Автосервисы — единственный участник в трёхсторонней системе ОСАГО, который собственными ресурсами и “руками” обеспечивают сам производственный процесс восстановления автомобиля. Тем не менее, в результате нескольких этапов эволюции и под воздействием макроэкономических факторов 2022 года, тонкий механизм ОСАГО оказался нарушен, а кузовные цеха регулярно оказываются в ситуации невозможности выполнения ремонта.
Цели проекта:
Сохранение механизмов ОСАГО. Вне зависимости от того, кто и как управляет процессом сбора и распределения финансов, мы считаем, что страхование гражданской ответственности помогло убрать с дорог «автоподставу» и все виды внесудебных вымогательств.
Получить для кузовных цехов автосервисов приемлемые условия работы, которые позволяют не только выходить «в ноль» и надеяться на возврат клиента, но и зарабатывать на кузовном ремонте.
На начало 2023 года участники рынка восстановительного ремонта автомобилей отмечают следующие
Негативные тенденции в ОСАГО
Вот, что мы видим.
1. Страховые компании выработали методики по переводу большей части клиентов на выплаты в денежном выражении. Для этого компаниями выработаны бюрократические препятствия. Клиенту предлагается подписать договор о «быстрой» выплате сниженной суммы в обмен на облегчение процедур и отказ от последующего предъявления претензий о возможных скрытых дефектах. Второй метод – массовое расторжение всех договоров по ОСАГО с кузовными цехами, что по закону позволяет страховой компании безусловно переводить клиентов на денежную выплату.
2. Частое несоответствие стоимости запчастей в справочниках Единой Методики Расчета с рыночной ситуацией. Цена запчастей по ЕМР зачастую ниже рыночной или на момент расценки запчасти вообще отсутствуют в наличии.
3. В результате сумма денег, выплачиваемая клиенту по страховому событию по ОСАГО, практически в каждом случае, является недостаточной для оплаты восстановительного ремонта.
4. Кроме того, страховые компании разработали дополнительные соглашения для СТО, работающих по ОСАГО, в которых и без того низкую оценку по ЕМР снижают на дополнительные 20 и даже 30 процентов. По своей юридической форме это не является нарушением закона об ОСАГО, но по сути является таковым.
5. Развивается направление так называемых «автоюристов», которые пользуются сложившейся ситуацией и разработали специальные методики для получения необоснованной выгоды в виде получения штрафов от страховых компаний. Указанные действия приводят к невозможности выполнения сторонами страхового договора своих обязанностей.
Со своей стороны мы считаем существование института ОСАГО положительным и заслуживающим приложения усилий по сохранению и улучшению. В качестве шагов, которые могли бы позитивно сказаться на этом рынке,
Союз Автосервисов предлагает рассмотреть следующие действия
1. Актуализировать цены справочника ЕМР с рынком на регулярной основе. Несколько сотен поставщиков на территории РФ обладают техническими возможностями по предоставлению такой информации в онлайн режиме. Для запчастей это давно технологический стандарт.
2. В случае урегулирования убытка в денежном выражении выплачивать страховое возмещение без учета стоимости износа. Это сделает конкурентным оба способа возмещения: денежный и натуральный. Равные условия типов возмещения существовали до 2017 го года.
3. Исключить возможность заключения страховыми компаниями любых видов дополнительных договоров как с клиентом, так и с СТО с целью предотвращения создания условий, ухудшающих прописанные в договоре по ОСАГО.
4. На основании обращения автосервиса предусмотреть перерасчёт суммы выплаты на ремонт в случае
a. смены региона места ремонта;
b. значительного, более двух месяцев, переноса даты начала ремонта;
c. выявления в расчёте по ЕМР недоступной к выкупу за указанную сумму запчасти.
Предложение к обсуждению было инициировано 3 февраля 2023 года в Телеграм-Канале Союза и почтовой рассылкой. Союз Автосервисов благодарит активных участников сообщества, которые откликнулись на инициативу и внесли свои конструктивные предложения, тем самым сделав свой вклад в подготовку позиции Союза