+79139857900

LIAZ, да не тот. Или как отечественные дальнобойщики получили комфорт в кабине

12 ноября 2023 в 17:11

В мировой автомобильной истории было забавное совпадение - две марки, которые на слух воспринимались одинаково. Но разница была лишь в написании. Одна – кириллицей, другая –  латиницей.

Понятно, что в первом случае речь идет о российской марке автобусов ЛИАЗ. Так был «зашифрован» Ликинский автобусный завод, расположенный в Подмосковье (г.Ликино-Дулево), которому в далеком 1958 году было передано автобусное производство с московского Завода имени Лихачева. Правда, сегодня это предприятие входит в автобусный дивизион Группы ГАЗ.

ЛИАЗ_5292

И вот какая печаль. Если еще несколько лет назад на поставляемых в российские города автобусах на передней панели было написано ЛИАЗ, то в последние годы в качестве логотипа все чаще стал появляться «горьковский олень». Так только на автобусах последних поставок логотипа «ЛИАЗ» больше нет. Правда, на автобусе нового семейства CityMax 12, которое было продемонстрировано на московской выставке Comtrans-2023 логотип ЛИАЗ все же украшал выставочный образец.  Так что же скрывается под другим ЛИАЗом, наименование которой написано латиницей?   

ситимакс_12_лого

Чешская марка LIAZ, которая недавно прекратила свое существование, получила свое название от городка Либерец, на севере Чехии, где начался выпуск грузовиков (Либерецкие автомобильные заводы - Libereckе automobilovе zаvody). Страна выполняла первый пятилетний план (1949-1953 гг.), прямо как в СССР, и ей предстояло поднимать автостроение. Слово поднимать, здесь не совсем верное. Дело в том, что Чехословакия относилась к числу тех немногочисленных стран мира, где автостроение было полного цикла со всеми этапами: от идеи и конструирования автомобиля до массового серийного выпуска.

Грузовики марки Skoda выпускали до и во время второй мировой. Но в результате майских 1945 года бомбардировок и военных действий завод был сильно разрушен. И потому было принято решение создать (как бы сегодня сказали) автомобильный кластер в Либерце и его окрестностях. Местных поставщиков на конвейер было более полусотни. А поскольку аббревиатура LIAZ появилась значительно позже, то первые два десятилетия автомобили, выпускаемые здесь, на севере Чехии носили имя Skoda.

LIAZ_706

Грузовики LIAZ появятся впервые лишь в 1973 г. А до этого они назывались Skoda 706. Почему трехзначный индекс? Да все просто. Первые две цифры обозначали грузоподъёмность шасси в центнерах, а третья указывала на число цилиндров двигателя. Дополнительное буквенное обозначение после индекса присваивались к модификациям и при модернизации автомобиля. Семейство 706 ведет свою историю с 1938 года. Но сначала это были капотные грузовики Skoda 706 R. Колесная формула – 4х2, грузоподъёмность составляла 7,75 т, вес в снаряжённом состоянии – 6460 кг. Но больше всего советских водителей поражали размеры – 8285х2500х2400 мм при базе – 5000 мм.

В первые послевоенные годы выпуск их выпускалось немного, несколько тысяч в год. На экспорт в СССР впервые они были поставлены в 1951 году. Партия из 30 самосвалов поступила на строительство первой ступени Ангаро-Енисейского каскада Иркутской ГЭС. Участвовали они не только в строительстве дорог, но и в перекрытии Ангары. Самосвалы переделали в глыбовозы, на которые грузили бетонные блоки, которые должны были перекрыть русло реки. Они оказались хорошо адаптированы под эту роль. Поскольку самосвал имел трехстороннюю разгрузку. Примерно в это же время начались поставки и другого чехословацкого грузовика - Tatra 111, о котором мы рассказали в этом материале.

skoda 706_sovtransavto

Но вернемся к 706-й модели. Знаковый в истории чехословацкого автостроения автомобиль Skoda 706, который нам хорошо известен по сцене из кинокомедии Гайдая «Кавказская пленница» с полуприцепом-рефрижератором, и замерзшей троицей (Трус, Балбес, Бывалый), появился только в 1957 году. Этот автомобиль SKODA 706 RT был известен каждому мальчишке в СССР, стал визитной карточкой страны на зарубежных трассах и главной машиной междугородных магистральных перевозок. Тут чехословацкие конструкторы показали все свои возможности и раскрыли компетенции.

Этот очень удачный автомобиль каждый год обрастал все новыми модификациями, но основными оставались две: двухосный седельный тягач (RTTN) и двухосный бортовой грузовик (RT). Седельный тягач имел рядный 6-цилиндровый дизель М634 объемом 11 940 см3 с непосредственным впрыском топлива. Он развивал мощность 210 л.с. С ним работала 10-ступенчатая механическая коробка передач. Очень многие отечественные водители помнят этот очень удачный грузовик. На этом же шасси выпускались и автобусы фирмой Karosa из Высоких Мыто и польской Jelzc. Чуть позже появились седельные тягачи Praga S5T (1958) с немного измененной внешностью кабины водителя, но с абсолютно такой же компоновкой.

прага_тягач

Кроме того, специальная комиссия СЭВа приняла решение передать этот автомобиль для производства в Болгарию, на автомобильные предприятия Мадара Шумен, где стала выпускаться вся гамма модификаций – от седельного тягача до самосвала с короткой кабиной без спального места.

LIAZ_760_самосвал

Эта модель стала мечтой всех советских дальнобойщиков 60-70-ых годов. Тягач Skoda-LIAZ 706 RT отличался широченной бескапотной кабиной и мощным по тем временам рядным дизелем (210 л.с.). Тягач тянул 14-тонные рефрижераторы Alka, а старшие версии МТ с полуприцепами Orlican работали во внешнеторговой организации Совтрансавто на зарубежных направлениях в братские соцстраны. К водителям таких машин предъявлялись весьма высокие требования (знание иностранного языка, членство в КПСС, моральная чистота и т.п.).

LIAZ_760_old

В начале семидесятых было представлено новое поколение грузовиков. В 1973 году на Всемирной ярмарке в городе Брно автомобилистов и транспортников ждал сюрприз в виде семейства грузовиков с названием LIAZ. Правда, семейство пока состояло всего из двух автомобилей – седельного тягача с индексом 100.05 и бортового грузовика с индексом 100.45. С тех пор и началось триумфальное шествие торговой марки LIAZ по многим странам, а особенно социалистического лагеря. Но интересен факт, что на этих моделях грузовиков на передней панели кабины была надпись LIAZ и эмблема Skoda.

LIAZ_100

Автомобили нового поколения действительно выглядели очень современно, с неожиданно грамотным дизайном и стайлингом. Кабина не несла ничего лишнего. Единственный недостаток – она не откидывалась. Откидная кабина появилась только на модели LIAZ 110.

Двигатели MS637 и MS638 разработаны и производились здесь же на предприятиях LIAZ. Это рядные шестерки с турбонаддувом, развивавшие 270 или 304 л.с. при 2000 об/мин. Крепление двигателей было совершенно одинаковым, так что любой из них можно было установить на нужную модификацию. Цилиндры наклонены вправо на 45о, что позволило понизить пол и свободно укомплектовать кабину средним сиденьем. Кроме того, за сиденьями имеется спальное место и багажная полка.

LIAZ_skoda_2

Также появились модификации грузовиков LIAZ 100 с короткой кабиной (без спального места) для строительной и специальной техники, трехосные модификации, четырехосные, с иной облицовкой радиатора и другими двигателями. Был изготовлен даже аэродромный тягач с балластом на базе бортового грузовика. Именно с этого семейства началось участие Skoda-LIAZ в популярнейших и труднейших ралли Париж - Дакар. Для этих ралли требуются специальные автомобили, порой так сильно отличающиеся от своих «доноров».

Сегодня чешскую марку LIAZ мы вспоминаем как одну из страниц истории отечественного рынка. В новых рыночных условиях она не смогла выжить, в отличие от другой чешской марки  Tatra.

лиаз__самосвал

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >