+79139857900

Как венгерские автобусы выиграли соревнование у чехов, или занимательный матч Ikarus – Karosa времен социализма

5 ноября 2023 в 15:02

Во второй половине ХХ века развернулось интересное соревнование между венгерским и чехословацким производителями автобусов – Ikarus и Karosa. Исход которого был решен в кабинетах высотки по адресу Новый Арбат, 36, более известном, как здание СЭВ. Известно, в нашу страну, которая раньше называлась СССР, с 1955 по 1991 гг, было импортировано 142 тысячи венгерских автобусов, которые стали неким символом той исторической эпохи, без которых невозможно представить образ отечественных городов тех лет. А вот чехословацких автобусов марки Karosa/Škoda было импортировано намного порядков меньше.

Но в рамках Совета Экономической Взаимопомощи, членами и наблюдателями которой состояли около 20 стран приоритет отдали Венгрии. Но чехословацкая марка не сдавались, и чехи не собирались ставить крест на своем автобусостроении. Почему это так, разобрался наш канал. 

В текущем году чехословацкая марка автобусов Karosa отметила 75-летие. Точкой отсчета стал такой исторический факт. Многие не знают, но в послевоенной Чехословакии тоже была февральская революция. К власти пришло правительство во главе с коммунистом Клементом Готвальдом, которое стало проводить национализацию промышленности. Именно в феврале 1948 г., одно их крупнейших в Европе кузовных ателье Carrosserie Sodomka было национализировано.  и переименовано в Karosa, továrna na karoserie a vozy, národni podnik, se sídlem ve Vysokém Mýtě (Кароса, производство кузовов и фургонов, народное предприятие, основанное в г. Высоке Мыто). Через два года название сократили до Karosa.

шкода 706

А первой моделью народного предприятия стал автобус Škoda 706 RО, который выпускали с 1947 по 1958 гг. Это были автобусы вагонной компоновки пригородного назначения, а затем и междугородного. С высоты сегодняшних лет дизайн этих машин умиляет. Еще несколько характеристик автобуса. Вес машины 8500 кг, длина - 10,66 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,9 м, мощность двигателя 99,2 кВт (135 л.с.), коробка - 5-ступенчатая механика. В салоне могло устанавливаться от 22 до 43 мест для сидения. Каркас кузова изготовляли из легких стальных профилей, а облицовка делалась из миллиметровых стальных листов. Автобус был оборудован мягкими сиденьями, а в спинках были небольшие отделения для книг и журналов. Все металлические детали внутри автобуса были хромированные или алюминиевые. Вентиляция салона осуществлялась через четыре люка в потолке. Этот автобус выпускали целое десятилетие, а во второй половине 50-ых годов наступил «золотой век» чехословацкого автобусостроителя из городка Высоке-Мыто.

 шкода 706_межгород

Первый бой с Икарусом

Теперь уже вышла следующая модель автобуса Škoda 706 RTО с цельнометаллическим кузовом. Модель появилась в результате конкурса. Для нового автобуса были подготовлены два варианта кузова: один традиционно представила Karosa, а второй – собственная разработка завода LIAZ (Либерецкий автозавод, не Ликинский, как можно подумать). LIAZ был унифицирован по передней части кузова с кабиной грузовика Škoda 706RT. Но несмотря на экономическую целесообразность и в разрез с унификацией все же предпочтение было отдано красивому и стильному проекту Karosa. 

И вот на этом моменте мы остановимся. Потому что с выходом в свет этой модели происходит первое «столкновение» чехословацкого автобуса с конкурентом венгерским Икарусом. В конце пятидесятых годов начался экспорт «семьсот шестых» в СССР. По сути, эти чехословацкие автобусы наряду с советской моделью Львовского завода ЛАЗ-695 заложили основу системы междугородных перевозок в стране. Но был и третий участник этого процесса. Венгерский Ikarus 55 Lux.

икарус_55_люкс

Икарус 55 Люкс имел несущий кузов, а двигатель располагался в задней части машины. Заднемоторное расположение двигателя давало ряд преимуществ для автобусов этого типа. Во-первых, уменьшение уровня шума, минимизация выхлопных газов в салоне, а также возможность установки полноценной двери в переднем свесе.

кароса_самара

В свою очередь, над Škoda 706 RTО очень основательно поработали чехословацкие специалисты и демпфировали ряд недостатков, которые появляются из-за переднего расположения двигателя в салоне вагонной компоновки. Двигатель устанавливали в передней части кузова справа от водителя.  Цельнометаллический сварной кузов соединялся с рамой многочисленными резиновыми подушками, а моторный отсек был накрыт звукоизоляционной, благодаря чему в салоне шум двигателя был сильно приглушен. В салоне было 35 удобных мягких кресел с откидывающимися спинками и два места для водителя и его сменщика. В крыше предусматривались выдвижные «фонари», выполненные из цветного плексигласа, служившие и для вентиляции. Напомним, в салоне Икарус 55 Люкс было размещено всего 32 места для сидения. И хотя бы немного он проигрывал чехословацкому автобусу.

много_шкода бус

Несмотря на все технические ухищрения, которые предприняли чехословацкие специалисты, этот раунд соревнования все же выиграли венгры. За период с 1955 по 1972 год Советским Союзом было приобретено 3762 экземпляра Ikarus 55 различных модификаций. Многие советские граждане еще долго вспоминали комфортабельные салоны этих машин — с мягкими креслами, откидными столиками и светильниками.

Второй «бой» чехов и венгров в сегменте городских перевозок

У Karosa была городская модификация Škoda 706 RTО. Автобус имел две двери, одна - в заднем свесе. Автобус был рассчитан на перевозку 58 пассажиров. То есть такой типичный городской автобус среднего класса. Но венгерские конструкторы в это время создают автобус аналогичного класса Ikarus-620.

икарус_620_шкода706_2

Это модернизация автобуса Ikarus 60, с которыми уже познакомились жители ряда советских городов. И здесь наступает интересное явление. В советских городах появляются городские автобусы как чехословацкого, так и венгерского производства. В городах прибалтийских республик, Ленинградской, Свердловской и даже Кемеровской и Иркутской областей идут массовые поставки венгерских автобусов Икарус-620. Это автобус с расположением двигателя в кабине водителя. Наш канал в одном из давних материалов отметил, что компоновка салона этого автобуса повлияла на советских конструкторов, которые проектировали ЛИАЗ-677. Здесь по ссылке.

кароса_городской

В тоже самое время в Горький (Нижний Новгород) и ряд других поступали чехословацкие автобусы Škoda 706 RTО. Также эти автобусы поступали в виде передвижных торговых павильонов, кабинетов флюорографии, телестудий и т.п.

кароса_горький

Но самое важное. Лицензии на эти чехословацкие автобусы были приобретены в соседней народной Польше. И в городе Ельч был начат выпуск этой модели и не только. Посмотрите на фото столицы Польской Народной Республики. На фоне сталинской высотки знакомые автобусы.    

кароса_варшава

Серия третья, заключительная

Если вы внимательно смотрели кинокомедию Эльдара Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России», то наверняка помните, что ряд ключевых сцен фильма связаны с самолетами и аэропортами. В том числе заключительная сцена прощания героини Ольги с капитаном Васильевым в исполнении Андрея Миронова. Трап отъезжает от самолета в международном аэропорту Шереметьево и за спиной Андрея Миронова хорошо видны чехословацкие автобусы Škoda ŠM 11, которые трудились в главной советской международной воздушной гавани. Помимо трехдверного автобуса соло ŠM 11, Karosa выпустила автобус с гармошкой ŠM 16.5. Также на базе ŠM 11 пытались выпускать троллейбусы.

кароса_СМ16.5

А что же венгерский Ikarus? А соседи выдают трехдверный автобус соло Ikarus 556. Главным рынком сбыта которого является Советский Союз. Через четыре года выходит «гармошка» Ikarus-180. Обе модели городских автобусов выпускают до 1973 года, когда их сменяет знаменитая 200-серия Икарусов. Тех самых желтых венгерских автобусов, которые до распада СССР являются во многих городах костяком транспортного парка.

кароса_СМ11

К тому времени, венгры победили чехов в рамках Совета Взаимопомощи. И Венгерскую Народную Республику назначили главным автобусостроителем социалистического лагеря. Было принято решение расширить производственные мощности Икаруса. К автобусному производству в пригороде Будапешта (Матиашфельд) присоединили ремонтный завод в Секешфехерваре, который подвергли модернизации и суммарные мощности венгерской автобусостроительной отрасли достигли 12 000 автобусов в год. Началось триумфальное шествие Венгрии как крупнейшего производителя автобусов в мире. Но это уже другая история.

сборка кароса

А что же Кароса? Только в начале 80-ых годов выходит 700-серия «карос». Наш канал рассказывал, что произошло в постсоциалистический период. Здесь, в Высоки Мыто продолжали выпускать автобусы для собственно городов Чехословакии, а также стремились проникнуть на другие экспортные рынки, например, в Монголию, социалистический Вьетнам и т.д. Мощности здесь были несопоставимо ниже венгерских – всего 3500 автобусов.  

А в целом, в таких экономических группировках, наподобие СЭВ или ЕС, наблюдается такая тенденция. При вхождении страны, определяют ее специализацию. Говорят, когда в 80-ые годы Греция вступила в Евросоюз, в этой южно-европейской стране было мощное судостроение. Только сегодня от него ничего не осталось.

А вот чешский автобусостроитель смог сохранить производство даже в период директивной плановой экономики. Правда, сегодня такой марки автобусов на рынке нет, она прожила свою 75-летнюю историю. Но мы помним ее. Наш канал рассказал о постсоциалистической истории чешского автопроизводителя, по ссылке.        

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >