+79139857900

Автомобильные данные – от фрагментированного рынка к целостной экосистеме

25 августа 2022 в 15:14

Рынок автоданных сегодня растет, но в значительной степени он остается фрагментированным, а регуляторная сфера – непроработанной. Чтобы достичь развитой и целостной рыночной экосистемы предстоит еще довольно длинный путь. Отметим несколько актуальных на сегодня моментов.

 Два аспекта развития рынка автомобильных данных

 На развитие рынка автомобильных данных влияют два существенных аспекта – это законодательное регулирование и баланс интересов участников рынка.

 Регуляторика

 Участники рынка стараются лоббировать принятие выгодных для них законов, однако в ряде случаев вмешательство государства оказывается сильнее, и тогда интересы участников рынка могут быть проигнорированы.

 В качестве примера можно привести подход китайских властей. Хотя данные с одного или нескольких автомобилей вряд ли могут иметь большое значение, объединенные автомобильные данные, по мнению законодателей Китая, имеют критическое значение, поскольку анализируя их можно получить информацию о транспортных потоках, перевозках грузов и пассажиров, логистических цепочках, а также о военных и стратегических объектах страны. Вследствие этого регуляторная сфера Китая содержит соответствующие требования – значительное количество данных в обязательном порядке должны передаваться государственным структурам, а трансграничная передача данных ограничена.

 Такие ограничения могут значительно влиять на деятельность коммерческих компаний, особенно зарубежных. В частности, компании Tesla пришлось открыть собственный центр обработки данных в Китае и принять обязательства хранить данные с автомобилей, проданных в этой стране, исключительно на территории Китая, при этом обеспечивая их передачу в государственные платформы.

Tesla отмечает, что запрет отправки данных в США отрицательно сказывается на возможностях развития алгоритмов искусственного интеллекта, работающих на основе этих данных.

автодата2

 

Не все компании соглашаются с требованиями. В частности, американский производитель беспилотных грузовиков Tu Simple в марте этого года объявил, что продает свое китайское подразделение, чтобы сосредоточиться на работе в США (помимо непосредственно китайского законодательства на это решение повлияли и требования американских законов в части обмена данными с Китаем).

Внутри США в плане регулирования ситуация близка к противоположной. Федеральное регулирование ограничено, и основная роль отводится законодательству отдельных штатов, а ситуация от штата к штату может различаться весьма кардинально. Если в Калифорнии правила близки к европейским, то в ряде штатов регулирование вовсе отсутствует, и движение персональных данных граждан оказывается практически не защищенным. Правда, тот факт, что в 2021 г. в 38 штатах было суммарно внесено около 160 законов, касающихся конфиденциальности потребителей, свидетельствует, что и в США начинают понимать важность правильной регламентации оборота данных.

В Европе главный акцент сделан на защите персональных данных, требования всем известного GDPR достаточно строгие. К автомобильным данным он имеет непосредственное отношение, поскольку практически все данные, генерируемые в автомобиле, могут быть отнесены к персональным. Для этого достаточно привязки к VIN-номеру, или к государственному регистрационному знаку, и даже такая информация, как давление воздуха в шинах, обороты двигателя или степень износа тормозных колодок становится персональными данными, не говоря уже о местоположении транспортного средства.

Европейское законодательство, имеющее отношение к данным, также активно развивается, причем по нескольким направлениям сразу. Например, в феврале 2022 г. Еврокомиссией была предложена инициатива Data Act, нацеленная на совершенствование оборота данных, генерируемых в ЕС. В частности, планируется существенно расширить использование промышленных данных. Если в 2018 г. их объем оценивался в размере 33 зетабайт, то к 2025 г. ожидается достижение уровня в 175 зетабайт. В настоящее время 80% европейских промышленных данных вообще не используются, т.к. этому препятствуют юридические, экономические и технические проблемы. Принятие Data Act может это исправить, что по оценкам Еврокомиссии способно принести до 270 млрд евро дополнительного ВВП к 2028 г.

Однако общие законы о данных были сочтены недостаточно детальными, чтобы регулировать именно автомобильные данные, поэтому весной 2022 г. Европейской  комиссией было объявлено о начале публичных консультаций в части возможных подходов к регулированию доступа к автомобильным данным и обмена ими. Итогом консультаций может стать принятие соответствующего закона.

Баланс интересов участников рынка

 Возможность принятия закона, регламентирующего доступ к автомобильным данным, вызывает обеспокоенность участников рынка. Более того, изменения возможны и до принятия специализированного закона, поскольку упомянутая инициатива Data Act уже предполагает предоставление пользователям устройств, генерирующих данные, возможности получать доступ к этим данным и делиться ими с третьими сторонами.

 В настоящее время основными держателями данных – «гейткиперами» - являются автопроизводители, которые и получают основные преимущества. В свою очередь, представители страховой и авторемонтной отраслей активно лоббируют принятие таких норм, когда водители сами смогут определять, кому именно они будут предоставлять доступ к данным своих автомобилей.  

В качестве примера позиции автопроизводителей можно привести Stellantis, по размеру занимающую четвертую позицию в мире. Представители Stellantis утверждают, что генерация данных стоит денег, а созданные на основе их обработки продукты могут приносить значительную прибыть, поэтому за доступ к данным нужно платить. Сама компания рассчитывает к 2030 году ежегодно получать 20 млрд евро за счет программных продуктов и услуг по подписке. Кроме того, открытие широкого доступа к данным не только нарушает конфиденциальность, но и ставит под угрозу кибербезопасность.

 Автодата3

Примером противоположной позиции может служить точка зрения группы FIGIEFA, представляющую отрасль авторемонта и поставки запчастей, к мнению которой присоединяются и страховые компании. Суть их подхода в том, что сохранение монопольного доступа автопроизводителей к автомобильным данным недопустимо и необходимо открытие доступа к тысячам точек данных. Это повысит безопасность, т.к. автосервисы, получая широкий спектр данных, могут принимать более информированные решения и вырабатывать свои рекомендации для клиента заранее. В отсутствие данных клиент будет вынужден целиком полагаться на автопроизводителя. Кибербезопасность, по мнению FIGIEFA, важна, но не может служить основанием для закрытия доступа к данным. 

 Позицию авторемонтников и страховщиков поддерживают и некоторые официальные лица. Например, член Европарламента Том Берендсен заявил, что владельцем данных, безусловно, должен являться владелец автомобиля.

В дополнение к этому нужно отметить, что тема кибербезопасности, хотя она и выходит за рамки обсуждаемой темы, действительно важна и актуальность ее растет. Практические все специалисты по кибербезопасности отмечают рост числа попыток взломов и незаконных проникновений. Количественные оценки разнятся, в частности, на одной из недавних конференций по автоданным озвучивалась цифра, что каждый год количество хакерских атак на системы хранения и оборота автомобильных данных увеличивается примерно втрое. 

Необходимо также добавить, что не все автопроизводители занимают радикальную позицию. Некоторые из них по крайней мере утверждают, что не собираются бороться за монопольное распоряжение данным. В частности, Volkswagen заявил, что данные становятся «ключевым источником создания ценности и инноваций», добавив, что клиенты имеют «полный контроль» над ними. Компания BMW также заявила, что может поделиться почти 100 точками данных с третьими сторонами, если водители запросят это, и может предоставить больше, если компании докажут реальную потребность в них для бизнеса и готовность взять на себя ответственность за риски кибербезопасности. Представитель BMW сказал, что автопроизводитель хотел бы, чтобы все стороны обсудили вопросы шеринга данных с посредником, таким как Европейская комиссия, и составили бы список точек данных, приемлемый для всех. Каким может быть здравый подход в поиске баланса интересов раз личных участников рынка, включая и потребителей? В этом плане представляет интерес концепция Extended Vehicle, которую развивают в Ассоциации европейских втопроизводителей. Эта Ассоциация – по-английски она называется European Automobile Manufacturers’ Association или ACEA – включает в себя 15 ключевых автомобильных компаний, изготавливающих автомобили в Европе.

Концепция Extended Vehicle это как попытка построения справедливой экосистемы в части обмена автомобильными данными. В конце 2021 Ассоциация опубликовала консолидированную позицию относительно доступа к автомобильным данным, суть которой состоит в том, что качественную экосистему необходимо развивать совместными усилиями, а принцип справедливого и недискриминационного доступа к данным поможет развивать сервисы на их основе.

В части доступа к автомобильным данным, рекомендации, опубликованные Ассоциацией, предполагают создание:

• Каталогов доступных данных, публикуемых каждым производителем и содержащих ясные и точные перечни данных, которые могут быть использованы для создания клиентских сервисов;

• Общей структуры описания автомобильных данных на уровне открытого стандарта, который позволит упорядочить и облегчить обмен данными для любого участника экосистемы;

• Общих наборов данных в рамках указанной выше структуры (data set), использование которых позволит провайдерам услуг предоставлять сервисы вне зависимости от бренда автопроизводителя и модели машины;

• Структурированного форума для обсуждения наборов и характеристик

доступных данных, поставляемых на цифровой рынок, и учета мнений потребителей;

• Рекомендаций по стандартизации сервисов, нацеленных на развитие общей терминологии, единого понимания наборов данных и API, создаваемых производителями.

Кроме этого предлагается внедрить принцип отказа от мониторинга потоков данных для укрепления доверия среди всех участников процесса, которое повысится, если участники будут знать, что производители не контролируют коммерческое использование данных.

В части доступа к ресурсам транспортного средства в качестве основной видится задача оснастить всех участников рынка инструментами, позволяющими предлагать конкурентоспособные услуги для подключенных автомобилей.

Для этого рекомендуется:

• Разработать и опубликовать подходы к созданию приложений для сторонних компаний, чтобы повысить надежность и безопасность использования таких программных продуктов в автомобилях;

• Принять принцип равного права на доступ для всех провайдеров услуг, который будет гарантировать, что все участники рынка имеют одинаковые возможности предлагать конкурентоспособные сервисы клиентам, обеспечивая надлежащий уровень безопасности и защиты данных. При этом само распределение данных предлагается осуществлять посредством нейтральных серверов.

автодата4

 Позиция Ассоциации европейский автопроизводителей в отношении Data Act

  Несмотря на то, что Ассоциация осуществляет попытки выработки компромиссного подхода по доступу к автомобильным данным, говорить о полной поддержке с ее стороны инициативы Data Act пока преждевременно.

В мае 2022 г. Ассоциация опубликовала документ, отражающий позицию европейских автопроизводителей в отношении Data Act. Формально поддержав идею поставить потребителя в центр процесса обмена данными и обеспечить недискриминационный доступ всем участникам, представители Ассоциации обратили внимание, что в значительной степени содержание предлагаемого закона совпадает с подходом, уже разработанным ассоциацией ранее (кратко рассмотрен выше).

В то же время Ассоциация обращает внимание, что некоторые положения Data Act являются неисполнимыми, а будучи все же исполненными, они не только не помогут достижению заявленных целей, но воспрепятствуют им. В первую очередь имеются в виду чувствительные для бизнеса данные, в отношении которых подход открытого доступа может нарушать коммерческую тайну и мешать справедливой конкуренции. Автопроизводители, зная, что доступ к данным получат их конкуренты, но при этом не зная, как дальше будут распространяться данные, к которым однажды был предоставлен открытый доступ, напротив будут стремиться снизить количество собираемых данных и, где возможно, также понизить их качество, а это явно не окажет поддержку развитию комфортной цифровой среды.

Тогда вместо стимула Data Act станет препятствием, причем юридические нормы будут иметь вполне осязаемые последствия, выражающиеся в снижении безопасности дорожного движения. Поэтому предлагается провести серьезную доработку закона.

Таким образом, можно заключить, что участники рынка вполне осознают важность и ценность автомобильных данных, и те преимущества, которые открывает доступ к ним. Наличие частных интересов различных сторон пока еще затрудняет создание комплексной экосистемы, в которой могли бы найти место все участники рынка. Конкурентная борьба и борьба лоббистских потенциалов продолжается. Тем не менее, можно отметить и конструктивные сдвиги: хотя и под давлением властей, участники рынка пытаются выработать конструктивную позицию, которая могла бы стать приемлемым компромиссом и действительно способствовать развитию рынка автомобильных данных.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >