+79139857900

Завод-лидер умер, а в отрасли наступил ренессанс

20 мая 2023 в 16:17

Оказывается, в Российской Федерации есть троллейбусный рынок. Правда, на нем главными игроками со стороны покупателя выступают муниципалитеты, а продавцами являются производители подвижного состава «рогатого» пассажирского транспорта.

Еще три десятка лет назад в стране был единственный завод-производитель троллейбусов в городе Энгельсе Саратовской области. Завод имени Урицкого (ЗиУ) мог выпускать до 2 500 транспортных средств. Но три года назад это предприятие, которое к тому времени сменило название с «ЗиУ» на «Тролза» (Троллейбусный завод) испустило дух, перестало существовать как юридическое лицо. Не будем вдаваться в подробности, в общем, самого старого производителя страны больше нет.

троллейбус_БКМ

Но троллейбусный транспорт еще работает 84 городах страны за минусом Москвы. Наш канал рассказывал о щедрой раздаче троллейбусов столицей в 2020 году. А общий парк троллейбусной техники по самым свежим данным комитета государственной статистики составляет 7889 единиц. В прошлом году этот парк перевез 830 млн пассажиров.

Как известно, срок амортизации троллейбуса чуть больше, чем у автобуса и составляет в зависимости от модели 10-12 лет. Впрочем, в троллейбусном парке страны 36% составляют возрастные машины, старше 15 лет. А каждый пятый трудится более 25 лет. Вот такая нерадостная картина.

волгабас_пересвет1

Но сегодня наш рассказ вот о чем. Оказывается, российские, да и белорусские производители автобусов находят троллейбусный рынок перспективным для себя. Сегодня в Санкт-Петербурге проходит транспортный фестиваль. И вот неожиданность. На этом мероприятии представлен новый троллейбус «Пересвет». Это совместный продукт холдинга «Волгабас» и ООО «Транспортные решения», созданный в содружестве с научно-производственными предприятиями Санкт-Петербурга: ООО «НПП «ЭПРО» (комплект тягового и вспомогательного преобразовательного оборудования) и ООО «Системы Автономной Энергии» (тяговая аккумуляторная система) при участии белорусской компании НГК и других компаний из РФ.  

троллейбус_Пересвет

То есть, как видно, троллейбус вполне себе импортозамещенный и антисанкционный. И самое важное удовлетворяет требованиям «Доступной среды», то есть низкопольный. Относится к большому классу городской пассажирской техники.

волгабас_пересвет3

Сегодня уже никого не удивляет этот тренд, когда производители автобусов обращаются к производству троллейбусной техники. Например, на прошлогоднем транспортном фестивале в Санкт-Петербурге КАМАЗ продемонстрировал свой троллейбус КАМАЗ-62825.

 

КАМАЗ_65282

Минский автозавод на прошлогодней  выставке BWExpo в Москве демонстрировал свой троллейбус на основе кузова третьего поколения своего автобуса. Модель называется так: троллейбус третьего поколения МАЗ-303 Т20. Машина обладает с запасом автономного хода от 20 до 50 км, вмещает 82 пассажира. Для зарядки аккумуляторных батарей используются суперконденсаторы, способные выдержать 20 тыс. циклов зарядки-разрядки.

И вот поступила прекрасная новость. Новый минский троллейбус закупает Казань. Первая партия пока ограничена 25 транспортными средствами. Это прорыв. 

МАЗ_303_Т20

Но пока более распространена модель троллейбуса МАЗ-203 Т70.

Кстати, кузов МАЗ-203 применяется в уфимской модели «Горожанин». Расположенный в столице Башкортостана уфимский трамвайно-троллейбусный завод УТТЗ самый обеспеченный заказами предприятие, выпускающее троллейбусы. На этот год портфель заказов составляет 290 единиц.

 

 

А самый крупный контракт на поставку новых троллейбусов имеет Челябинск. Недавно открытое производство троллейбусов уральской компании «Синара» изготовит 168 троллейбусов для столицы Южного Урала.

тролл_синара

164 троллейбуса «Ольгерд» поставит в Россию белорусский производитель BKM Holding (Белкоммунмаш) из Минска. В числе получателей Екатеринбург, Краснодар и Санкт-Петербург.

ольгерд_БКМ

Не отстает и вологодское предприятие «Транс-Альфа», контракты которого составляют 165 машин в пять городов.

В целом, производство троллейбусов это достаточно перспективная ниша не только для автобусостроителей, но и независимых производителей, а также тех компаний, для которых выпуск троллейбусов является отдельным направлением, как например для уральской «Синары» - известной по магистральным локомотивам.  

Напомним, что на состоявшемся в октябре прошлого года в Общественной палате РФ обсуждении состояния отрасли, были озвучены цифры объемов производства, по нескольким сценариям. Для негативного развития отрасли достаточно поддерживать темпы производства до 200 единиц в год, что к 2030 году приведёт к ликвидации половины троллейбусных парков. Инерционное обновление для поддержания парков в существующих объёмах потребует производства порядка 450 троллейбусов в год. Восстановление парков подвижного состава в городах или умеренное развитие потребует выпуска 750-800 троллейбусов в год. И самый благоприятный вариант - развитие с ростом охвата маршрутной сети и строительства новых линий — 1000 троллейбусов в год. Планка, заданная 2023 годом – более 800 троллейбусов. Так что место на троллейбусном рынке страны найдется как традиционным производителям, так и новичкам. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

 

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему АвтоВАЗу необходима "народная иномарка"

Как АвтоВАЗ попадет в класс "народных иномарок" 

17 май 2024 в 09:13

Подробнее >
Photo

Почему не прижились «монстры» на городских маршрутах

Почему в России нет трехсекционного пассажирского транспорта

17 май 2024 в 08:57

Подробнее >
Photo

Как вырастают автомобильные гиганты, или как заработать на автопроме

Как вырос крупный автопроизводитель на север Африки

17 май 2024 в 08:43

Подробнее >