+79139857900

Мотор, который греет

6 апреля 2012 в 14:13

Рынок моторов вентилятора отопителя на российские автомобили в 2010-2011 годах неожиданно подвергся резкому росту конкуренции. До этого момента в данном сегменте сохранялась довольно стабильная ситуация – присутствовало несколько ключевых производителей, каждый из которых занимал свою ценовую нишу и свою долю рынка. В 2010 году на рынок вышло сразу несколько новых поставщиков данной продукции. К чему это привело и как повлияло на расклад сил, разбирался корреспондент портала «Про Автобизнес».

 

Мы решили анализировать ситуацию в данном сегменте рынка на примере вазовских моторо вентилятора, поскольку он является наиболее  интересным для поставщиков. В данный момент на сибирском рынке представлено несколько производителей моторов вентиляторов отопителя для автомобилей ВАЗ: КЗАЭ, Лузар, Прамо, Электром.

 

 

Основные игроки

 

Ключевые поставщики - Калужский завод автомобильного электрооборудования (КЗАЭ), который долгое время был монополистом, и остается конвейерным поставщиком АвтоВАЗа, а также компания «Лузар». – рассказывает коммерческий директор компании «Интерсиб» Николай Капитонов, Обе компании производят моторы вентиляторов отопителя на весь модельный ряд ВАЗ, причем, как на нынешние модели Волжского завода, так и на те, что уже не производятся. Модельный ряд вентиляторов «Прамо» намного беднее».

 

В данный момент завод КЗАЭ производит несколько модификаций мотора вентилятора отопителя: МЭ-255  («Классика»), 2108-8101091 (ВАЗ-2108-09б Иж-2126), 45.3730 нового образца с крыльчаткой (ВАЗ-2108-09б Иж-2126), 36.3780 («Нива»), 361.3780 (Lada Priora и «десятое» семейство).  Аналогичный модельный ряд моторов вентилятора отопителя производит и компания «Электром». Маркировка продукции этого производителя немного отличается от оригинальной, однако конструктивно они практически одинаковы.

 

Несколько особняком от конвейерного поставщика вентиляторов и других конкурентов стоит компания «Лузар». В настоящее время компания охватывает практически всю гамму вентиляторов, кроме вентиляторов для автомобилей «Калина» и «Приора» с кондиционером (на этих машинах применяются «свои» вентиляторы отопителя). Однако, как заверил  директор по маркетингу компании «Лузар» Петр Нечипоренко, «вентиляторы для «люксовых» «Калин» и «Приор» находятся на этапе проектирования и планируются к производству в середине 2012 года. Производство вентиляторов в компании LUZAR начиналось в 2005 году с трех единиц продукции. На сегодняшний день ассортимент составляет 18 позиций, начинается производство 2 новых вентиляторов отопителя (срок – июнь 2012г.), проектируются 6 новых позиций (ориентировочный срок – поэтапное внедрение август-декабрь 2012г.)».

 

В чем же отличие «лузаровских» приводов вентилятора отопителя от оригинальных? Рассказывает Петр Нечипоренко:

 

С начала развития производства электровентиляторов мы взяли курс на инновационное развитие и внедрение современных методик и технологий. Почему была выбрана такая стратегия? На российском рынке присутствовал фактически один суб-монопольный игрок, который занимал по нашим оценкам около 70% вторичного рынка. Конкурировать с ним можно было, только улучшив потребительские свойства вентиляторов. В 2005 году мы начали с крыльчатки вентиляторов, применив следующий комплекс технических решений:

 

1)      модернизирован профиль крыльчатки (аэродинамически спрофилированные лопасти)

2)      применена балансировка крыльчатки

3)      используется материал гроднамид

 

Однако в процессе эксплуатации вентиляторов LUZAR проявились заложенные в «базовой» конструкции электродвигателей недостатки:

 

  • - значительные внутренние сопротивления электродвигателя
  • - малый ресурс подшипников скольжения (втулок)
  • - малый ресурс скользящих контактов (щеток)
  • - «зависание» пружин щеток при нагреве и при низких температурах

 

Указанные недостатки являлись «атавизмом» электродвигателей, заложенными еще в 60-х годах конструкторами Fiat. Стоит заметить, что перечисленные дефекты сейчас активно «тиражируются» многочисленными брендами, которые появились на рынке в 2010-2011гг».

 

 

После кризиса

 

«Лузар» как раз к началу кризиса смог устранить данные конструктивные недостатки, установив на все электродвигатели имеют два шариковых подшипника, искрогасящие дроссели, увеличенные токосъемные коллекторы, модернизированный щеточный узел. Это и позволило питерской компании закрепиться на данном рынке в самое тяжелое время. Сохранив при этом довольно высокую стоимость на свою продукцию.

 

«КЗАЭ сильно снизил свои позиции на рынке в момент кризиса. – подтверждает Николай …, -   В 2009 году поставки продукции на рынок запасных частей были очень плохими и многие продавцы переключились на продукцию компании «Лузар». Сейчас КЗАЭ восстанавливает обороты, но до полного восстановления своей доли на рынке ему пока далеко и не факт, что это вообще произойдет. Поставки моторов других производителей остаются на прежнем уровне».

 

Эксперты отмечают, что кризис 2008-2009 г.г. привел к появлению на рынке нескольких новых марок, которые используя имидж известных производителей, продают очень дешевую продукцию, невысокого качества. «К примеру, в Калуге есть компания, которая продает вентиляторы отопителя, никоим образом не связанные с КЗАЭ, но предлагает их именно, как «калужские» прекрасно понимая, что в сознании розничных продавцов и покупателей это определение четко соотносится с авторитетным российским производителем автомобильной электроники» - рассказывает Николай Капитонов. С точки зрения закона – всё честно, но имидж КЗАЭ в данном случае, конечно страдает. Есть и другие производители, которые ведут себя аналогичным образом, но все они пока не могут похвалиться высоким качеством. «Вентиляторы новых производителей являются аналогами штатной продукции, которая была спроектирована боле 40 лет назад, но зачастую «дополнительно» отличаются ещё и огрехами сборки и пайки» - замечает Петр Нечипоренко.

 

Что касается цен, то самая высокая стоимость сегодня, как в оптовом, так и в розничном сегменте – на калужские вентиляторы отопителя (КЗАЭ). Чуть дешевле стоят вентиляторы «Лузар» и в среднем ценовом сегменте находится продукция завода «Электром» и концерна «Прамо», и самый нижний сегменте занимают различные новые торговые марки.

 

 

Слабое звено

 

Основная проблема моторов отопителей для отечественных автомобилей – узлы трения.. Независимо от того, какие подшипники используются в моторах отопителя: скольжения (втулки) или качения (шарикоподшипник), через несколько лет эксплуатации они начинают скрежетать и мотор приходится менять. Ресурс шарикоподшипника несколько выше, но и они не вечны. Помимо этого, проблемным местом являются щетки и коллекторы электродвигателя, но их ресурс заметно выше, чем у подшипников.

 

 

Структура продаж

 

Моторы вентилятора отопителя старого образца, которые используются в автомобилях «классического» семейства по  прежнему остаются сегодня лидерами продаж. Тут необходимо учитывать, что парк этих автомобилей огромен, и все они сегодня находятся в таком состоянии, что требуют регулярного ремонта. «Продажи моторов отопителя на Priora, Kalina, Chevrolet Niva растут с каждым годом, стабильно, но пока ещё не догоняют «Классику». Есть несколько причин. Во-первых, парк этих машин пока не такой большой. Во-вторых, конструкция этих моторчиков и крыльчатки – более современная и надежная, а в третьих – сами машины, пока не настолько старые, чтобы поголовно нуждаться в замене моторов отопителя. - говорит Николай Капитонов.  То же время,  в денежном выражении разрыв между этими двумя рынками уже не столь заметен, поскольку моторчик отопителя на «Классику» стоит в 2 раза дешевле электромотора, который устанавливается на современные автомобили Lada.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >