В прошедшем августе компания «ПК Транспортные системы» отрапортовала о том, что на Заводе электрического транспорта, расположенном в городе Энгельс Саратовской области выпущен троллейбус с порядковым номером №500.
Кто хорошо изучал курс географии в средней школе помнит название этого приволжского города в связи с тем, что там был расположен троллейбусный завод, который сначала имел название Завод имени Урицкого (ЗиУ), а в постсоветское время переименован в «Тролза». Как и подобает советской плановой экономике, этот завод в Российской Федерации, а ранее в СССР, был монополистом. Его мощности были рассчитаны на выпуск 2 500 троллейбусов в год. Удивительно, но СССР называли великой троллейбусной державой, поэтому завод в Энгельсе выполнял важнейшую миссию по поставкам подвижного состава «рогатого» транспорта во все уголки России. А вот недостающее количество троллейбусов восполняли поставки Skoda из социалистической Чехословакии, которыми комплектовались парки городов ряда союзных республик.
Завод Тролза из Энгельса недолгое время оставалась монополистом в постсоветский период. Со временем начали появляться новые производители. Эксперименты по выпуску троллейбусов начал проводить ЛИАЗ. Правда, его электрический ЛиАЗ-5280 оказался не слишком удачной моделью. Затем МАЗ начал выпускать такую технику. Не говоря уже о заводе Белкоммунмаш, который специализируется на выпуске троллейбусов уже более 20 лет. Вот так постепенно и откусывали кусочки троллейбусного рынка РФ у завода из Энгельса. В конце концов ряд ошибок руководства и ряд других непростительных причин привели предприятие к банкротству.
Казалось, завод умер навсегда, как ушли в историю ряд предприятий автостроения в РФ. Но жизнь в цехах бывшего монополиста не остановилась. Сегодня здесь работает подразделение ООО «ПК Транспортные системы», известного своими многосекционными трамваями «Витязь-М», преобразившими столицу нашей Родины – города-героя Москвы. Завод переименован в Энгельсский завод электрического транспорта. Это предприятие полного цикла по производству колесной техники на электрической тяге. Денис Фролов, руководитель направления колесного транспорта компании оценивает мощность площадки в Энгельсе в 200-250 единиц техники в год.
Главной моделью завода стал троллейбус «Адмирал» ПКТС-6281. Сегодня эта модель успешно эксплуатируется в таких городах как Красноярск, Омск, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Балаково, Иваново, Рязань, Кемерово, Иркутск, Курск, Брянск.
Примечательно, что новому предприятию пришла помощь со стороны федерального центра. Этот троллейбусный ренессанс начался с поставок по федеральной программе «Чистый воздух» и по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», по которой в 2020 году в Иваново и Омск поступили «Адмиралы». Затем подтянулись заказы из других городов. В прошлом году завод в Энгельсе выпустил 99 троллейбусов, а планами текущего года предусмотрен выпуск 105 единиц техники. На предприятии оценивают в 85% уровень локализации выпускаемых троллейбусов.
Но компания ООО «ПК Транспортные системы» пошла дальше. Вот уже два года как на выставках транспортной тематики демонстрируется новое транспортное средство – электробус «Генерал».
Построено несколько ходовых образцов. Электробус ПКТС «Генерал» ПКТС-62181 разработан на основе троллейбуса «Адмирал». Его отличие от базовой модели в том, что он оборудован умным многофункциональным зарядным устройством. Если в городе имеется контактная сеть, «Генерал» движется как троллейбус и заряжается от контактной сети. А где ее нет, но есть зарядные станции, то в режиме электробуса с мгновенной зарядкой, и даже от розетки 380В.
Но наш обзор будет неполным, если троллейбусный ренессанс, который обозначился в стране, сводить только к компании «ПК Транспортные системы», возродившей производство в Энгельсе. Недавно в Новосибирске произошла передача троллейбуса «Горожанин» с порядковым номером № 500. Предприятие из Уфы (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, УТТЗ) также можно отнести к «молодым», оно работает с 2015 года. Именно в этот же год согласно летописи, компанией ПК Транспортные системы был построен первый троллейбус «Адмирал». То есть эти два производителя к троллейбусной теме подошли в один период, когда еще не было федеральной поддержки отрасли, но состояние парка троллейбусов уже вызывало тревогу, из-за серьезного износа техники.
Однако с 2020 года уфимский завод перешел на выпуск модели «Горожанин» с использованием кузова минского производства МАЗ-203. Именно такие модели и поступают в Новосибирск, который в конце концов приобретет 258 единиц техники. Наш канал рассказывал о транспортной реформе в столице Сибири, где протяженность троллейбусных маршрутов увеличилась на треть, благодаря автономному ходу и возможности прокладки маршрутов без использования контактной сети.
Для увеличения производства троллейбусной техники в начале февраля текущего года между Минским автозаводом и УТТЗ подписан договор о создании в Башкортостане в особой экономической зоне «Алга» нового производства, что позволит вдвое увеличить объемы выпускаемой техники. По словам директора УТТЗ с 250 до 500-600 единиц в год. В прошлом 2023 году минское и уфимское предприятия совместно произвели 240 троллейбусов. На новом предприятии планируется производить одиночную и сочлененную технику третьего поколения минского завода.
Но троллейбусный рынок страны не ограничивается только этими двумя компаниями. Судя по статистике на третьем месте вологодское предприятие «ТрансАльфа», поставляющее в города троллейбусы «Авангард».
На троллейбусном рынке страны также немалую долю занимает техника холдинга «БКМ» («Белкоммунмаш»). На этом «троллейбусном поле» также играет и Минский автомобильный завод, который поставляет технику третьего поколения в Россию. Первая крупная партия из 25 единиц техники работает на маршрутах регулярных перевозок в Казани.
О новом троллейбусе «Пересвет» производства Volgabus наш канал уже рассказывал в материале по ссылке. И в заключении, на троллейбусный рынок выходит крупнейший производитель электрической техники камский автогигант. Вот так смерть бывшего монополиста и его уход спровоцировали появление новых производителей троллейбусов на российском рынке.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz