+79139857900

Провал «операции «Аркана»

19 июля 2023 в 11:32

Ровно 10 лет назад в российском подразделении Renault Group приступили к реализации проекта, который затем выльется в появление самой красивой российской иномарки - кросс-купе Arkana.

 Помните еще несколько лет назад громкие заголовки и характеристики? Автомобиль, созданный россиянами, выпускаемый в России и для россиян и т.п. Как будто вокруг этого автомобиля специально нагнетался нездоровый интерес. Но все это в один момент завершилось, как только 16 мая прошлого года французский автопроизводитель принял решение уйти из РФ.

 Собственно, автомобиль Renault Arkana «живее всех живых», но только не у нас, а на европейском рынке. Это несколько иной автомобиль в знакомом обличье. Дело в том, что европейский кроссовер Renault Arkana выпускается в Южной Корее на мощностях предприятия Renault-Samsung, а затем в большом количестве отправляется на европейские рынки. В прошлом году на всех рынках было продано 81 193 единиц этой модели автомобиля.  Хотя впрочем, Arkana — первый автомобиль марки Renault, который изначально не планировался к запуску во Франции вообще, поэтому пришлось встроить его в плотный европейский модельный ряд автопроизводителя.

 аркана_fr_1

А совсем недавно был проведен небольшой рестайлинг модели. В принципе, большой потребности в значительном обновлении внешности модели не было, она достаточно «свежая», даже по европейским меркам. Но «мордочку» все же ей подновили, в стиле всех последних обновлений модельной линейки Renault. Смотрите сами.

 аркана_fr_4

Но все же, вернемся к нашей российской Arkana. Название автомобиля произошло от латинского arcanum — «тайна, загадка, секрет» и даже «магические силы». И, естественно, есть аналогия со словом «аркан» — развитие темы Kaptur, что созвучно с английским capture, то есть «захват». 

 каптюр_рус5

А вот произошел ли этот захват расскажет упрямая статистика. Получились следующие цифры продаж трех моделей французских кроссоверов в РФ за последние 4 года, с того момента как в модельно ряде Renault Russia появилась «Аркана».

 Конечно, несомненным лидером в модельной линейке французов был Duster. Его популярность в два с половиной раза выше, нежели у Renault Arkana. Также в примерно в полтора раза популярнее оказалась и другая модель – Renault Kaptur. Причин такого положения много. Укажем только на одну из них - больший выбор силовых агрегатов у Duster, его цена и т.д.

 

Табл.1 Продажи кроссоверов Renault в РФ

 

Годы

Duster

Kaptur

Arkana

2019

39 031

25 799

11 311

2020

31 640

20 284

16 814

2021

41 471

18 889

18 246

2022

12 235

5 018

5 092

Всего

124 377

69 990

51 463

Составлено по данным АЕБ

 Впрочем, к созданию Renault Arkana был применен совершенно другой подход, нежели к Duster или Kaptur. Самое главное достоинство в модели Arkana состоит в том, что его разработка шла «демократическим» путем, с привлечением и учетом мнения широкого круга российских автолюбителей. Вдобавок, это была первая модель Renault, в разработке которой на всех этапах принимали самое активное участие российские инженеры. Все особенности машины и все ее детали продумывались и конструировались не только в центрах Renault Group во Франции и Румынии, а еще больше в Москве. 

Аркана_рус1

Анатолий Калицев, один из ведущих специалистов Renault Россия, принимавших участие в разработке автомобиля вспоминал: «Проблема в том, что С-класс в классическом понимании никому не нужен, есть В+ (класс народных иномарок, прим. Проавтобизнес), почти такой же по объему салона с минимумом ненужных наворотов. Поэтому мы не стали его ни делать здесь, ни привозить из Европы. Megane, это слишком узкая ниша». Решено было создавать автомобиль класса SUV-C. И подход был выбран такой.  

«Если условно провести некую поясную линию автомобиля, то нижняя часть сразу понятна: люди ждут что-то кроссоверное, с дорожным просветом, довольно большими колесами и довольно большой колесной базой. А вот верхнюю часть все видели по-разному. Наш выбор пал на этот купеобразный силуэт, т.к. он оказался самым привлекательным».

Аркана_рус3

У Arkana, как ни странно, хорошо сложилась по экономике. По мере развития проект вбирал в себя все новые и новые возможности. И машина получалась недешевой. При этом надо было удержать цену, чтобы Arkana не улетела в какой-то премиальный С+ сегмент, потому что в том сегменте нет объема продаж. Соответственно, нам нужен был массовый продукт, но хорошо оснащенный. К тому времени рынок РФ начал сокращаться (после крымской весны и ввода первых санкций), и в некоторые моменты судьба проекта была не так ясна, вставал вопрос об упрощении, удешевлении.

А еще нужно отметить такой момент. Renault Arkana сделала попытку внести в относительно бюджетный сегмент не только красивый и цельный внешний вид, но и «сломать» отношение у россиян к турбомоторам.

Калицев

Анатолий Калицев вспоминал: «Мы не могли поставить старый 2-литровый атмосферный мотор F4R, в первую очередь по идеологическим соображениям. Он идет в паре с 4-ступенчатым автоматом, который нельзя представить на Аркане. Это два разных мира. Предлагать его только с механикой также нелепо, ведь у нас рынок на 60% уже «двухпедальный». А пытаться «поженить» двигатель в конце его жизненного цикла с новой трансмиссией — очень дорого и бесперспективно, ведь все равно с таким силовым агрегатом мы не достигнем наших целей ни по динамике, ни по экономичности». Сегодня китайские автопроизводители со своими турбомоторами выходят в Россию на уже подготовленную почву.

renault_H5H_TCe_1_3

В целом, при подготовке проекта Arkana было много чего нового в подходах и нетривиальных решений. Но сегодня это все позади. Анатолий Калицев, тогдашний менеджер по продукту Рено Россия, сегодня работает в аналогичной должности в МАЗ Москвич. Хочется надеятся, что его огромный опыт будет востребован и у новых партнеров и владельцев как китайского JAC, так и правительства Москвы.  

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >