+79139857900

Драгоценные свечи зажигания

28 сентября 2011 в 12:12

В последние лет 20 производители свечей зажигания буквально помешались на дорогих металлах. Иридиевые, иттриевые, платиновые, серебряные свечи — каких только драгоценностей не встретишь сегодня в искровых свечах! Стоят они в разы дороже обычных, но судя по постоянно растущему количеству автомобилей, в двигателях которых штатно установлены свечи с улучшенными потребительскими свойствами, в данном случае цена отодвигается на второе место. А что же на первом? Ответ на этот вопрос мы постарались найти вместе с ведущими экспертами рынка: производителями и продавцами свечей зажигания.

 

Эксперты статьи:

Игорь Плотников, представитель компании DENSO в России

Антон Шашков, менеджер по маркетингу компании «Rossko»

Индрих Бакуле, генеральный директор представительства BRISK в России

Илья Мигушин, технический специалист компании NGK Spark Plug Europe

 

Вначале немного теории. Работая над этой статьей, я специально позвонил в несколько магазинов, торгующих свечами зажигания, и поинтересовался, чем отличаются иридиевые и платиновые свечи от обычных. Первым делом я был удивлен, что, оказывается, далеко не во всех магазинах вам смогут предложить иридиевую свечу зажигания. Мне, например, повезло только в 3 магазинах из пяти. И это я ещё спрашивал свечи на довольно распространенный в Сибири Nissan X-trail. Выходит, что продавцы не доверяют данному товару, раз не держат его в постоянном наличии на своих прилавках. Но это ещё не всё. На вопрос об отличии иридиевой свечи от обычной трое продавцов сказали мне, что у них больше ресурс. И всё! Позвольте, а как же многоэлектродные свечи? Ведь с их помощью задача большого межсервисного пробега была решена задолго до появления свечей с платиной и иридием на центральном электроде!

 

Естественно, дело не только в высоком ресурсе. Свечи из тугоплавкого металла имеют гораздо меньший по диаметру центральный электрод. На платиновых свечах его толщина составляет около 0.8 мм, а на иридиевых и вовсе 0.4-0.5 мм. За счет этого достигается более высокая концентрация напряжения в зоне искрового разряда, чем на обычной свече. Соответственно, свеча с более тонким центральным электродом обеспечивает более стабильный и более мощный фронт пламени. Свечи с тонкими электродами в состоянии обеспечить стабильное воспламенение более бедных топливо-воздушных смесей, не снижая при этом мощности двигателя. В общем-то, никто не мешал сделать тонкие центральные электроды и из обычного хромникелевого сплава, но в этом случае их ресурса хватало бы буквально на несколько сотен километров – слишком уж легко они оплавляются.

 

Автоконцерны сделали выбор

Автопроизводители довольно высоко оценили первые свечи зажигания с улучшенными потребительскими свойствами. Сегодня иридиевая свеча довольно быстрыми темпами осваивает конвейер.

 

«Иридий является редкоземельным металлом и отличается от других металлов более высокой тугоплавкостью и прочностью, что позволяет улучшить характеристики свечей зажигания. Данное техническое решение позволило уменьшить напряжение искрообразования и улучшить эффективность работы свечи, – поясняет причины востребованности таких свечей на первичном рынке представитель компании DENSO в России Игорь Плотников, - Например, свечи DENSO Iridium Power характеризуются пониженным напряжением пробоя и высокой эффективностью воспламенения, гарантируя снижение пропусков зажигания при значительном улучшении сгорания, за счет чего улучшаются динамические характеристики двигателя, а так же снижается потребление топлива и токсичность выхлопных газов».

 

«В настоящее время большинство автомобилей в средней и высшей ценовой категории выходят с конвейера с иридиевыми свечами, – подтверждает  технический специалист компании NGK Spark Plug Europe Илья Мигушин. - Стандартными свечами комплектуются лишь двигатели самых демократичных по цене автомобилей. Если же модель относится к среднему классу, то там уже с высокой долей вероятности будет стоять иридиевая свеча зажигания. В перспективе такие свечи займут львиную долю рынка, оставив стандартным свечам лишь сегмент самых демократичных по цене автомобилей».

 

Кстати, иридий существенно потеснил платину на свечном рынке.

«У иридиевых свечей огромное будущее, – убежден менеджер по маркетингу компании Rossko Антон Шашков. - что касается платинового направления, то оно сейчас не развивается. Большая часть современных двигателей – сильно закрыта. Чтобы заменить свечи зажигания, приходится выполнять частичную разборку мотора. Это дорого и трудоёмко, поэтому производители стремятся к тому, чтобы сделать межсервисный пробег до замены свечей максимально большим. С помощью иридиевых свечей пробег может составить до 70-100 тысяч километров».

 

Впрочем, российский автопром как всегда немного отстает от общемировых тенденций. Это касается как исконно русских автозаводов, так и новых предприятий. В последние годы в России строится немало сборочных заводов. Это не дань моде, а осознанная необходимость, поскольку правительство РФ стимулирует производство внутри страны, а не завоз готовой автотехники. Однако зарубежные фирмы, которые собирают свои машины в РФ, стараются минимизировать свои затраты на сборку, в том числе, естественно, и затраты на свечи зажигания.

 

«В настоящее время нельзя говорить о том, что комплектующие, которые устанавливаются в иностранные автомобили российской сборки, – самые дорогие и самые качественные. Это не так, – говорит генеральный директор представительства BRISK в России Индрих Бакуле. – Российское законодательство требует от автопроизводителей, чтобы как минимум 65% комплектующих для их автомобилей производились на территории РФ. Между тем, в настоящее время в стране не производятся иридиевые и платиновые свечи зажигания. Соответственно, до тех пор пока внутри страны не будут построены заводы, выпускающие качественные комплектующие, говорить о недорогом качественном автомобиле в России невозможно. Наша компания BRISK планирует в следующем году стать поставщиком некоторых сборочных заводов. Если этот проект будет реализован, то мы привезем в Россию технологии производства самых современных свечей зажигания, что позволит автопроизводителям выполнить требования российского законодательства, а потребителям – получить иридиевые, платиновые и прочие свечи с улучшенными эксплуатационными характеристиками по более доступным ценам».

 

Свечной aftermarket

Итак, рынок первичной комплектации автомобилей двумя руками голосует за улучшенные свечи зажигания. Более высокие потребительские свойства примирили автопроизводителей с высокой стоимостью этих комплектующих. Самое интересное, что аналогичной точки зрении придерживаются и рядовые российские автомобилисты.

 

«При замене свечей подавляющее большинство автомобилистов руководствуется тем, что написано в инструкции по эксплуатации автомобиля. И это правильный подход, – заявляет Антон Шашков. - Только штатная свеча зажигания позволит двигателю работать так, как было задумано его конструкторами».

 

Технический эксперт компании NGK Spark Plug Europe Илья Мигушин более категоричен: 

«Если на двигателе штатно установлена иридиевая или платиновая свеча, использование стандартных свечей категорически противопоказано. Увеличивается нагрузка на катушки, могут появиться пропуски зажигания, ухудшится сгорание.».

 

Отношение к иридиевым свечам изменилось и в сегменте сильно подержанных автомобилей. В ассортименте большинства производителей свечей зажигания есть иридиевые свечи, которые можно использовать в старых двигателях взамен стандартных свечей. Такие модели предназначены исключительно для вторичного рынка. Так вот, по словам Антона Шашкова, в последние годы продажи таких иридиевых свечей Denso также растут.

 

«Cвечи зажигания DENSO Iridium Power обеспечивают большую надёжность воспламенения и помогают сделать холостой ход двигателя более ровным, не допуская пропусков воспламенения и в итоге не давая блоку управления двигателем повода к неоправданному обогащению смеси, – рассказал Игорь Плотников. - Улучшение характеристик процессов сгорания в цилиндрах приводит также к увеличению частоты вращения вала двигателя. В соответствии с этим блок управления двигателем обязательно «заметит», что с установкой свечей зажигания DENSO Iridium Power для поддержания таких же оборотов требуется сравнительно меньше топлива, чем с обычными свечами зажигания, и соответствующим образом уменьшит количество впрыскиваемого топлива. Это обязательно приведёт к экономии топлива при работе двигателя».

 

Всё это говорит о том, что иридиевые свечи отхватывают часть рынка и у обычных стандартных свечей. И даже мировой финансовый кризис, который «залез в карман» практически ко всем российским автомобилистам, был не в силах остановить этот процесс.

 

«Эта тенденция говорит о том, что на продажи свечей зажигания на рынке aftermarket кризис влияет в меньшей степени. Гораздо сильнее отражаются условия эксплуатации: качество топлива, экстремальные морозы и так далее, – убежден Индрих Бакуле. – Основная масса автомобилистов вообще не задумывается о том, какую свечу ему купить и поставить. Они отдают автомобиль в сервис, предоставляя право принимать такое решение его специалистам».

 

Перспективы

Борьба за более чистый выхлоп и экономию топлива продолжается. Создаются новые типы двигателей, которым потребуются и новые типы свечей.

 

«Поскольку свечи, в электродах которых присутствуют тугоплавкие металлы, обладают лучшими характеристиками, их использованию в современных двигателях отдаётся предпочтение. Эта тенденция сохранится, – уверен Илья Мигушин. - Следует понимать, что «заказчиками» в данном случае являются автопроизводители. Именно они говорят, какая именно свеча им нужна, сколько она должна стоить и как часто меняться. Мы проектируем новые свечи согласно этим требованиям».

 

Представитель компании NGK также отметил, что на вторичном рынке в последние годы рынок иридиевых свечей получил хороший толчок для развития за счет увеличения числа двигателей, работающих на сжиженном газе. Для таких моторов компания NGK разработала Laser Lineспециальные иридиевые свечи LPG,  которые спроектированы как раз под такие условия эксплуатации.

 

«Внутри двигателя, который работает на газе, формируется более агрессивная среда, более высокие температуры сгорания и более высокая нагрузка на катушку. В таких экстремальных условиях ресурс обычной свечи будет очень маленьким. Следовательно, если у кого-либо из владельцев автомобилей, работающих на сжиженном газе, нет возможности покупать свечи LPG, мы настоятельно рекомендуем использовать обычные иридиевые свечи», - отметил Илья Мигушин.

 

Игорь Плотников (DENSO) отмечает, что его компания рекомендует использовать в двигателях, работающих на сжиженном природном газе свечи зажигания Iridium Tough, электроды которых содержат износостойкие материалы, такие как платина и иридий, что позволяет улучшить рабочие характеристики свечи путем значительного уменьшения площади поверхности электрода.

 

«Центральный электрод этих свечей, выполненный из иридия, является самым тонким в мире, боковой электрод имеет платиновый наконечник. В этих свечах напряжение концентрируется на небольшой поверхности наконечника электрода диаметром 0,4 мм. Это означает, что для образования искры требуется гораздо меньшее напряжение. Второе преимущество заключается в том, что площадь сверхтонкого электрода настолько мала, что он дает малый эффект охлаждения. Это означает, что после образования небольшого ядра пламени оно легче распространяется до того момента, когда воспламеняется смесь. Срок службы свечей зажигания DENSO Iridium Tough в бензиновых двигателях может достигать 100.000 км пробега, при этом зазор между электродами увеличивается очень медленно. При установке в двигатель, работающий на СПГ, такие свечи служат в три раза дольше обычной никелевой свечи зажигания. Кроме того, такая свеча гарантирует бесперебойное искрообразования, в отличие от обычных никелевых свечей» - заявляет Игорь Плотников.

 

Заключение 

«Возможности модернизации иридиевых свечей до конца ещё не исчерпаны. Это направление будет развиваться. Правда, бесконечно улучшать характеристики одной свечи тоже невозможно. Есть технический предел, за которым любое улучшение конструкции или внешнего вида имеет уже чисто маркетинговое значение, – считает Индрих Бакуле. – сейчас производители свечей экспериментируют с различными комбинациями иридия и платины на боковом и центральном электродах, но не нужно забывать и о том, что мы живем в России. Помимо улучшения качества свечей, стоит позаботиться и об улучшении качества топлива, поскольку даже идеальную свечу можно привести в негодность одной заправкой некачественным бензином. Этот фактор сильно ограничивает развитие рынка иридиевых и платиновых свечей зажигания в России».

 

Впрочем, есть и другие мнения относительно перспектив рынка свечей зажигания. Так, специалисты из научного центра в Байрейте (Бавария, Германия) пришли к выводу, что привычные свечи зажигания для двигателей внутреннего сгорания скоро останутся в прошлом. Им на смену придут лазерные технологии. Специалисты считают, что максимально эффективное и экологически чистое зажигание возможно, только если воспламенение топливовоздушной смеси будет происходить в разных частях камеры сгорания двигателя — в зависимости от частоты оборотов и состояния мотора. Традиционная, стационарно закрепленная свеча зажигания обеспечить это не может. А вот интенсивные лазерные импульсы могли бы решить проблему: прицельно, с четко выверенными интервалами времени поджигать воздушно-газовую смесь практически в любом месте камеры сгорания. Таким образом, можно добиться не только постоянного равномерного горения, но и максимально полного и быстрого сгорания смеси. Пока эти разработки ещё далеки от реализации в конкретных коммерческих проектах. Но как только конструкторам удастся создать относительно дешевое лазерное зажигание, эта технология станет прорывом на рынке автомобильных технологий и вполне может затмить собой любые разработки в области традиционных свечей зажигания.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Амортизаторы CTR: «оригинал» на рынке запчастей

Множество брендов предлагает амортизаторы, так называемого, «оригинального...

4 июл 2022 в 11:47

Подробнее >
Photo

Импортозамещение в автопроме. Основные условия и направления развития.

Как российскому автопрому не повторить ошибок. Основные условия и  направления...

31 май 2022 в 08:10

Подробнее >
Photo

БАЗАЛЬТ производит российские гидроцилиндры на замену западным! Эксклюзив для владельцев отечественной «классики».

ООО "Кедр-Автомотив" производит российские гидроцилиндры на замену импортным для...

5 май 2022 в 17:29

Подробнее >