Руководитель Камского автогиганта Сергей Когогин нанес удар идеологам автаркии в автомобилестроении. Это закономерно, поскольку на предприятии в Набережных Челнах на деле опробовали и получили ответ на вопрос – можно ли выпускать на 100% локализованный грузовик.
«Стопроцентной локализации не будет никогда, потому что есть часть деталей, которые в нашей стране вообще нецелесообразно производить — себестоимости не добьемся там, где серийность до миллиона доходит. И, конечно, область электроники продолжает оставаться проблемой. По разным моделям по-разному, но в основном продукт локализуем», — заявил он на пресс-конференции в рамках выставки Comtrans 2023 гендиректор камского автогиганта.
Это важное заявление. Автомобилестроение, как и авиастроение самые глобализированные отрасли мировой экономики, которые пронизывают мирохозяйственные связи. Обойтись без партнерства и сотрудничества с другими глобальными игроками в них трудно.
Полтора года КАМАЗ проводил процесс локализации после внесения предприятия в санкционные списки. Каковы же результаты? На этот вопрос ответил пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев.
«К5 на сегодня полностью санкционно устойчивый. В зависимости от комплектации может быть локализован на 70–99 процентов, — заявил Афанасьев. — Кабина локализована на 100 процентов. У двигателя локализация порядка 95–97 процентов».
То есть можно констатировать, что пока не достигнута 100% локализация грузовика. А в результате проведенного процесса получился санкционно устойчивый грузовик пятого поколения. И это весьма весомое достижение.
Олег Афанасьев заявил: «Те детали, которые не смогли найти на российском рынке, поскольку их никто не производит, заменили на комплектующие из дружественных стран. Чтобы сейчас не останавливать производство, нашли компоненты из дружественных стран, а в принципе, мы рассчитываем, что через несколько лет грузовик будет полностью российским».
Это очень амбициозная задача. Она даже входит в некоторое противоречие со сказанным Сергеем Когогиным. То есть через какой-то промежуток времени на рынке может появиться полностью российский грузовой автомобиль К5 (!) Подождем. Пока же зависимость от заграницы высокая. И тут есть наглядный пример.
На той же выставке Comtrans 2023 КАМАЗ в своей экспозиции показал линейку моторов, которыми оснащаются большинство выпускаемых автомобилей в Набережных Челнах и Нефтекамске, а также поставляются на другие заводы.
Здесь картина по локализации самая разнообразная. Наименее локализованные моторы в линейке предприятия «Кама Дизель» (бывшее СП «Камминз КАМА»).
Мы уже рассказывали, что на перспективный автобус среднего класса КАМАЗ-4290 будет устанавливаться 4-цилиндровый дизельный мотор КАМАЗ-445.510.
Пока заявляемые предельные мощностные характеристики этого двигателя до 207 л.с. и 760 Нм крутящего момента. Помимо автобусов такой агрегат может быть установлен на коммерческие автомобили, грузовики и спецтехнику, а также с/х технику. Приоритетным потребителем станет линейка автомобилей «Компас-9» и «Компас-12».
Впрочем, на сегодня пока это один из самых низколокализованных агрегатов предприятия «Кама Дизель». Еще весной на выставке, проходившей во время заседания коллегии Минпромторга РФ, заявлялось, что локализация составляет около 14%. Но постоянно проводится поиск отечественных поставщиков, и в этом процессе имеется прогресс.
Шестицилиндровый двигатель КамАЗ-667.510 — наиболее локализованный. На многих автомобильных мероприятиях еще до введения санкций руководители отчитывались о 60% локализации мотора. Часть компонентов для него выпускается здесь же в Набережных Челнах. Производятся блок цилиндров, головка блока и другие компоненты. По состоянию на середину 2021 года более 114 компонентов локализованного мотора Cummins ISB завод делал сам или получал от российских предприятий. Сейчас процесс углубляется и только за прошлый год найдены поставщики 86 деталей в РФ и в Беларуси.
Сегодня обновленные самосвалы КАМАЗ-6520 оснащают 8,9-литровым 400-сильным двигателем. Речь идет о моторе КАМАЗ-689.510. Он также подвергнется серьезной локализации. Главные компоненты этого мотора будут выпускать на создаваемом в Костанае (Республика Казахстан) производстве. Понятно, что в основе этого мотора Cummins ISL.
И в заключении о 12-литровом моторе КАМАЗ-910 для грузовиков поколения К5, локализация которого, по словам руководителей предприятия, достигает 95-97%. Блок цилиндров, головка блока, коленвал, поршневая группа, поддон двигателя, картер сцепления, маховик изготовляют в Набережных Челнах. После введения санкция ТНВД и форсунки теперь изготовляют в Ярославле и Барнауле. Стартер унифицирован с камазовским V8. А пневмокомпрессор поставляют из Нижнего с завода Knorr-Bremse. Также замещают распредвал, топливную аппаратуру, шатуны и проч.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz