+79139857900

Еще до всеобщей автобусной дизелизации

16 июля 2023 в 11:49

9 июля в Москве между смотровой площадкой на Воробьевых горах и главным зданием МГУ было развернуто шикарное автомобильное шоу «Ретро рейс-2023». Здесь было настоящее раздолье  для любителей автомобилей и автомобильной истории не только нашей страны.

ЗИС_155_ретрорейс

Организаторы этого мероприятия запустили от метро «Университет» до смотровой площадки ретро-автобус. Это был ЛИАЗ-677, приехавший сквозь годы из 80-ых годов прошлого века, когда студентов до главного здания МГУ подвозили на занятия эти машины маршрутов 1, 47, 57, 111, 119, 611 и др. Это был привет из эпохи, когда дизельными силовыми агрегатами оснащались только импортные венгерские автобусы «Икарус». А отечественную пассажирскую технику «вытягивали» бензиновые моторы. Наш канал в этом материале рассказывал, о том поворотном моменте, когда началась всеобщая дизелизация автобусного транспорта в отечественном автопроме.

зис_155

Одним из активных участников этого «Ретро шоу» был Московский транспортный музей. Он фактически представил «бензиновую эпоху» советского автопрома. Но наше внимание привлек один экспонат. Наверняка один из самых ярких представителей той, давно ушедшей автобусной бензиновой эпохи. Это был ярко зеленый автобус с желтыми полосами ЗИС-155. Из той эпохи, когда еще завод Лихачева носил имя «великого кормчего» – Иосифа Сталина.

Но знатоков автомобильной техники что-то смущало в этом автобусе. Сразу было заметно, что у него «неправильная мордочка». Обратите внимание, эта «смущенная улыбка» радиаторной решетки принадлежит следующей модели завода имени Лихачева – ЗИЛ-158, «переехавшего» затем из Москвы на завод в Ликино-Дулево. Видимо, во время реставрации на предприятии «Аремкуз» так сделали. У оригинальных автобусов «мордочка» строгая. 

ЗИС_155_ЗИЛ_158  

А вообще-то модель ЗИС-155 легендарная, поскольку открывала бензиновую эпоху на отечественных городских автобусах – ЗИС-155 – ЗИЛ-158 – ЛИАЗ-677. Линейки автобусов, взявших на себя тяжелый груз ежедневной работы на маршрутах регулярных перевозок в советских городах. Правда, затем уже в 60-ые им на помощь пришли венгерские дизельные машины «Икарус». Наш канал рассказывал и об этом неоднократно.

ЗИС_155_67

Что же касается ЗИС-155, то он оставил след в советском кинематографе. Сцена в салоне конфликта между студентом Шуриком и хулиганом Федей в гайдаевской комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика». Ее снимали в салоне ЗИС-155, что очень хорошо заметно по полукруглым глухим верхним окнам.  Хотя в кадре главный герой попадал в салон другого автобуса ЗИЛ-158.

ЗИС_155_федя

И все же несколько слов о самой модели ЗИС-155. Как известно, в 30-40-ые годы главным транспортом в советских городах, в которых вовсю шла так называемая социалистическая индустриализация и как грибы возводились новые промышленные гиганты был трамвай. Трамвайные рельсы прокладывали к проходным заводов и фабрик. Но потребность в автобусах была огромная, поскольку к каждой заводской проходной рельсы не всегда можно было проложить.

ЗИС_155_зис_154

После войны появилась модель ЗИС-154, это уникальный дизель-электрический автобус, который выпускали недолго – в 1946-1950 гг. Всего было изготовлено 1165 экземпляров. Конструкция данного автобуса была передовой для нашего автопрома: первый советский серийный цельнометаллический несущий кузов вагонного типа.

Но вот 50-ые годы стали эпохой бензиновых автобусов, которую и начал ЗИС-155. Началась эпоха массовых советских городских автобусов. Машина стала более простой в производстве. Правда, в сравнении с 9-метровым предшественником потеряла один метр длины. Вместимость составляла 50 пассажиров, в том числе 28 мест для сидения. В конструкции по-прежнему использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150.

Всего же с 1950 по 1957 год был выпущен 21 741 автобус модели ЗИС-155. Это уже массовое производство. Изначально предполагалось, что ЗИС-155 будет переходной моделью. Потому мирились с его недостатками. А их было не счесть. Неудобный салон - большая высота подножек, недостаточное отопление салона, загазованность кабины водителя, большая трудоёмкость обслуживания, водитель быстро утомлялся, поскольку надо часто было орудовать рычагом переключения передач и т.д.

Правда, пришедший на смену автобус ЗИЛ-158 не стал прорывом и не был лишен недостатков предшественника. Революцию совершила уже следующая модель - ЛИАЗ-677. Но относящаяся все же к той же условной бензиновой эпохе советского автобусостроения.

ЗИС_155 ялта

А что же ЗИС-155? Не поверите, сегодня, когда для перевозок отдыхающих в Крым, по решению верховного главнокомандующего, начали привлекать военные корабли впору вспомнить, что ЗИС-155 тоже перевозил отдыхающих по маршруту Москва – Симферополь - Ялта протяженностью 1400 км. Первый автобус ушел в этот дальний рейс летом 1950 года. Причина появления в том, что ж.д. полотно было разрушено в годы войны, а полное восстановление до скоростного движения поездов затянулось, поэтому поезд Москва – Симферополь находился в пути более 1,5 суток. В свою очередь шоссейную дорогу в южном направлении восстановили намного быстрее. На пути этого междугороднего автобуса было несколько остановок, и даже четырехчасовая  промежуточная остановка в Харькове. Для создания наибольшего комфорта в салоне автобуса были установлены 14 самолетных кресел. Всего под «межгород» было переделано 10 автобусов ЗИС-155. Но это уже совсем другая история. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >