+79139857900

Грузовик, запустивший китайский автопром, или почему китайские товарищи трепетно относились к ЗИЛу

24 июля 2023 в 13:18

ЗИС-150 был одним из первых послевоенных грузовиков наряду с ГАЗ-51. Впрочем, работы над этими автомобилями начались еще до войны. Да, этим автомобилям выпало сыграть большую роль в развитии экономики страны Советов. Если вспомнить  кадры кинохроники тех лет, то от внимательного взгляда не укроется картина освоения целинных и залежных земель. Знаковой картинкой которой были колонны ЗИС-150, на которых установлены транспоранты – «Принимай, Родина, первый целинный хлеб!». Или улицы Москвы, заполненные народом летом 1957 года, и движущиеся по ним колонны грузовиков, в кузовах которых находились молодые люди разных национальностей со счастливыми лицами. Они везли в Лужники по улицам столицы участников первого Международного фестиваля молодежи и студентов.

ZIS_150_festival2

В общем, вклад в экономику и историю страны ЗИС-150, переименованного после ХХ съезда КПСС в ЗИЛ-150, нельзя не оценить. Как нельзя не оценить его вклад в развитие зарубежной автомобильной промышленности, и прежде всего, нашего восточного соседа – Китайской Народной Республики. В 1953 году на построенном с помощью московского ЗИСа заводе FAW (Первый автомобильный завод) началось производство грузовиков Jiefang CA10, представляющего собой немного упрощенную версию ЗИС-150, автомобиль назвали «Цзефань» — «Освобождение».

ZIS_150_china1

Председатель Китайской Народной Республики Цзян Цзэ Мин и по совместительству генеральный секретарь компартии Китая, руководивший страной с 1989 по 2002 годы очень хорошо владел русским языком и, при своих многочисленных визитах в СССР, а затем и в РФ посещал Завод имени Лихачева, когда тот еще не стал банкротом. Что его тянуло на это столичное предприятие? Да все очень просто - потому что в 1955 году он проходил 4-месячную практику, где он и выучил  язык, а по возвращении на родину он работал на FAW. И во время своих визитов всегда называл русских инженеров своими учителями. Товарищ Цзян известен тем, что именно при нем был запущен механизм «китайского экономического чуда», когда экономика страны бурно развивалась, прирастая каждый по 10-15% ВВП.   

ZIS_150_china_Цзян

Но вернемся к нашему грузовику. К созданию автомобиля приступили еще до войны. Довоенный ЗИС-5, прозванный в народе «Захаром», нуждался либо в коренной модернизации, либо в смене модели на более современную. Поэтому до войны уже были готовы два прототипа ЗИС-15. Причем как это водится в стране Советов к партийному съезду. В 1939 году проходил XVIII съезд ВКП(б). Опытный образец комплектовался двигателем от автобуса ЗИС-16, и на его базе планировалось создать целое семейство различных машин: автобус вагонного типа ЗИС-17, газогенераторную машину ЗИС-18, трехосный автомобиль ЗИС-23, вездеход ЗИС-24 и седельный тягач ЗИС-26. Однако на проекте поставил крест перевод производства на военные рельсы. Программу заморозили.

Заканчивалась Сталинградская битва в феврале 1943 года в Наркомате среднего машиностроения (тогда автомобильная промышленность курировало это ведомство) проходит совещание по теме будущие советские модели грузовиков.  Работы по проекту возобновили и уже в 1944 году был собран первый опытный ЗИС-150.

Тот довоенный ЗИС-15 отличался оригинальным дизайном, разработанным КЭО ЗИСа. А вот ЗИС-150 как «две капли воды» напоминал своей внешностью американский International серии KR-11.  

ZIS_international

Завод полностью перешел на выпуск новой модели, а ЗИС-5 передали на Уральский автомобильный в Миасс.

Двигатель ЗИС-150 сохранил преемственность со своим предшественником по компоновке, базовым размерам, и самое главное имел в своей основе прежний блок цилиндров рабочим объемом 5,6 л, был мощнее т развивал 90 л.с. против 73 л.с. у ЗИС-5. Но это был более совершенный мотор, с возросшей на 23% мощностью. Очень удачными оказались и тяговые характеристики двигателя вследствие сдвига высшей точки крутящего момента на малую частоту вращения. Запас по моменту получился равным 1,35. Двигатель оказался долговечным и надежным. Грузоподъемность машины возросла до 4000 кг.

ZIS_150_2

После войны на Московский ЗИС возложили в том числе и выпуск «грузового автомобиля повышенной проходимости с приводом на все колеса (4х4) на базе агрегатов грузового 3,5-тонного автомобиля». Этот автомобиль в 1944 году получит внутризаводской индекс ЗИС-150А.

Наш канал уже рассказывал, что у первого массового советского городского автобуса ЗИС-155 также техническая основа от грузового автомобиля ЗИС-150. Модификаций у послевоенного грузовика было много. В подмосковных Мытищах и в Кутаиси выпускали самосвал ЗИС-585. Там же выпускали седельные тягачи на основе шасси с укороченной рамой – ЗИС-120 Н. Также делали и газомоторные автомобили на сжатом газе, а с 1951 года и на сжиженном.

ZIS_150_3

На смену ЗИС-150, который к тому времени стал ЗИЛом, , вскоре пришла модель ЗИЛ-164. Это заметно модернизированный грузовик , но внешне не сильно отличавшийся от предшественника.

В октябре 1957 года последний ЗИС-150 покинул сборочный конвейер, московский завод  полностью перешел на выпуск модернизированного грузовика ЗИЛ-164, затем, в 1961 году, ЗИЛ-164А. Дело в том, что московский завод в 1956 году стал носить имя красного директора Ивана Лихачева, а после ХХ съезда имя Сталина начали убирать из названий областей и городов, заводов и совхозов, учреждений. В связи с этим часть автомобилей ЗИС-150В под конец выпуска получила капоты с новой выштамповкой «ЗИЛ» вместо прежней «ЗИС».

ZIS_150_roman1

И еще одна страница истории. Помимо того, что ЗИС-150 стал первым китайским грузовиком, огромную роль грузовик сыграл в становлении румынского автомобилестроения. В Румынии их под маркой SR-101 начал выпускать завод «Steagul Roșu» (в переводе «Красное знамя»). Выпуск грузовиков здесь начался в 1954 году и продолжался до 1965 года (было выпущено 54 224 экземпляра). Внешне румынские грузовики отличались от советских бампером и кабиной прямоугольной формы. А вот в Китайской Народной Республике грузовик выпускался до 1986 года, с небольшими изменениями. Его изображение было размещено на банкнотах КНР.

ZIS_150_164

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >