Прошедшая презентация достижений чешской автомобилестроительной компании Skoda, навеяла много интересных мыслей, особенно в части ее политики на российском рынке. Занятно, но Российская Федерация третий по значимости рынок для чешского автопроизводителя. Больше «шкодувок» продается лишь в Китае и ФРГ. Россия оказалась единственной страной, где реализация автомобилей Skoda в 2020 году выросла на 6,8%. А все остальные рынки просели.
Skoda Auto осталась автопроизводителем «миллионником», то есть прошлом году чешская компания передала клиентам по всему миру более 1 млн автомобилей, ее операционная прибыль достигла 756 млн евро (-54,5% по сравнению с 2019 годом), а рентабельность продаж составила 4,4%.
В принципе, в географии продаж пока очевиден крен на Старый континент. Если сложить суммарно все продажи на рынках Западной, Центральной и Восточной Европы, то две из трех «шкодувок» (656 300 шт.) реализуется здесь. Но а самым перспективным рынком чешский автопроизводитель считает…Индию. Хотя там продажи далеко не дотягивают до российских.
Все дело в том, что в Volkswagen Group произошло разделение рынков под кураторство дочерними компаниями, и в этом разделении труда кураторство над Россией и Индией досталось чешскому автопроизводителю.
Поэтому Skoda Auto оказалась в интересном положении. С одной стороны, ей надо быть в европейском тренде электрофикации, а с другой, вкладывать инвестиции в развитие на этих курируемых рынках. Выступая с докладом, Томас Шефер, председатель Совета директоров Skoda Auto, подчеркнул, что компания Volkswagen Group берет на себя дополнительные обязательства по развитию в таких регионах, как Россия и Северная Африка, которые являются «регионами с огромным потенциалом».
Что же скрывается под этой загадочной фразой? А в этом случае надо вспомнить вот о чем. В 2019 году, как известно, VW Group подписал с Минпромторгом РФ специнвестконтракт (СПИК), где обязался вложить инвестиций на сумму 61,8 млрд руб. Это на тот момент в пересчете на валютный курс того времени более $1 млрд. Сумма значительная. Понятно, что ее часть уйдет на постановку на конвейер новых моделей Skoda/Volkswagen. Но дополнительные обязательства означают и производство. А здесь существует давно озвученный план увеличения производственной мощности моторного завода в Калуге с 150 тыс. до 300 тыс. моторов в год. И начало выпуска хорошо знакомого турбомотора 1.4 TSI, в дополнении к атмосферникам ЕА211, которые уже 5 лет выпускают в Калуге.
Планы Skoda Auto
На конференции были озвучены и другие планы на новое десятилетие с тремя приоритетными направлениями. Так, в рамках программы Next Level Skoda, компания расширяет линейку моделей в бюджетном сегменте, что позволит привлечь новых клиентов. Второе направление – освоение новых рынков для будущего роста в массовом сегменте. Помимо России и Северной Африки, компания также изучает возможности в регионе АСЕАН. В-третьих, бренд придерживается принципов устойчивого развития и диверсификации производства во всех аспектах своей работы. В рамках «Стратегии зеленого будущего» компания взяла на себя обязательство сократить совокупные выбросы СО2 от своей деятельности на 30% в период с 2015 по 2025 год. Первым предприятием с нулевыми выбросами СО2 стал завод Skoda во Врхлаби.
А из ближайших планов Шефер рассказал: «В настоящее время мы разрабатываем следующие поколения Superb и Volkswagen Passat в Млада-Болеславе и с 2023 года будем производить их на заводе Volkswagen в Братиславе. Это позволит освободить производственные мощности для дополнительного выпуска ежегодно более 150 000 автомобилей Skoda на нашем чешском заводе в Квасинах. Мы планируем использовать его для производства и дополнительного выпуска наших популярных моделей SUV и преемника универсала Fabia».
Касаемо ближних планов, то Skoda запускает на глобальном рынке модель Enyaq iV и его купе-версию, новое поколение Fabia и два обновленных бестселлера сегмента SUV – Kodiaq и Karoq. Кроме того, в Китае стартуют продажи лифтбека Octavia PRO, который был специально разработан для местного рынка. А на рынок Индии выходит компактный бюджетный кроссовер Kushaq.
Несколько дней назад Ян Прохазка, руководитель чешской марки в России озвучил планы чешского концерна относительно нашего рынка. Бюджетный кроссовер Kushaq на российском рынке продаваться не будет. Также нас обделят и универсалом Skoda Octavia. Организация выпуска в Нижнем Новгороде универсала дорогое удовольствие, а импорт автомобиля из Чехии скажется на его ценнике. Поэтому в России будет только автомобиль в кузове лифтбек. Его ждет расширение моторной гаммы. Как известно, сегодня Octavia продается только с мотором 1,4 TSI. Но уже в апреле стартуют продажи Octavia с 1.6-литровым "атмосферником" мощностью 110 л.с. и 190-сильным вариантом с 2.0-литровым мотором.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен