Как стремительно ворвались в нашу жизнь эти новые термины. Простому российскому автолюбителю остается только понимать их значение и употреблять правильно.
Судя по всему, эти термины «пропишутся» в нашем лексиконе надолго. Потому имеет смысл рассмотреть их значение на конкретных примерах, чтобы получить достаточно ясное представление.
Начнем с понятия «санкции». Это слово стало общеупотребительным. Но на самом деле «санкции» - это некий инструмент целенаправленного регулирования. Формальное применение любого инструмента нацелено на то, чтобы добиться от страны каких-то решений, или пострадать самим от этих решений, как сегодня «страдает» Европа от введения антироссийских санкций.
На этот раз «гордиться» можно беспрецедентностью объема санкций против РФ. По другим странам санкционное меню таково: против Ирана введено 3 616 санкций, Сирии – 2 608, КНДР – 2 077, Венесуэлы - 651, Мьянмы – 510 и против Кубы - 208. Сегодня у РФ 7 116 антироссийских санкций. Действует пятый пакет санкций ЕС, начато согласование шестого, готовится седьмой. Санкции это не безболезненное меню. Ущерб до конца года может вылиться в падение от 3 до 5% валового внутреннего продукта (ВВП) РФ (по оценке консалтингового агентства JP Morgan).
Напомним, в период крымской весны 2014 года ущерб от санкций выразился падением ВВП страны на 0,5%, то в следующем 2015 году уже 3,7%, и в в 2016 еще полпроцента.
Ограничения сохранятся надолго, и только после прекращения украинской спецоперации прекратится их усиление, но не отмена.
Импортозависимость. Поставщики высокотехнологичных товаров и услуг подконтрольны BIS (Бюро промышленности и безопасности – американский Минпромторг) и обязаны получать лицензии на экспорт в Россию электроники и компонентов. Запрещен не только экспорт товаров американского производства, но и произведенных в других странах, если при их производстве используются американские технологии (например, софт или оборудование). А таких товаров чуть больше, чем все. Эти санкции отрезают много отраслей в том числе такие как нефтяная, газовая, добыча полезных ископаемых и проч. Зависимость отраслей от импортных поставок очень высока.
Понятно, что будут искать схемы отхода. Освоить быстро производство такого уровня оборудования практически невозможно.
Импортозависимость отечественного автопрома представлена наряду с другими отраслями экономики в масштабном и глубоком исследовании, которое в 2016 году провели специалисты НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Они выяснили, что средний уровень импортозависимости российских компаний был около 40%. В автомобильной отрасли этот уровень гораздо выше (см. диаграмма). За последние 5 лет ситуация стала еще хуже. В автомобилестроении импортозависимость за шесть лет не снизилась. Программы локализации в автопроме, на которые в последние годы потрачены огромные бюджеты, эффекта не дали.
С импортозависимостью должно «бороться» импортозамещение. К сожалению, отечественные аналоги импортных комплектующих чаще всего отсутствуют на рынке. Но если присутствуют, то они менее качественные, дороже и требуют для производства импортных материалов, технологий, софта или оборудования. Импортозамещение достаточно трудоемкий и долгий процесс, требующий не только огромных инвестиций, но и организационных, управленческих ресурсов, обучения сотрудников и т.д.
Тем не менее достойные примеры импортозамещения в автомобилестроении имеются. Почему-то вспоминается такой процесс, который был проведен Группой ГАЗ по выпуску средних дизелей ЯМЗ серии 530. Отливки блока и головки цилиндров производят на литейном заводе «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, раньше привозили из Германии от компании Fritz Winter. Поршневую выпускает костромской завод «Мотордеталь». Поковку коленвала освоил «КАМАЗ», из Димитровграда поставляют вкладыши, а маховик, распредвал, шестерни ГРМ делают на ЯМЗ.
Поскольку сегодня в мире несколько технологических центров, то сейчас многие промышленники ищут спасение, обращаясь на китайский рынок. Но тут нужно очень четко понимать, что попадая в зависимость от поставок китайских предприятий, импортозависимость не снижается. В таком случае не происходит и импортозамещения. Просто предприятие встает на тропу «антисанкционности». Недавно мы рассказывали о том, как Минский автомобильный завод представил антисанкционный автобус МАЗ-203047, который оснащается китайским мотором Weichai и коробкой Fast Gear, произведенной в Республике Беларусь на совместных предприятиях в особой экономической зоне «Великий Камень» под Минском. Но поскольку локализация производства этих моторов невелика и основные узлы и детали привозят из Китая для сборки в Минске импортозависимость МАЗа не снизилась, просто поменялось направление импорта. Ранее автобусы МАЗ оснащались моторами Mercedes-Benz.
О локализщации мы поговорим подробнее в следующих материалах.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен