+79139857900

10 предложений по снижению ущерба от введенных против РФ санкций для российского машиностроения

12 марта 2022 в 10:28

Введенный в феврале-марте целым рядом стран небывалый по своим масштабам пакет антироссийских экономических санкций направлен на полное разрушение экономики страны. Конечная цель нынешних санкций – ликвидировать российское машиностроение как отрасль, и в первую очередь – уничтожить сотни тысяч созданных в нем квалифицированных рабочих мест с целью перевода экономического недовольства населения в недовольство политическое. Поэтому нужно как можно более оперативно принять на государственном уровне такие решения, которые позволят максимально сохранить занятость людей в промышленном секторе, тем самым минимизировав главный разрушительный эффект от введенных санкций. Не менее важная задача состоит в том, чтобы принимаемые антисанкционные меры одновременно стали инструментами для трансформации российского машиностроения, все последние годы зависимого от зарубежных поставок и, во-многом, управляемого извне, в центр национальных компетенций, ориентированный на эффективное самостоятельное развитие в интересах, прежде всего российской экономки, а главное – в интересах российских граждан.

Какие меры требуется предпринять, чтобы российское машиностроение в целом, и автомобильная отрасль как его главный локомотив, смогли выдержать сокрушительный санкционный удар, а после начали развиваться на новых, более продуктивных и более выгодных для нас принципах, став главным генератором роста экономики страны?

1. Прежде всего, целесообразно осмотреться и понять, какие предприятия из тех, что прежде поставляли комплектующие для автомобильной и прочих машиностроительных отраслей, по-прежнему остаются на плаву, каково их финансовое состояние, какими производственными мощностями они располагают и насколько способны возобновить выпуск прежней продукции. Это необходимо сделать, поскольку вставшая во весь рост задача максимально быстрого и полного импортозамещения потребует значительных инвестиций, и крайне важно понимать, куда эти инвестиции целесообразнее всего направить.

2. Поскольку внешний рынок для российского машиностроения по сути закрыт, значит, его продукции нужно обеспечить безусловный приоритет на внутреннем рынке, тем самым подстегнув жизненно необходимую для продолжения работы предприятий реализацию продукции в России. И с целью компенсации нанесенного санкциями ущерба сделать это следует не только на период действия санкций, но и после их снятия. Для этого необходимо ввести заградительные пошлины на ввозимую в страну из за рубежа продукцию машиностроения и ее комплектующие (как это было в разное время сделано в Японии, Корее и Китае в период становления их машиностроительных отраслей). Данная мера необходима с целью гарантировать инвесторам окупаемость их инвестиций при разворачивании производства такой продукции и комплектующих внутри страны. Подобный подход вступает в противоречие с принципами ВТО, но в условиях наложенных станций целесообразность сохранять членство в данной организации выглядит по меньшей мере спорно.

3. Следует как можно быстрее активизировать работу и расширить возможности, прежде всего финансовые, Российского фонда прямых инвестиций, который должен обеспечить финансирование любых машиностроительных проектов, гарантирующих в течение одного-двух лет или создание и освоение нового массового продукта, или локализацию уже выпускаемого. Это можно делать на условиях кредитования, но с чисто символической процентной ставкой (или вообще без таковой), а также с условием возврата инвестированных средств с отсрочкой в несколько лет после разворачивания выпуска продукции. Поскольку деньги вкладываются именно в производство, такие инвестиции не станут значимым фактором роста инфляции. Особое внимание целесообразно уделить вложениям в производства, продукция которых предназначена не для одной модели или для одного предприятия, а для их широкого спектра. К числу подобной продукции, к примеру, относятся крепеж, подшипники, электрика и гидравлика.

4. Необходимо освободить от налогообложения средства, затрачиваемые российскими машиностроительными предприятиями на разработку и разворачивание производства (включая закупку производственного оборудования) новой локализованной продукции или для локализации уже выпускаемой. Эффективным шагом видится отказ от налогообложения сроком на 5 лет всех новых импортозамещающих машиностроительных производств, создаваемых в стране российскими компаниями.

5. Целесообразно на время действия санкций отказаться от части сертификационных требований к автомобилям, тракторам, дорожно-строительной технике, другим автотранспортным средствам, которые выпускаются в стране. То есть следует на законных основаниях предоставить российским производителям возможность исключить из конструкции такой техники хотя бы часть систем, требующих использования электроники или сложной зарубежной аппаратуры. Например, убрать сложные системы из управления двигателем, для чего необходимо вернуться на время действия санкций к менее жестким экологическим стандартам для автомобилей и прочей техники российского производства. Скажем, к Евро-2 для грузовиков и Евро-3 для легковых автомобилей.

kovrigin2

6. На время действия санкций актуален отказ от государственного финансирования навязываемой извне глобальной электрификации российского автотранспорта. Российская промышленность сегодня не выпускает комплектующие для самой важной части любого электромобиля – его силового привода. Финансировать выпуск подобной техники – значит финансировать зарубежных производителей в ущерб своим, поскольку внутри страны такое производство на данном этапе не способно стать генератором хоть сколько-нибудь значимого количества новых рабочих мест.

Развивать, напротив, следует газовый транспорт: для него у нас выпускается вся компонентная база, включая газовые двигатели и топливное оборудование, уже создана заправочная инфраструктура, да и сам газ добывается ни где-нибудь, а в России.

7. Чтобы поддержать внутренний спрос на отечественную технику, следует напрямую компенсировать ее приобретение, к примеру, аналогичным по сумме вычетом из выплачиваемых покупателем налогов.

8. Необходимы ответные санкции, а именно, полный запрет на ввоз зарубежной техники происхождением из стран, которыми введены санкции против российских машиностроительных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию (например, против КАМАЗа). Действовать такие санкции должны вплоть до полного снятия каких-либо санкционных ограничений указанными странами с российских производителей.

9. Желательно найти решение, взаимоприемлемое для всех заинтересованных сторон, чтобы запустить в работу остановленные иностранными владельцами российские машиностроительные производства, прежде всего – производства серийной автомобильной продукции, как критически важные для обеспечения населения рабочими местами. Тем более, что остановка таких производств ведет к остановке многочисленных предприятий-смежников. Нельзя допустить, чтобы эти производства и десятки тысяч связанных с ними работников превратились из исправных налогоплатильщиков в получателей субсидий из бюджета, став для него тяжким бременем.

10. Целесообразно обдумать вопрос о создании некой объединяющей автопром структуры, которая смогла бы взять на себя как минимум формирование стратегии развития российского автопрома в долгосрочной перспективе, координацию взаимодействия между действующими в стране конечными производителями автомобилей с отечественными поставщиками комплектующих, а также аккумулирование усилий, как конструкторских, так и финансовых, для разработки отечественной автомобильной техники и предназначенной для нее современной компонентной базы.

Обобщая все вышесказанное, нам следует исходить из того, что ответные меры на экономические санкции других стран должны быть не просто симметричными, но и, одновременно, максимально работающими на развитие российского машиностроения и всей российской экономики.

Александр Ковригин, заместитель генерального директора компании «АСМ-холдинг»

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

БАЗАЛЬТ производит российские гидроцилиндры на замену западным! Эксклюзив для владельцев отечественной «классики».

ООО "Кедр-Автомотив" производит российские гидроцилиндры на замену импортным для...

5 май 2022 в 17:29

Подробнее >
Photo

Слово главного редактора

1 мар 2022 в 09:00

Подробнее >
Photo

Настоящий «оригинал» для вторичного рынка

Шаровая опора, как один из самых ответственных узлов подвески, должна выдерживать...

26 фев 2022 в 15:43

Подробнее >