Оказывается, в Российской Федерации есть троллейбусный рынок. Правда, на нем главными игроками со стороны покупателя выступают муниципалитеты, а продавцами являются производители подвижного состава «рогатого» пассажирского транспорта.
Еще три десятка лет назад в стране был единственный завод-производитель троллейбусов в городе Энгельсе Саратовской области. Завод имени Урицкого (ЗиУ) мог выпускать до 2 500 транспортных средств. Но три года назад это предприятие, которое к тому времени сменило название с «ЗиУ» на «Тролза» (Троллейбусный завод) испустило дух, перестало существовать как юридическое лицо. Не будем вдаваться в подробности, в общем, самого старого производителя страны больше нет.
Но троллейбусный транспорт еще работает 84 городах страны за минусом Москвы. Наш канал рассказывал о щедрой раздаче троллейбусов столицей в 2020 году. А общий парк троллейбусной техники по самым свежим данным комитета государственной статистики составляет 7889 единиц. В прошлом году этот парк перевез 830 млн пассажиров.
Как известно, срок амортизации троллейбуса чуть больше, чем у автобуса и составляет в зависимости от модели 10-12 лет. Впрочем, в троллейбусном парке страны 36% составляют возрастные машины, старше 15 лет. А каждый пятый трудится более 25 лет. Вот такая нерадостная картина.
Но сегодня наш рассказ вот о чем. Оказывается, российские, да и белорусские производители автобусов находят троллейбусный рынок перспективным для себя. Сегодня в Санкт-Петербурге проходит транспортный фестиваль. И вот неожиданность. На этом мероприятии представлен новый троллейбус «Пересвет». Это совместный продукт холдинга «Волгабас» и ООО «Транспортные решения», созданный в содружестве с научно-производственными предприятиями Санкт-Петербурга: ООО «НПП «ЭПРО» (комплект тягового и вспомогательного преобразовательного оборудования) и ООО «Системы Автономной Энергии» (тяговая аккумуляторная система) при участии белорусской компании НГК и других компаний из РФ.
То есть, как видно, троллейбус вполне себе импортозамещенный и антисанкционный. И самое важное удовлетворяет требованиям «Доступной среды», то есть низкопольный. Относится к большому классу городской пассажирской техники.
Сегодня уже никого не удивляет этот тренд, когда производители автобусов обращаются к производству троллейбусной техники. Например, на прошлогоднем транспортном фестивале в Санкт-Петербурге КАМАЗ продемонстрировал свой троллейбус КАМАЗ-62825.
Минский автозавод на прошлогодней выставке BWExpo в Москве демонстрировал свой троллейбус на основе кузова третьего поколения своего автобуса. Модель называется так: троллейбус третьего поколения МАЗ-303 Т20. Машина обладает с запасом автономного хода от 20 до 50 км, вмещает 82 пассажира. Для зарядки аккумуляторных батарей используются суперконденсаторы, способные выдержать 20 тыс. циклов зарядки-разрядки.
И вот поступила прекрасная новость. Новый минский троллейбус закупает Казань. Первая партия пока ограничена 25 транспортными средствами. Это прорыв.
Но пока более распространена модель троллейбуса МАЗ-203 Т70.
Кстати, кузов МАЗ-203 применяется в уфимской модели «Горожанин». Расположенный в столице Башкортостана уфимский трамвайно-троллейбусный завод УТТЗ самый обеспеченный заказами предприятие, выпускающее троллейбусы. На этот год портфель заказов составляет 290 единиц.
А самый крупный контракт на поставку новых троллейбусов имеет Челябинск. Недавно открытое производство троллейбусов уральской компании «Синара» изготовит 168 троллейбусов для столицы Южного Урала.
164 троллейбуса «Ольгерд» поставит в Россию белорусский производитель BKM Holding (Белкоммунмаш) из Минска. В числе получателей Екатеринбург, Краснодар и Санкт-Петербург.
Не отстает и вологодское предприятие «Транс-Альфа», контракты которого составляют 165 машин в пять городов.
В целом, производство троллейбусов это достаточно перспективная ниша не только для автобусостроителей, но и независимых производителей, а также тех компаний, для которых выпуск троллейбусов является отдельным направлением, как например для уральской «Синары» - известной по магистральным локомотивам.
Напомним, что на состоявшемся в октябре прошлого года в Общественной палате РФ обсуждении состояния отрасли, были озвучены цифры объемов производства, по нескольким сценариям. Для негативного развития отрасли достаточно поддерживать темпы производства до 200 единиц в год, что к 2030 году приведёт к ликвидации половины троллейбусных парков. Инерционное обновление для поддержания парков в существующих объёмах потребует производства порядка 450 троллейбусов в год. Восстановление парков подвижного состава в городах или умеренное развитие потребует выпуска 750-800 троллейбусов в год. И самый благоприятный вариант - развитие с ростом охвата маршрутной сети и строительства новых линий — 1000 троллейбусов в год. Планка, заданная 2023 годом – более 800 троллейбусов. Так что место на троллейбусном рынке страны найдется как традиционным производителям, так и новичкам.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz