+79139857900

В новой реальности

24 декабря 2015 в 20:39

Общее экономическое положение в стране, внешнеэкономические факторы, - все это самым непосредственным образом влияет на состояние автомобильного рынка. По словам Натальи Орловой, руководителя Центра макроэкономического анализа «Альфа банка», сегодня экономическому росту препятствуют структурные ограничения в  экономике. Модель экономического роста, которая с 2000 года позволяла наращивать потребление, наткнулась на ресурсные ограничения, как инвестиционные, так и демографические. Есть также третий ограничивающий фактор. Это - производительность труда. В России она держится на отметке 40% от аналогичного показателя в США. Причем за последние 10 лет картина по производительности не изменилась. Это серьезно сказывается на сдерживании экономического роста. Сегодня следует говорить о том, что потребительский спрос «нащупал» дно, считает экономист. Падение оборотов розничной торговли стабилизировалось с апреля 2015 года, номинальные зарплаты тоже стабилизировались.
Это непосредственным образом сказалось на автомобильном рынке. По словам Олега Мосеева, вице-президента РОАД (ассоциация «Российские автомобильные дилеры»), сегодня автомобильный рынок близок к низшей точке. Эксперт оценил, что при наличии госпрограмм поддержки, объем продаж в 130 тыс. автомобилей в месяц является низшим. «Это тот уровень, с которого уйти ниже будет тяжело», - заявил функционер автомобильной ассоциации. В то же время он допустил, что при отсутствии набора различных мер поддержки уровень продаж может рухнуть до 100-110 тыс. автомобилей в месяц.  
Если посмотреть на автомобильный рынок страны до последнего кризиса, то при  том уровне доходов населения его емкость составляла около 3 млн автомобилей в год. С учетом того, что покупательная способность снизилась, сегодня, по словам Олега Мосеева, потенциальная емкость отечественного авторынка составляет порядка 2,2 млн автомобилей.   
Свою точку зрения представил генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он делает аналогичный вывод. В течение периода с 2000 по 2014 год автомобильный рынок развивался в условиях «коридора» со стабильным курсом национальной валюты и растущими нефтяными ценами. Сегодня, когда экономика оказалась в новых макроэкономических реалиях, рынок в течение 2-3 лет будет адаптироваться к новой реальности. Это и низкие цены на «черное золото», и новый валютный коридор, и курс рубля.

 

Экономист Наталья Орлова из Центра макроэкономического анализа сделала следующие выводы по макроэкономической ситуации на ближайшую перспективу. Модель роста экономики РФ, основанная на росте потребления, себя исчерпала. Россия входит в период ослабления потребительского роста и переходит к иной экономической модели. Для нее   характерны следующие черты: переход к плавающему курсу рубля, рост расходов на оборону, высокая закредитованность домохозяйств. 2015 год был неудачным для потребителей. Сегодня стоимость рубля находится на уровне 65 руб/$. Однако из-за отсутствия факторов роста экономики он может снижаться на 3-5 руб./год. Главным риском для экономики Наталья Орлова называет нефтяные цены. В принципе отечественная экономика достаточно устойчива, делает вывод экономист. А низкий объем долговой нагрузки позволит отечественной экономике продолжительное время  находиться в стадии стагнации.
Сергей Целиков так же видит зависимость между среднемировыми ценами на «черное золото» и объемами продаж новых автомобилей на отечественном рынке. Аналитики агентства «Автостат» разработали математическую модель, в которой были заложены более 20 различных параметров, по их мнению, наиболее сильно влияющих на состояние и объемы продаж автомобильного рынка. В ходе исследования выявлены пять наиболее значимых факторов, имеющих наиболее высокую корреляцию. Так, фактор цены барреля нефти Brent оказывает наиболее существенное влияние на объемы продаж автомобилей в стране (коэффициент корреляции составил 0,86).

На грани увядающего оптимизма
Каковы перспективы российского авторынка? Сегодня на нем активно формируется отложенный спрос. Олег Мосеев из РОАД оценивает объем отложенного спроса на уровне примерно 700 тыс. автомобилей за 2015 год. Если следующий 2016 год также будет тяжелым, то на рынке отложенный спрос удвоится и составит, как минимум, 1,5 млн автомобилей. И как только экономическая ситуация начнет выправляться, то он моментально, как сжатая пружина, выстрелит. Вице-президент РОАД приводит пример быстрого подъема объемов продаж на авторынке после кризиса 2008 года. И напоминает о том,  что прогнозы большинства аналитиков в тот период говорили, что восстановление рынка произойдет не ранее 2015 года. Но в 2012 году продажи показали рекорд: накопленный отложенный спрос выстрелил.
Впрочем, сегодня не стоит надеяться на высокий спрос в конце нынешнего года и в самом начале следующего 2016 года. Сергей Целиков обосновывает: «Программы поддержки автопрома заканчиваются, потребительский настрой снижается. Распродажи пока идут, но цены уже не настолько привлекательны, как в начале года».
В ноябре-декабре прошлого 2014 года продажи сильно увеличились в ожидание посленовогоднего роста цен и составляли 230 и 270 тысяч автомобилей в месяц соответственно. Текущие ожидания на конец 2015 года – объемы продаж на уровне 130-140 тысяч в месяц. В декабре они могут увеличиться в связи со скидочными кампаниями до 150 тысяч. Прогнозировать большие объемы спроса нет оснований – на рост  продаж могут повлиять  распродажи и скидки. В целом, итоговый результат 2015 года  составит 1,5 млн автомобилей (по версии «Автостат» - 1 480 тыс.), авторынок покажет падение минус -36%.
В январе-феврале 2016 года, по всей видимости, объемы продаж не будут превышать 100 тысяч в месяц. «Думаю, что определяющим моментом на нашем рынке станет весна 2016 года, - утверждает Сергей Целиков. - Надеюсь, что к тому моменту правительство наконец осознает необходимость возобновления программ поддержки авторынка и автопрома. Немного поможет сезонный фактор. Возможно, рубль станет вести себя стабильнее, да и отложенный спрос не может накапливаться вечно…»
Аналитическое агентство «Автостат» составило прогноз динамики автопродаж в 2016 году в зависимости от цены на нефть (см. диаграмму). По оценкам специалистов агентства, рост рынка в 2016 году возможен при цене нефти выше $70 за баррель.
При существующей цене в $50 и отсутствии эффективной государственной поддержки отрасли возможно проседание авторынка до уровня 1,2 млн, то есть падение составит 20% к нынешнему году. А при средней цене в $60 – 1,35 млн (-10% к уровню 2015 года). Впрочем, если при каком-либо развитии событий цена нефтяной бочки неожиданно взлетит до $80, то и рынок покажет 10%-й рост до 1,65 млн. автомобилей. По мнению Сергея Целикова, для того, чтобы автомобильный рынок в 2016 году пошел вверх, необходимы дополнительные меры государственной поддержки, рассчитанные на 500 тысяч автомобилей.
 
Государственный интерес
Помощь со стороны государства получают не все отрасли экономики. Сегодня лишь только избранные могут получить государственные субвенции и преференции. Автомобильный рынок является одним из таких субъектов. Достаточно серьезную поддержку отрасль получила в преддверии вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО). По расчетам аналитического агентства, в 2009-2011 году в результате выполнения двух программ по льготному кредитованию и утилизации было продано более одного миллиона автомобилей. В 2013 году, когда авторынок показал первые признаки стагнации и спада, были возобновлены меры господдержки. В результате за три последних года по различным видам льготных программ было реализовано порядка 800 тыс. автомобилей.
На прошедшей в Москве конференции «Росавтодилер-2015» заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов напомнил, что в течение 2015 года объемы государственной поддержки отрасли были увеличены более чем вдвое относительно тех цифр, которые планировались изначально. Чиновник заявил, что в 2016 году господдержка так же будет корректироваться в зависимости от развития ситуации на автомобильном рынке. Он не привел точных цифр.
По оценкам, приведенным аналитиками, благодаря мерам господдержки, в 2015 году по программе льготного кредитования будет продано 190 тыс. автомобилей, по утилизационной программе – 185 тыс., а по программе лизинга – 15 тыс. Таким образом, автодилеры благодаря мерам помощи смогут продать в 2015 году более 400 тыс. легковых машин.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Renault Kaptur 2.0, неужели продолжение следует?

Почему французский кроссовер Renault Symbioz повторил путь российского Kaptur

2 май 2024 в 12:29

Подробнее >
Photo

Как европейцы возвращаются в Россию через китайскую загогулину

Почему французский кроссовер Citroen C5 Aircross...

2 май 2024 в 12:18

Подробнее >
Photo

Китайский JAC будет один вытягивать “Москвич»

Почему китайский автопроизводитель JAC формирует...

2 май 2024 в 12:06

Подробнее >