+79139857900

Дилерские центры 2013

21 февраля 2014 в 10:40

 

2013 год был не самым успешным годом для российских автодилеров. По данным на ноябрь 2013 года, продажи просели на целых 6%. Автомобильный рынок Сибири просел почти на 14%. Такого падения не ождали, однако тенденции к спаду были заметны ещё в самом начале года. Дилеры на ходу были вынуждены корректировать свои планы продаж.

 

Выбираться самим

Автомобильный рынок  уже переживал серьезную встряску в 2009-2010 годах. Так, к примеру, только в Новосибирске дилеров поменяли около 20 брендов легковой и грузовой техники. 2013 год  стал первым годом спада после 3х лет роста. Однако, если в конце нулевых существенную поддержку автопроизводителям оказало государство, предложив льготные программы автокредитов, то в этот раз помощи от него автодилерам ждать не приходится.

Как развивалась дилерская сеть?

К концу 2013 года в России насчитывалось 4010 дилерских центров. Динамичнее всех расширялись  отечественные автопроизводители. За один год на территории страны было открыто 43 дилерских центра УАЗ, на 27 единиц увеличилось число диллерских центров АвтоВАЗа. Это связывают с резким обновлением модельного ряда отечественных автопроизводителей и развитием их производственных планов. Так, в 2012 году на рынок вышла модель Lada Largus, 2013 год порадовал любителей отечественного автопрома  моделью Lada Kalina II. В перспективе планируется выпуск Lada B (2180), которая заменит Priora, в 2015 году ожидается выход модели городского высокого хэтчбека BM-Hatch и кроссовера. Для реализации новых моделей отечественным автопроизводителям понадобится большое количество торговых и сервисных точек.

На 14 единиц увеличилось число диллерских центров у китайской компании Lifan, что свидетельствует о повышенном спросе на бюджетные автомобили. Китайцы стараются отвоевать эту долю рынка у отечественного автопроизводителя.

Одним из лидеров по числу закрытых дилерских центров стал бренд Daewoo. За год компания закрыла 23 автосалона. Устаревшие модели и ограниченный модельный ряд узбекского предприятия играют против Daewoo.

В 2013 году от дилерства отказалось или было лишено дилерских привелегий около 277 компаний. Причем вторая половина года стала для автомобильного рынка существенно хуже первой. С июля по декабрь 2013 года появилось всего 249 новых дилерских центров, что на 120 адресов меньше, чем в первом полугодии. Самыми стабильными брендами на рынке стали Volvo, Subaru, число дилеров у них не изменилось. Динамичнее всего изменяются сети компаний, которые продают ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, Daewoo, Chery, Fiat, Great Wall, Infiniti, KIA, Nissan, Lifan, Ssang Yong.

Всего в России на данный момент представлен 41 бренд: BMW, Audi, Cadillac, Chery, Chevrolet, Daewoo, Citroen, Fiat, Dodge, Ford, Great Wall, Geely, Honda, Hyundai,  Jaguar, Infiniti, Jeep, Land Rover, KIA, Lifan, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Mini, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Seat, Renault, Škoda, Ssang Yong, Suzuki, Subaru, Toyota, Volkswagen, Volvo, АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ.

Господство АвтоВАЗа в России видно невооруженным взглядом. К середине 2013 года АвтоВАЗ имел в нашей стране 442 автосалона. Главный конкурент АвтоВАЗа – KIA – располагал всего 170 автосалонами и занимал второе место. На третьем месте расположился УАЗ – у него было 163 автосалона по стране.

По общей динамике видно, что в стране медленно, но верно начинает сокращаться численность дилерских центров. Пока что эти изменения незначительны. Массовым брендам даже удается понемногу наращивать свое присутствие в регионе. В то же время премиум-сегмент начал давать слабину. Так, в Сибири американский Cadillac и шведская марка Volvo показали самую высокую скорость сдачи позиций относительно конкурентов. По имеющейся информации, продажи Volvo сократились на 42%, а Cadillac – аж на 70%. Причины кроются, помимо всего прочего, и в неразвитости дилерской сети этих брендов. Так, у Volvo в Сибирском регионе осталось всего 2 дилерских центра – в Красноярске и в Иркутске.

Новосибирский партнер Volvo – ГК «СЛК-Моторс» - весной 2013 года в одностороннем порядке расторгла партнерский договор со шведским брендом. В итоге, компания продолжает временно оказывать сервисное облуживание, однако новый дилер так и не найден. Непростая ситуация сложилась у марки в Омске - уже почти 3 года у Volvo здесь нет официального дилера. Изначально партнером бренда в статусе субдилера была компания «Независимость-Омск», однако в 2008 году  она отказалась от этого статуса. Позже бренд подхватил автоцентр Styer, однако и он обанкротился в 2009-2010 годах. Однако Volvo намерены восстановить не только свое присутствие в Омске и Новосибирске, но и открыть автосалоны в Кемерово и Абакане. Еще более высокие темпы падения показал Cadillac: его продажи просели на 70%. Сейчас марка официально представлена в Новосибирске, Омске, Иркутске и Кемерово.

Весной 2013 года крупным событием стало расторжение омской мультибрендовой компанией «Феникс Авто» дилерского договора с Audi. Другой крупный мультибрендовый авторитейлер — «РЕАЛ Моторс» из Алтайского края — отказался от дилерсского договора с Opel, признав отрицательную рентабельность этого бизнеса из-за низких продаж и присутствия в Барнауле еще одного дилера. Наконец, в компании «АвтоСтар-Азия» было принято решение о закрытии полнофункционального салона KIA, который был запущен всего год назад.

В 2013-м  году крупное падение спроса в Новосибирске пережил и французский бренд Peugeot — продажи упали на 40 %. В Новосибирске также уменьшилось число автосалонов KIA – c 3х до 2х. Директор Дилерского Центра KIA Екатерина Шмидт аргументировала решение о прекращении работы тем, что «в ближайшей и среднесрочной перспективе трем дилерам на новосибирском рынке делать нечего». Интересно, что компания «АвтоСтар-Азия», закрывшая автосалон, — второй появившийся в городе дилер KIA, а не последний.

За 2013 год на 6 закрытых автомобильных салонов вышло 8 открытых. По мнению экспертов, в Новосибирске по прежнему наблюдается нехватка дилерских центров. Аналитическое агентство "Автостат" проводило исследование по обеспеченности крупных городов дилерскими центрами иномарок (не учитывались Dewoo и "китайцы"). Новосибирск оказался в хвосте списка: на 36,2 тыс. жителей города приходится 1 дилерский центр. Общая картина по городу: 1 млн. 523 тыс. человек на 42 дилера. По информации из "Автостата", в других сибирских мегаполисов дилеров так же не хватат -- это в Красноярске и в Омске. Сложившуюся ситуацию объясняют "длительной праворульной ориентацией" рынка и высокой популярностью вторичного рынка.

Туго приходится также брендам, имеющим небольшую дилерскую сеть. Так, число автосалонов Infiniti уменьшилось с 29 до 16 единиц. Резко начал сворачивать свое присутствие на российском рынке и Fiat: за первую половину 2013 года число автосалонов этого бренда уменьшилось с 92 до 81.   

 

 

Как реагировали дилеры?

Негативные тенденции рынка автодилеры пытались скрасить эффектной рекламной компанией, креативными медиа-акциями и спецпредложениями. Так компания «СТС-автомобили», официальный дилер Mercedes-Benz в городах западной Сибири, провела целый ряд запоминающихся мероприятий. 2 октября 2013 с шиком отмечалось 15-лет сотрудничества  «СТС-автомобилей» с «Мерседес-Бенц Рус».

Засветились «СТС-автомобили» и в фильме «Елки-3»: в киноленте можно увидеть новосибирский дилерский салон (здесь проходили съемки фильма), а главный герой киноленты неизменно разъезжает на автомобиле марки Mercedes-Benz.

Несколько ярких акций провел и другой крупный игрок рынка — группа компаний «Автомир», официальный дилер Hyundai, Renault, Suzuki, Volkswagen и десятка других брендов. Так, в 2013 году в Новосибирске впервые прошла ночная распродажа автомобилей, организованная группой компаний «Автомир». Акция прошла настолько успешно, что следом подобные распродажи провели сразу несколько других новосибирских дилеров.

Помимо этого, в 2013 году «Автомир» предлагал для своих клиентов (которые, как правило, являются держателями фирменных дисконтных карт) традиционные сервисные предложения по подготовке автомобилей к весне и зиме. Они включали в себя также бесплатную диагностику автомобиля и скидки на запасные части.

 

Борицкий Виктор Юрьевич, генеральный директор «СТС-автомобили».

Дилерская сеть компании охватывает  Новосибирск, Обь (город-спутник Новосибирска), Кемерово и Томск. 

«СТС¬автомобили» — официальный дилер автомобилей Мерседес­Бенц. Несмотря на спад на автомобильном рынке, мы продолжали расширяться и активно развиваться. Уже построен новый филиал в г. Обь, рядом с аэропортом Толмачево (официальное открытие в конце 1 квартала 2014 года), сейчас полным ходом идет строительство дилерского центра в г. Кемерово (на трассе Ленинск¬Кузнецкий¬Кемерово). Рост по рынку был в целом не большой. Однако «СТС¬автомобили» уже третий год демонстрирует значительный рост продаж в 1,5¬2 раза. В 2013 году прирост произошел преимущественно за счет корпоративных сделок и составил 170%."

Тамара Щербанева, заместитель генерального директора УК «МАКС Моторс»:

— В западной Сибири дилерские центры «Макс Моторс» расположились в Новосибирске (дилерские центры Volkswagen, Skoda, Renault, Subaru, Jeep, Mitsubishi, Ford, Mazda, Jaguar, Land Rover, LADA, UAZ, «Русские автобусы»), Омске (Mazda) и в городе Белово Кемеровской области (LADA, Renault).

По данным «Ассоциации европейского бизнеса», в 2013 году продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 5,5%. Соответственно, и новосибирский рынок будет во многом аналогичен общероссийским тенденциям. Дилеры готовы к работе в таких условиях. В определенном смысле рынок подошел к стабильной фазе своего развития, которая требует особого отношения к дилерскому сервису. Поэтому уже сейчас мы создаем максимально комфортные условия покупки и обслуживания автомобилей наших клиентов, проявляем настоящую заботу, внимание и уважение к каждому покупателю.

2013 год стал новым этапом развития компании. Уход с рынка одного из официальных продавцов автомобилей Mitsubishi и Ford заставил многих автовладельцев сильно поволноваться. Нам удалось оперативно отреагировать на ситуацию и привлечь владельцев автомобилей этих марок в дилерские центры «МАКС Моторс», где они получили полный комплекс услуг по сервисному гарантийному и постгарантийному обслуживанию. В итоге безупречные многолетние отношения с действующими партнерами позволили нам получить право представлять еще один официальный дилерский центр Mitsubishi в Новосибирске, который был открыт в начале сентября

Не забыли мы и о почитателях марки Ford: в марте 2013 года на площадях сервисного центра Ford был открыт высокотехнологичный и  современнейший кузовной цех, соответствующий европейским экологическим нормам, а на правом берегу в полную силу заработал дилерский центр Ford компании «МАКС Моторс». В соседней Кемеровской области, в г. Белово, мы открыли два дилерских центра «МАКС Моторс»: Renault и LADA. Развивается и наш новый дилерский центр Chrysler¬Jeep. В январе 2014 г. стартовали продажи машин в дилерском центре «МАКС Моторс Лада».

Дмитрий Канаев, генеральный директор компании «Автомир-Новосибирск»: 

— Дилерская сеть группы компаний «Автомир»  представлена в таких сибирских городах как Новосибирск, Сургут и Новокузнецк. В портфеле «Автомира» находится почти два десятка крупных брендов.

В 2013 году не закрылся ни один наш салон. Наоборот, мы открыли новый дилерский центр в Новокузнецке. Если раньше мы продавали Renault и Suzuki в одном автосалоне, то теперь для каждого из этих брендов оборудован соответствующий дилерский центр.

Мы расширяем свое присутствие в Новосибирске. Начато строительство нового дилерского центра коммерческих автомобилей Volkswagen. Также мы выиграли тендер по открытию второго дилерского центра марки Toyota в Новосибирске.  Предположительный ввод в эксплуатацию – конец 2015  – начало 2016 года. 

На фоне общего падения рынка нам удалось сохранить объем продаж. Во многом это происходило за счет того, что мы смогли потеснить других дилеров на рынке. Так, у нас есть определенные достижения по Hyundai. На сегодняшний момент по этой марке мы являемся лидером продаж  в Новосибирске. Однако, помимо прочего, это связано с тем, что второй городской дилер, реализующий Hyundai, имел некоторые трудности и не мог в полной мере исполнять свои обязательства перед производителем.

Спад рынка, конечно, имеется, однако он наблюдается  не по всем маркам. Если анализировать рынок более подробно, можно увидеть, что при общем падении продаж есть некоторое перераспределение марок. Так, некоторым брендам в условиях кризиса удалось даже укрепить свои позиции. К примеру, модели Renault, Hyundai, Volkswagen продавались очень даже неплохо. Если брать наш портфель, то именно за счет перераспределения продаж по маркам нам в целом удалось сохранить наши объемы реализации автомобилей.     

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

На покупку каких марок и моделей авто россияне не жалеют денег?

На какие модели премиум-сегмента потрачено больше всего денег 

17 апр 2021 в 14:24

Подробнее >
Photo

Нужен ли российскому автомобилисту полный привод?

Так ли часто российскому автомобилисту нужна машина с большим дорожным просветом и...

1 май 2020 в 12:37

Подробнее >
Photo

Авторынок подъемного периода

Ситуация на автомобильном рынке страны оказывает влияние на все стороны деятельности...

26 мар 2019 в 03:29

Подробнее >