+79139857900

Завод умер, но отрасль переживает электро-ренессанс

2 октября 2024 в 06:57

В прошедшем августе компания «ПК Транспортные системы» отрапортовала о том, что на Заводе электрического транспорта, расположенном в городе Энгельс Саратовской области выпущен троллейбус с порядковым номером №500.

Адмирал_500

Кто хорошо изучал курс географии в средней школе помнит название этого приволжского города в связи с тем, что там был расположен троллейбусный завод, который сначала имел название Завод имени Урицкого (ЗиУ), а в постсоветское время переименован в «Тролза». Как и подобает советской плановой экономике, этот завод в Российской Федерации, а ранее в СССР, был монополистом. Его мощности были рассчитаны на выпуск 2 500 троллейбусов в год. Удивительно, но СССР называли великой троллейбусной державой, поэтому завод в Энгельсе выполнял важнейшую миссию по поставкам подвижного состава «рогатого» транспорта во все уголки России. А вот недостающее количество троллейбусов восполняли поставки Skoda из социалистической Чехословакии, которыми комплектовались парки городов ряда союзных республик.

Завод Тролза из Энгельса недолгое время оставалась монополистом в постсоветский период. Со временем начали появляться новые производители. Эксперименты по выпуску троллейбусов начал проводить ЛИАЗ. Правда, его электрический ЛиАЗ-5280 оказался не слишком удачной моделью. Затем МАЗ начал выпускать такую технику. Не говоря уже о заводе Белкоммунмаш, который специализируется на выпуске троллейбусов уже более 20 лет. Вот так постепенно и откусывали кусочки троллейбусного рынка РФ у завода из Энгельса. В конце концов ряд ошибок руководства и ряд других непростительных причин привели предприятие к банкротству.

Тролза_завод_G

Казалось, завод умер навсегда, как ушли в историю ряд предприятий автостроения в РФ. Но жизнь в цехах бывшего монополиста не остановилась. Сегодня здесь работает подразделение ООО «ПК Транспортные системы», известного своими многосекционными трамваями «Витязь-М», преобразившими столицу нашей Родины – города-героя Москвы. Завод переименован в Энгельсский завод электрического транспорта. Это предприятие полного цикла по производству колесной техники на электрической тяге. Денис Фролов, руководитель направления колесного транспорта компании оценивает мощность площадки в Энгельсе в 200-250 единиц техники в год.  

Адмирал_Омск

Главной моделью завода стал троллейбус «Адмирал» ПКТС-6281. Сегодня эта модель успешно эксплуатируется в таких городах как Красноярск, Омск, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Балаково, Иваново, Рязань, Кемерово, Иркутск, Курск, Брянск.

адмирал_3

Примечательно, что новому предприятию пришла помощь со стороны федерального центра. Этот троллейбусный ренессанс начался с поставок по федеральной программе «Чистый воздух» и по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», по которой в 2020 году в Иваново и Омск поступили «Адмиралы». Затем подтянулись заказы из других городов. В прошлом году завод в Энгельсе выпустил 99 троллейбусов, а планами текущего года предусмотрен выпуск 105 единиц техники. На предприятии оценивают в 85% уровень локализации выпускаемых троллейбусов.

генерал_Екб1

Но компания ООО «ПК Транспортные системы» пошла дальше. Вот уже два года как на выставках транспортной тематики демонстрируется новое транспортное средство – электробус «Генерал».    

генерал_красноярск

Построено несколько ходовых образцов. Электробус ПКТС «Генерал» ПКТС-62181 разработан на основе троллейбуса «Адмирал». Его отличие от базовой модели в том, что он оборудован умным многофункциональным зарядным устройством. Если в городе имеется контактная сеть, «Генерал» движется как троллейбус и заряжается от контактной сети. А где ее нет, но есть зарядные станции, то в режиме электробуса с мгновенной зарядкой, и даже от розетки 380В.  

генераль_схема

Но наш обзор будет неполным, если троллейбусный ренессанс, который обозначился в стране, сводить только к компании «ПК Транспортные системы», возродившей производство в Энгельсе. Недавно в Новосибирске произошла передача троллейбуса «Горожанин» с порядковым номером № 500. Предприятие из Уфы (Уфимский трамвайно-троллейбусный завод, УТТЗ) также можно отнести к «молодым», оно работает с 2015 года. Именно в этот же год согласно летописи, компанией ПК Транспортные системы был построен первый троллейбус «Адмирал». То есть эти два производителя к троллейбусной теме подошли в один период, когда еще не было федеральной поддержки отрасли, но состояние парка троллейбусов уже вызывало тревогу, из-за серьезного износа техники.

Однако с 2020 года уфимский завод перешел на выпуск модели «Горожанин» с использованием кузова минского производства МАЗ-203. Именно такие модели и поступают в Новосибирск, который в конце концов приобретет 258 единиц техники. Наш канал рассказывал о транспортной реформе в столице Сибири, где протяженность троллейбусных маршрутов увеличилась на треть, благодаря автономному ходу и возможности прокладки маршрутов без использования контактной сети.

горожанин_500_small

Для увеличения производства троллейбусной техники в начале февраля текущего года между Минским автозаводом и УТТЗ подписан договор о создании в Башкортостане в особой экономической зоне «Алга» нового производства, что позволит вдвое увеличить объемы выпускаемой техники. По словам директора УТТЗ с 250 до 500-600 единиц в год. В прошлом 2023 году минское и уфимское предприятия совместно произвели 240 троллейбусов. На новом предприятии планируется производить одиночную и сочлененную технику третьего поколения минского завода.

Но троллейбусный рынок страны не ограничивается только этими двумя компаниями. Судя по статистике на третьем месте вологодское предприятие «ТрансАльфа», поставляющее в города троллейбусы «Авангард».

ольгерд_краснодар

На троллейбусном рынке страны также немалую долю занимает техника холдинга «БКМ» («Белкоммунмаш»). На этом «троллейбусном поле» также играет и Минский автомобильный завод, который поставляет технику третьего поколения в Россию. Первая крупная партия из 25 единиц техники работает на маршрутах регулярных перевозок в Казани.

МАЗ_303_казань

О новом троллейбусе «Пересвет» производства Volgabus наш канал уже рассказывал в материале по ссылке. И в заключении, на троллейбусный рынок выходит крупнейший производитель электрической техники камский автогигант. Вот так смерть бывшего монополиста и его уход спровоцировали появление новых производителей троллейбусов на российском рынке.    

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему Solaris не спасет питерский автопром

Почему будущее автозавода АГР в Санкт-Петербурге выглядит...

7 окт 2024 в 06:35

Подробнее >
Photo

АвтоВАЗ намерен теснить китайских конкурентов и занять все сегменты автомобилей для народа

Как перспективный модельный ряд АвтоВАЗа потеснит китайских конкурентов

5 окт 2024 в 15:01

Подробнее >
Photo

Вокруг АвтоВАЗа снова возникла интрига

Почему Renault Logan и Sandero могут встать на конвейер АвтоВАЗа

5 окт 2024 в 09:05

Подробнее >