующем 2010 году фактически восстановился и продолжил рост в 2011, 2012 гг. Тогда считалось, что к 2020 году российский авторынок выйдет на первое место в Европе, обогнав даже Германию.

Но все изменилось в 2014 году с введением санкций. Покупательная способность перестала расти и это немедленно отразилось на авторынке. Что же касается автопрома, то производственные мощности, созданные в объеме и рассчитанные на выпуск 3,56 млн автомобилей оказались незагруженными. Вот сегодня мы и наблюдаем картину, как из строя этих предприятий выбывают самые «слабые звенья».

По сути, Российская Федерация оказалась страной несбывшихся надежд: автокомпании сокращают модельные ряды продающихся автомобилей в салонах, автопроизводители которые локализовали выпуск автомобилей ищут пути оптимизации модельного ряда. А те, кто ушел в минус и обанкротился, вынуждены консервировать и закрывать свои производственные линии.

завод GM

На этом безрадостном фоне есть один лучик надежды. В Санкт-Петербурге объявлено, что законсервированный в 2015 году завод GM все же нашел своего покупателя. Им стала южно-корейский автопроизводитель Hyundai, который в конце прошлого года все же приобрел этот актив. Наш канал рассказывал, что вскоре, в июле корейский автопроизводитель объявит о модельном ряде, который встанет на конвейер второго питерского автозавода корейцев.

И еще. Сегодня также стало известно, что обанкротившийся российский автозавод «Дервейс», расположенный в Карачаево-Черкессии, продают за 1,5 млрд рублей. В эту сумму оценили здания с инфраструктурой и оборудование «Дервейса», вплоть до посудомоечной машины из столовой.

Интересно, найдется ли покупатель на этот актив? Ведь недавно мы также рассказывали о том, что китайский автопроизводитель Chery, продажи автомобилей которого растут в РФ, задумался о своей производственной базе в нашей стране. Тут, как говорят  экономисты – либо «гринфилд», то есть новый собственный завод  чистом поле, как это сделал другой китайский автопроизводитель Haval, создав с нуля свое автосборочное предприятие. Либо «браунфилд», то есть производство на существующей площадке.

Пока специалисты и эксперты авторынка не видят причин, по которым авторынок новых автомобилей России преодолеет планку в 2 млн авто. А значит, мощности автопрома долго окажутся незагруженными, и не исключено, что впереди у ас консервация еще одного «слабого звена».  

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему китайский Haval хочет стать российским

Почему китайский автопроизводитель Haval увеличивает локализацию

27 мар 2024 в 06:39

Подробнее >
Photo

Новый российский автобус готов сразится с конкурентами и китайскими моделями

Новый российский автобус СимАЗ "взорвет" средний класс

27 мар 2024 в 06:28

Подробнее >
Photo

Новый российский трамвай "Кастор"

Где будет работать новый многосекционный трамвай "Кастор"

25 мар 2024 в 08:26

Подробнее >